Судья - Савельев Ю.М. Дело № 1-6/11-22-493
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Великий Новгород 19 апреля 2011 года
Судебная коллегия по уголовным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего - Петровой М.В.,
судей - Волкова А.Т. и Соколовой В.И.,
при секретаре Довженко Ю.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 апреля 2011 года кассационные жалобы осужденного Магзинского И.С., адвоката Яковлевой А.В. в защиту осужденного Магзинского И.С., адвоката Быстровой Е.Э. в защиту Магзинского А.С. на приговор Чудовского районного суда Новгородской области от 14 февраля 2011 года, которым
Магзинский И.С., родившийся <...> в п. N., ранее судимый 05 февраля 2010 года Маловишерским районным судом по ч.3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний назначено 3 года 6 месяцев лишения свободы условно со штрафом 5000 рублей с испытательным сроком 3 года,
- осужден по ч.4 ст.111 УК РФ к 6 годам лишения свободы.
На основании ч.5 ст.74 УК РФ отменено условное осуждение по приговору Маловишерского районного суда от 5 февраля 2010 года.
На основании ст. 70 УК РФ частично присоединено не отбытое наказание по приговору Маловишерского районного суда от 05 февраля 2010 года и окончательно назначено 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Магзинский А.С., родившийся <...> в п. N., ранее судимый 16 января 2009 года Маловишерским районным судом по пп. «а», «б» ч.2 ст.158, п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с испытательным сроком 3 года 6 месяцев;
- осужден по ч.4 ст.111 УК РФ к 7 годам лишения свободы.
На основании ч.5 ст.74 УК РФ отменно условное осуждение по приговору Маловишерского районного суда от 16 января 2011 года.
В соответствии со ст.70 УК РФ частично присоединено не отбытое наказание по приговору Маловишерского районного суда от 16 января 2009 года и окончательно назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Этим же приговором осуждена Гурина Н.А. по ч.1 ст.82 УК РФ реальное отбывание наказания отсрочено до достижения ребенком 14-летнего возраста, приговор в отношении которой не обжалуется.
Судом приняты решения по процессуальным издержкам.
Заслушав доклад судьи Петровой М.В., адвокатов Демидова С.А. и Иванову И.А., поддержавших жалобы по доводам в них изложенных, мнение прокурора Тимофеевой Н.М., полагавшей жалобы оставить без удовлетворения, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Магзинский И.С. и Магзинский А.С., каждый, признаны виновными и осуждены за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенного группой лиц и повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей М.
Преступление совершены при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании подсудимые Магзинский И.С. и Магзинский А.С. вину не признали.
В кассационной жалобе осужденный Магзинский И.С. выражает несогласие с приговором суда. Указывает, что в основу обвинения, прежде всего, положено заключение судебно-медицинской экспертизы от 26 мая 2010 года, согласно которому смерть М. наступила в результате черепно-мозговой травмы, которая образовалась от не менее 3-х ударов в область головы твердым тупым предметом, возможно кулаком, в срок 19 марта 2010 года, т.е. эксперт разграничивает лицо от головы и соответственно телесные повреждения, нанесённые в область лица. Он согласно фабуле обвинения нанес удар ногой в правую часть туловища и два удара кулаком в область головы, а точнее в левую скулу и глаз. Удар ногой в правую часть туловища никакого отношения к травме головы не имеет. Обвинение о нанесении им не менее двух ударов в область головы М. не подтвердилось. Считает установленным в ходе судебного заседания нанесение им двух ударов в лицо, а конкретно в область глаза и скулы. За совершённые им действия больше чем по ст.116 УК РФ квалифицировать невозможно. Просит приговор суда отменить. На основании ст.20, 24 УПК РФ уголовное дело в отношении него прекратить.
