№ 03-28\2011 г. Великий Новгород Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 ноября 2011 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи - Есаковой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ярцевой Г.В. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва от 27 октября 2011 года № 14 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Ярцевой Г.В.», У С Т А Н О В И Л : Постановлением Новгородской областной Думы № 1898-ОД от 31 августа 2011 года «О назначении выборов депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва» выборы депутатов Новгородской областной Думы назначены на 4 декабря 2011 года. Постановлением № 14 от 27 октября 2011 года (с учетом изменений, внесенных постановлением № 15 от 1 ноября 2011 года) окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Новгородской областной Думы (далее по тексту - ОИК № 5) Ярцевой Г.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5. Ярцева Г.В. 1 ноября 2011 года обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного выше постановления ОИК № 5, ссылаясь на то, что решение об отказе в регистрации ее кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 5 принято окружной избирательной комиссией с нарушением требований закона. Указывает, что отсутствие в подписных листах сведений о дате рождения лиц, осуществлявших сбор подписей, не может служить основанием для признания всех 404-х подписей недействительными, поскольку в бланке подписных листов указание на необходимость внесения таких сведений отсутствует. Форма подписного листа получена заявителем с официального сайта Избирательной комиссии Новгородской области, где на момент изготовления заявителем подписных листов форма подписного листа была размещена без указания о необходимости внесения даты рождения сборщика подписей. Также считает неправомерным признание ОИК № 5 недействительными 23-х подписей избирателей на листах 21 и 25 из-за отсутствия на этих листах удостоверяющей подписи кандидата в депутаты, и подписи 8 на листе 15 из-за отсутствия числа и месяца рождения 18-летнего избирателя, так как указанные недочеты носят формальный характер и не влияют на волеизъявление избирателей. Ссылку избирательной комиссии на то, что 45 подписей избирателей в подписных листах содержат сведения, не соответствующие действительности, полагает несостоятельной, поскольку несоответствие действительности этих сведений является следствием технических ошибок и также не влияет на волеизъявление граждан. Считает, что предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы у ОИК № 5 не имелось. Исходя из этого Ярцева Г.В. просит постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва от 27 октября 2011 года № 14 признать незаконным и обязать окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 5 зарегистрировать ее кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы по данному округу. В судебном заседании Ярцева Г.В. заявление поддержала по изложенным выше мотивам. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление Ярцевой Г.В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Правовую основу выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон), иные федеральные законы, Устав Новгородской области, Областной закон от 2 июля 2007 года № 122-ОЗ «О выборах депутатов Новгородской областной Думы» (далее по тексту - Областной закон), иные областные законы. В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичное положение содержится в пункте 7 части 5 статьи 33 Областного закона «О выборах депутатов Новгородской областной Думы», устанавливающего порядок организации и проведения выборов депутатов Новгородской областной Думы. В соответствии с Постановлением Новгородской областной Думы от 29 июня 2011 года № 1839-ОД «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва» число избирателей по одномандатному избирательному округу № 5 составляет 36 821 человек. Согласно части 2 статьи 29 Областного закона количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 1% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа. В силу части 3 статьи 32 Областного закона окружная избирательная комиссия проводит проверку достоверности не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата подписей избирателей. Постановлением ОИК № 5 от 6 сентября 2011 года за № 1 определено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 составляет 368. Этим же постановлением установлено, что при проведении выборов депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва по названному избирательному округу проверке подлежат все представленные в поддержку выдвижения кандидата подписи избирателей. Судом из материалов дела установлено, что 2 октября 2011 года Ярцева Г.В. представила в ОИК № 5 заявление о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и другие необходимые документы, 18 октября 2011 года Ярцевой Г.В. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 5 представлено 28 подписных листов с общим количеством подписей избирателей в поддержку кандидата - 404. Для проверки отобрано 404 подписи избирателей. Согласно статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недействительная подпись - подпись собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Пунктом 3 статьи 38 названного Закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. В силу части 7 статьи 32 Областного закона «О выборах депутатов Новгородской областной Думы», недействительными, в частности, признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.3); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим областным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (п.4); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (п.8). В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается федеральным законом. Подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону. На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов (п.10). Согласно статье 29 Областного закона избиратель собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения в подписном листе, в котором также указываются следующие данные об избирателе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, и включающий в себя наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры (ч.5). Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Каждый подписной лист заверяется также кандидатом (если подписи собираются в поддержку самовыдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу), который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (ч.9). Названные выше требования Областного закона к оформлению подписного листа полностью аналогичны положениям, установленным в пунктах 11-13 статьи 37 Федерального закона. При исследовании подписных листов в поддержку кандидата Ярцевой Г.В. суд приходит к выводу, что по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 7 статьи 32 Областного закона окружной избирательной комиссией правомерно признаны недействительными все подписи избирателей в количестве 23-х на листах 21 и 25, поскольку, в нарушение части 9 статьи 29 Областного закона (п.13 ст.37 Федерального закона), названные подписные листы кандидатом Ярцевой Г.