№03-01/2011 г.Великий Новгород <...>">РЕШЕНИЕ <...>">ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 14 января 2011 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи - Есаковой С.В., при секретаре - Волковой О.Ю., с участием представителя истца - Управления Министерства юстиции РФ по Новгородской области Парамоновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Новгородской области к Региональному общественному фонду «Содействие юридическому образованию» о ликвидации и назначении ликвидатора Регионального общественного фонда «Содействие юридическому образованию» из числа учредителей фонда, <...>">УСТАНОВИЛ: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области (далее по тексту - Управление) обратилось в суд с исковым заявлением о ликвидации Регионального общественного фонда «Содействие юридическому образованию» (далее по тексту - Фонд), указав в обоснование, что в результате проведенной Управлением в октябре - ноябре 2010 года плановой проверки деятельности Фонда установлены неоднократные и грубые нарушения ответчиком законодательства Российской Федерации. В частности, число учредителей Фонда не соответствует требованиям 4.1 ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях»; в период 2007-2009 годов ответчик, в нарушение ст.118 ГК РФ, ст.7 Федерального закона «О некоммерческих организациях», ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», не публиковал ежегодные отчеты об использовании своего имущества и не проводил ежегодный обязательный аудит. В нарушение положений ст.ст.7, 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уполномоченными лицами Фонда не сформирован попечительский Совет, не представляется информация в налоговый орган об осуществляемой деятельности. Наименование Фонда, в нарушение требований ст.28 Федерального закона «Об общественных объединениях», не содержит указания на территориальную сферу деятельности. В связи с этим Управление просило вынести решение о ликвидации Фонда и назначить ликвидатора Фонда из числа его учредителей. В судебном заседании представитель Управления - Парамонова И.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель Фонда, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражал против ликвидации Фонда в судебном порядке. В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика. Представитель третьего лица - Управления федеральной налоговой службы Российской Федерации по Новгородской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, заявлением от 20 декабря 2010 года просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления. В соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия представителя третьего лица. Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает требования Управления подлежащими удовлетворению частично. Как следует из материалов дела, 23 марта 1998 года Управлением юстиции Администрации Новгородской области зарегистрирован Региональный общественный фонд «Содействие юридическому образованию», учетный номер <...>, основной регистрационный номер <...> от 28 ноября 2002 года. Согласно п.2.2 Устава основными целями Фонда являются: создание благоприятных условий для получения юридического образования, правовой помощи и юридических знаний всех слоев населения; улучшение профессиональной подготовки юристов; повышение качества предоставляемых правовых услуг. В соответствии с ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Обязанность общественных объединений соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, возложены на них также статьей 29 (абзац 1 части 1) Федерального закона «Об общественных объединениях» (№ 82-ФЗ от 19 мая 1995г., далее - Федеральный закон № 82-ФЗ). В силу абз.2 п.2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Согласно абз.2 4.1 ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях» одним из оснований для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности по решению суда являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных правовых актов. В силу 4.1 ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединения» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности (ч.1 ст.28 Федерального закона № 82-ФЗ). Однако, как следует из материалов дела, Фондом указанные требования Федерального закона не соблюдаются, число учредителей Фонда составляет два человека, то есть менее предусмотренного федеральным законодательством числа учредителей - физических лиц, что подтверждается представленной ответчиком в адрес Управления информацией, наименование Фонда не содержит указание на территориальную сферу его деятельности. В соответствии с п.2 ст.118 ГК РФ, п.2 ст.7 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (№ 7-ФЗ от 12 января 1996г., далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), ст.5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (№ 307-ФЗ от 30 декабря 2008г.) Фонд обязан был ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества и обеспечивать организацию аудиторских проверок. Между тем, данные требования закона ответчиком неоднократно нарушались. Как следует из представленного Управлением акта проверки деятельности Фонда от 09 ноября 2010 года № 56, в период 2007-2009г.г. Фонд ежегодные отчеты об использовании своего имущества не публиковал, ежегодный обязательный аудит ответчиком не проводился. Согласно п.3 ст.7 Федерального закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями. Пунктом 5.8 Устава Фонда предусмотрено, что попечительский Совет Фонда формируется по предложению учредителей фонда из числа руководителей или других лиц правоохранительных органов, организаций оказывающих правовую помощь и других лиц, занятых подготовкой юристов. Как установлено в ходе рассмотрения дела, положения вышеуказанного закона ответчиком не выполняются, попечительский Совет до настоящего времени не сформирован, в результате чего надзор за деятельностью Фонда и принимаемыми им решениями со стороны данного органа не осуществлялся. В соответствии со ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. Представляемая некоммерческими организациями в налоговый орган информация о деятельности состоит из налоговой и бухгалтерской отчетности, обязанность представления которой также предусмотрена ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете», под.5 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ. Вышеуказанные требования закона ответчиком нарушены, бухгалтерская отчетность за 2007-2009г.г. в налоговый орган не представлена, что подтверждается, помимо акта проверки деятельности Фонда, составленного Судом также установлено, что в целях проведения Управлением плановой документарной проверки соответствия деятельности Фонда, в том Между тем, в нарушение требований п.5 ст. 11 Федерального закона «О Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении Фондом предъявляемых к нему законом требований и возложенных на него обязанностей, суд Наличие у ответчика задолженности по единому социальному налогу в сумме 101 рубль 36 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование страховой части в сумме 1068 рублей 18 копеек, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование накопительной части в сумме 19 рублей 61 копейка, как на то ссылалось Управление ФНС по Новгородской области, не является препятствием для принятия судом решения о ликвидации Фонда. Таким образом, исковые требования Управления о ликвидации Фонда основаны на законе, а потому подлежат удовлетворению. Вместе с тем, в удовлетворении требований Управления о назначении ликвидаторов из числа учредителей Фонда суд считает необходимым отказать по следующим основаниям. Статья 61 ГК РФ (абз.2.и 3) предусматривает возможность возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, и не устанавливает обязанности суда по решению данного вопроса. При этом решение суда о ликвидации Фонда без возложения обязанности по ликвидации на его учредителей не противоречит положениям ст.61 ГК РФ и не препятствует проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со ст.ст.61-64 ГК РФ после принятия судом решения о его ликвидации. В связи с удовлетворением исковых требований Управления, освобожденного при обращении в суд от уплаты государственной пошлины в силу п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, с Фонда в соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 руб. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Новгородской области к Региональному общественному фонду «Содействие юридическому образованию» о ликвидации и назначении ликвидатора Регионального общественного фонда «Содействие юридическому образованию» из числа учредителей фонда удовлетворить частично. Ликвидировать Региональный общественный фонд «Содействие юридическому образованию» в установленном законом порядке. В части требований о назначении ликвидатора Регионального общественного фонда «Содействие юридическому образованию» из числа учредителей фонда отказать. Взыскать с Регионального общественного фонда «Содействие юридическому образованию» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4000 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения, начиная с 19 января 2011 года. Председательствующий: С.В.Есакова
Управлением, также письмом МИФНС России № 9 по Новгородской области от 05 февраля 2010 года.
числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества
уставным целям, 9 февраля 2010 года Управлением в адрес Фонда направлено уведомление о проведении проверки и предоставлении к началу проверки
банковских платежных документов за 2009-2010г.г.
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (№ 294-ФЗ от 26 декабря 2008г.) Фонд в установленный срок запрошенные Управлением документы, необходимые для проведения проверки, не представил.
приходит к выводу о том, что со стороны ответчика имеет место грубое и неоднократное нарушение требований федерального законодательства, что в соответствии со ст.61 ГК РФ, ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях» является основанием для его ликвидации.