В кассационной жалобе адвокат Яковлева А.В. в защиту интересов Магзинского И.С. выражает несогласие с приговором суда. Указывает, что в основу обвинения Магзинского И.С. и других, прежде всего, положено заключение судебно-медицинской экспертизы, согласно которому смерть М. наступила в результате черепно-мозговой травмы, которая образовалась в результате совокупности не менее 3 ударов в область головы и лица твердым тупым предметом. То есть эксперт разграничивает телесные повреждения, нанесенные в область лица и в область головы. Фабула обвинения о нанесении Магзинским И.С. двух ударов в область головы М. не подтвердилась, в то время когда в приговоре установлено, что удары Магзинский наносил потерпевшей только в лицо. При рассмотрении дела и вынесении приговора суд не учел информацию В., который умер, а может быть нет. Информацию В. изложили суду подсудимый Магзинский А.С., свидетели Р., П., Н.. Опровержений этим показаниям нет, суд признал их несостоятельными формально. При любой оценке новой информации она существенно влияет на положение Магзинского, и он в любом случае подлежит оправданию по ст.116 УК РФ и на основании ст.20, 24 УПК РФ дело подлежит прекращению. Просит приговор отменить, на основании ст.20, 24 УПК РФ прекратить.
В кассационной жалобе адвокат Быстрова Е.Э. в защиту интересов осужденного Магзинского А.С. считает, что при вынесении приговора не учтены показания свидетелей И., Р., П., Н., которые в ходе судебного разбирательства показали, что со слов В. знают, что 19 марта 2010 года в доме А., после ухода Магзинских и Гуриной в связи с отказом дать ему денег нанес М. три удара по голове М.. В настоящее время В. скончался в больнице Санкт- Петербурга и не вина подсудимых в том, что установить в настоящее время обстоятельств совершения преступления В. не представляется возможным. Оснований для дачи ложных показаний у указанных свидетелей не имеется и не доверять их показаниям также нет оснований. Просит приговор суда отменить и дело направить на новое рассмотрение.
В возражениях на кассационные жалобы адвокатов Быстровой Е.Э. и Яковлевой А.В. государственный обвинитель по делу - прокурор Маловишерского района Филимонов С.В. считает жалобы адвокатов необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Версию стороны защиты, что в смерти М. виновен В., считает несостоятельной. Доводы адвоката Яковлевой о том, что от ударов, которые наносил Магзинский И.С. не могла образоваться черепно-мозговая травма, повлекшая смерть потерпевшей считает несостоятельными, так как в ходе судебного заседания было установлено, что совместными действиями подсудимых, которые наносили удары потерпевшей, как в область лица, так и в область головы, была причинена черепно-мозговая травма, повлекшая ее смерть.
В возражениях на кассационную жалобу Магзинского И.С. государственный обвинитель - прокурор Маловишерского района Филимонов С.В. считает ее необоснованной. Вина Магзинского И.С.нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания. Версия стороны защиты о том, что в смерти М. виновен В. судом проверялась и не нашла своего подтверждения. В судебном заседании было установлено, что совместными действиями подсудимых, которые наносили удары потерпевшей, как в область лица, так и в область головы, потерпевшей была причинена черепно-мозговая травма, повлекшая ее смерть. Просит приговор оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, выслушав стороны, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным.
Выводы суда о виновности осужденных в содеянном соответствует фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами:
- показаниями подсудимого Магзинского И.С., данными им на предварительном следствии и оглашённых в судебном заседании в связи с отказом от дачи показаний на основании ст.51 Конституции РФ, согласно которых, 19 марта 2010 года он, Магзинский А., Н. и Гурина распивали спиртные напитки, решили выгнать М. из дома отца А. С., так как М. злоупотребляла спиртными напитками и А. стал тоже больше пить спиртного. В связи с этим они, А. С. и Б. пошли в дом А.. По дороге встретили А. и М., которые находились в состоянии алкогольного опьянения. В доме уже находились В., М. и Г.. Все вместе стали употреблять спиртное. М. лежала на кровати в соседней комнате. Когда он увидел, что Гурина нанесла М. пощечину и удар кулаком в лицо, и сказала, что та сгубила его отца, а теперь погубит отца Светланы, он вспомнил своего отца, с которым ранее проживала М. и у него возникла к ней неприязнь. Он вошел в комнату и нанес ей удар ногой в правый бок, стащил ее с кровати и нанес два удара кулаком правой руки в лицо. Затем в комнату вбежал брат Анатолий, оттолкнул его в сторону и нанес М. удар ногой в голову, сверху вниз. Он оттащил брата в сторону, они вышли из комнаты;