В. не заверены. В подписном листе 15 (строка 8) данные об избирателе, 1993 года рождения, не содержат сведений о числе и месяце рождения, в связи с чем данная подпись обоснованно признана ОИК № 5 недействительной по основанию пункта 4 части 7 статьи 32 названного закона. В судебном заседании также установлено, что подписной лист 7 не содержит указания на номер специального избирательного счета, что не соответствует требованиям пункта 10 статьи 37 Федерального закона. Более того, данный подписной лист, удостоверенный кандидатом Ярцевой Г.В., изготовлен для сбора подписей в поддержку самовыдвижения другого кандидата (Н.А.В.) по другому одномандатному избирательному округу (№ 7), соответственно, из средств избирательного фонда кандидата Ярцевой Г.В., в нарушение пункта 5 статьи 37 Федерального закона, не оплачен (п.5 ст.37 Федерального закона). При таких обстоятельствах все 13 подписей на подписном листе 7, как верно признала избирательная комиссия, являются недействительными. Таким образом, уже только установленные выше нарушения, допущенные кандидатом при сборе подписей избирателей в поддержку своего выдвижения и при оформлении подписных листов, являлись достаточным основанием для принятия окружной избирательной комиссией оспариваемого решения об отказе Ярцевой Г.В. в регистрации кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы, поскольку оставшегося количества подписей избирателей (404 - 1 - 23 - 13 = 367) недостаточно для регистрации кандидата в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5. Кроме того, как видно из представленных Ярцевой Г.В. для регистрации подписных листов, во всех 28-ми подписных листах, в нарушение требований части 9 статьи 29 Областного закона, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не указана дата рождения, в связи с чем окружная избирательная комиссия, отказывая в регистрации кандидата, правомерно указала на недействительность всех 404-х подписей избирателей также по основанию, предусмотренному пунктом 8 части 7 статьи 32 Областного закона. Доводы Ярцевой Г.В. о том, что в бланке подписного листа, форма которого получена заявителем с официального сайта Избирательной комиссии Новгородской области, указание на необходимость внесения таких сведений отсутствует, не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Областной закон «О выборах депутатов Новгородской областной Думы» содержат прямое указание на обязанность лица, осуществлявшего сбор подписей, при заверении подписного листа указывать дату своего рождения. Форма подписного листа (приложение 5 к Федеральному закону, приложение 2 к Областному закону) содержит указание на обязательность внесения данных сведений. Требования к форме подписного листа, установленные законом, в настоящем случае кандидатом не соблюдены. Также обоснованно избирательной комиссией признаны недействительными 45 подписей избирателей по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 7 статьи 32 Областного закона. Факт несоответствия действительности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями указанных избирателей (в том числе: подпись 141 в листе 10, подпись 312 в листе 22, подписи 225, 230 и 234 в листе 17, подпись 217 в листе 16, подпись 9 в листе 1, подпись 165 в листе 12, подписи 70 и 72 в листе 5 и др.), в графах «Адрес места жительства» и «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», достоверно установлен в судебном заседании, не опровергнут заявителем, подтверждается официальной справкой УФМС России по Новгородской области от 24 октября 2011 года, составленной по результатам проведенной проверки. Допрошенные в судебном заседании свидетели П.Р.В., Б.Е.Б., П.Л.В., С.Т.И., осуществлявшие сбор подписей в поддержку самовыдвижения кандидата Ярцевой Г.В., также не отрицали тех обстоятельств, что сведения о некоторых избирателях в подписные листы вносились ими со слов последних, не исключали ошибок и описок в результате невнимательности. Ссылки Ярцевой Г.В. на несущественность и формальность допущенных ошибок, не влияющих, по ее мнению, на волеизъявление избирателей, а также доводы о том, что не могут быть признаны недействительными подписи избирателей, зарегистрированных по месту жительства в пределах одномандатного избирательного округа № 5, но ошибочно указавших в подписных листах адрес фактического проживания в этом же избирательном округе, являются несостоятельными. В силу прямого указания закона подписи, собранные, в том числе, с нарушением порядка оформления подписного листа, являются недействительными. Таким образом, на основании совокупности всех исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что у окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 имелись предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (п.7 ч.5 ст.33 Областного закона Областного закона «О выборах депутатов Новгородской областной Думы») основания для отказа Ярцевой Г.В. в регистрации кандидатом в депутаты Новгородского областной Думы. При этом нарушения процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, предусмотренной статьей 32 Областного закона, избирательной комиссией не допущено. Оспариваемое постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва № 14 от 27 октября 2011 года «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Ярцевой Г.В.» является основанным на законе, принято в пределах предоставленных ОИК № 5 полномочий. Оснований для отмены указанного постановления суд не установил. При изложенных обстоятельствах требования Ярцевой Г.В. надлежит оставить без удовлетворения. Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.п.7 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с Ярцевой Г.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст.ст.194-198, 261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Ярцевой Г.В. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва от 27 октября 2011 года № 14 «Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Ярцевой Г.В.» отказать. Взыскать с Ярцевой Г.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 5 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, начиная с 11 ноября 2011 года. при секретаре - Назаровской В.С.,
с участием прокурора - Власовой О.Н.,
с участием заявителя Ярцевой Г.В., представителей окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва - Малышева С.И., Смирновой Е.В. и Володиной Е.В.,
Представители окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 Малышев С.И., Смирнова Е.В. и Володина Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали, пояснив, что нарушений требований федерального и областного законодательства при проверке подписных листов в поддержку кандидата Ярцевой Г.В. не допущено, решение об отказе в регистрации кандидата принято избирательной комиссией в соответствии с законом.