- показаниями свидетеля А., согласно которым в марте 2010 года, вечером, она предложила братьям Магзинским, Б. сходить в дом ее отца - А., чтобы выгнать М. и В.. С ними пошли Н. и знакомая по имени Наташа. В доме отца находились В., женщина по имени Марина, Г.. В. сразу ушел. М. завели в соседнюю комнату и положили на диван, через некоторое время туда зашла Гурина, а она за ней. Наташа стала требовать, чтобы М. ушла из дома, перевернула её на спину и нанесла М. пощечину и удар кулаком в лицо. Затем в комнату вбежал Иван, услышав, что Наташа говорит М., что та сгубила отца Магзинских, нанес удар ногой в тело М., стащил её с кровати и нанес не менее двух ударов кулаком в лицо. Затем в комнату вошёл брат Анатолий, оттолкнул Ивана и нанес М. удар ногой в голову. Она вышла из комнаты, сразу же за ней вытащили Анатолия;
- показаниями свидетеля А., согласно которым непродолжительное время он проживал с М.. События того дня помнит плохо, так как был в запое. Помнит, что к нему приходили Магзинские И. и А., в это время М. лежала в соседней комнате. После ухода Магзинских видел, что на полу лежит избитая М.. Когда на следующий день увидел, что М. по-прежнему лежит на полу и хрипит, вызвал «Скорую помощь»;
- показаниями свидетеля Г., согласно которым 18 или 19 марта 2010 года находился в доме А., спиртное не употреблял. Домой вернулся А., с которым пришли его дочь, братья Магзинские, Н., Б.. М. завели в дом и положили в маленькую комнату, телесных повреждений у нее не было. Туда сначала зашла Гурина и стала ругаться на М.. За ней следом зашла А., а затем вся молодежь. Гурина выйдя из комнаты, сказала, что нанесла сильный удар М.. Последним в комнату зашел Магзинский А.. По звукам он понял, что он избивает М.. А. друзья вытащили из комнаты. Потом молодёжь ушла. В комнату М. после их ухода никто не заходил. На следующий день М. увезли в больницу.
- заключением судебно-медицинской экспертизы № 50 от 26 мая 2010 года, из которой следует, что у М. установлена закрытая черепно-мозговая травма. Указанная черепно-мозговая травма сопровождалась сдавлением головного мозга излившейся под твердую мозговую оболочку кровью с последующим нарушением мозгового кровообращения, приведшим к ее смерти, что квалифицируется как тяжкий опасный для жизни вред здоровью со смертельным исходом. Между полученной М. черепно-мозговой травмой и наступлением её смерти имеется прямая причинная связь. Указанная черепно-мозговая травма образовалась в результате совокупности не менее 3-х ударов в область головы и лица тупыми твердыми предметами, возможно кулаками, ногами, в срок 19 марта 2010 года.
- другими доказательствами, подробно изложенными в приговоре.
Суд проанализировав и оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу, что Гурина Н.А., Магзинский А.С. и Магзинский И.С., группой лиц, умышленно причинили тяжкий вред здоровью, опасному для жизни человека, который повлек по неосторожности смерть потерпевшей М., свой вывод суд полно мотивировал в приговоре и не согласиться с ним у судебной коллегии нет оснований.
Доводы кассационных жалоб осужденного Магзинского И.С. и адвоката Яковлевой А.В., что поскольку в заключение судебно-медицинской экспертизы эксперт разграничивает лицо от головы и соответственно телесные повреждения, нанесенные в область лица и в область головы, а фабула обвинения о нанесении Магзинским двух ударов в область головы М. не подтвердилась, то телесные повреждения, нанесенные Магзинским следует квалифицировать по ст.116 УК РФ, судебная коллегия признает несостоятельными. Указанные доводы тщательно исследовались судом первой инстанции. Исследованными в судебном заседании доказательствами, содержание которых подробно приведено в приговоре, установлено, что 19 марта 2010 года Гурина Н.А. нанесла лежащей на кровати потерпевшей М. один удар ладонью и один удар кулаком в область головы. Магзинский И.С., продолжая преступные действия Гуриной, стащил потерпевшую с кровати и нанес ей не менее двух ударов кулаком в область головы. После чего Магзинский А.С. нанес потерпевшей не менее одного удара ногой, обутой в кроссовок, в левую часть головы. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 50 от 26 мая 2010 года смерть М. наступила от черепно-мозговой травмы, которая образовалась в результате совокупности не менее 3-х ударов в область головы и лица тупыми твердыми предметами, возможно ногами, в срок 19 марта 2010 года. Эти же обстоятельства подтвердил и допрошенный в судебном заседании судебно-медицинский эксперт Н., показав, что черепно-мозговая травма, повлекшая смерть потерпевшей образовалась от совокупности не менее трех ударов, как в область головы, так и в область лица. Возможно, ударов потерпевшей было нанесено больше, но не менее трех.
Несостоятельными судебная коллегия признает и доводы жалоб о том, что в смерти потерпевшей М. виновен В., а в действиях Магзинского И.С. и Магзинского А.С. имеются признаки преступления, предусмотренного ч. 1 ст.116 УК РФ. В судебном заседании было установлено, что совместными действиями подсудимых, которые наносили удары, как в область лица, так и в область головы, потерпевшей М. причинена черепно-мозговая травма, повлекшая смерть. Выводы суда о том, что допрошенные в судебном заседании свидетели защиты Р., П., Н. и И. не доказывают вину В., не согласуются с материалами дела, показаниями других свидетелей, не согласуются между собой, являются правильными и не согласиться с ним у судебной коллегии нет оснований.
Суд первой инстанции проанализировал и оценил представленные доказательства и пришел к правильному выводу, что Магзинский И.С. и Магзинский А.С., группой лиц, умышленно причинили тяжкий вред здоровью, опасному для жизни человека, который повлек по неосторожности смерть потерпевшей М., и правильно квалифицировал действия каждого по ч.4 ст.111 УК РФ.
Вместе с тем, принимая во внимание, что Федеральным законом РФ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ в санкцию ч.4 ст.111 УК РФ в редакции ФЗ от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ.
Наказание осужденным Магзинскому И.С. и Магзинскому А.С., каждому, за содеянное назначено судом с учетом требований ст.60 УК РФ, всех обстоятельств дела, в том числе и обстоятельств, смягчающих наказание, тяжести содеянного, данных о личности каждого, по виду и размеру является законным и справедливым, и нельзя его признать чрезмерно суровым.
Суд обоснованно признал обстоятельствами, смягчающим наказание Магзинскому И.С. и Магзинскому А.С., в соответствии с пп. «з», «и» ч.2 ст.61 УК РФ - полное признание ими своей вины в ходе предварительного расследования и в начале судебного разбирательства.
Вид исправительной колонии - строгого режима, правильно определен Магзинскому И.С. и Магзинскому А.С. судом, в соответствии с п. «в» ч.1 ст.58 УК РФ, поскольку ими совершено особо тяжкое преступление.
Каких-либо нарушений уголовного и уголовно-процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену приговора, по делу не допущено. Оснований к отмене либо изменению приговора судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Приговор Чудовского районного суда Новгородской области от 2011 года в отношении Магзинского И.С. и Магзинского А.С. изменить:
- переквалифицировать действия Магзинского И.С. с ч.4 ст.111 УК РФ в редакции ФЗ от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ и назначить 6 (шесть) лет лишения свободы.
На основании ч.5 ст.74 УК РФ отменить условное осуждение по приговору Маловишерского районного суда от 05 февраля 2010 года.
На основании ст.70 УК РФ путем частичного присоединения не отбытого наказание по приговору Маловишерского районного суда от 05 февраля 2010 года и окончательно назначить 7 (семь) лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со штрафом в размере 5000 рублей;
- переквалифицировать действия Магзинского А.С. с ч.4 ст.111 УК РФ в редакции ФЗ от 07 марта 2011 года № 26-ФЗ и назначить 7 (семь) лет лишения свободы.
На основании ч.5 ст.74 УК РФ отменить условное осуждение по приговору Маловишерского районного суда от 16 января 2011 года.
В соответствии со ст.70 УК РФ частично присоединить не отбытое наказание по приговору Маловишерского районного суда от 16 января 2009 года и окончательно назначить 7 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строго режима.
В остальной части приговор оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденного Магзинского И.С., адвокатов Яковлевой А.В. и Быстровой Е.А. - без удовлетворения.
Производство по кассационному представлению государственного обвинителя - прокурора Маловишерского района Филимонова С.В. прекратить.
Председательствующий М.В. Петрова
Судьи А.Т. Волков
В.И. Соколова