оспаривание решения ОИК одномандатного избирательного округа №7 по выборам депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва



№ 03-29\2011                                                                г. Великий Новгород

                                               

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 ноября 2011 года Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи - Есаковой С.В.,

при секретаре - Зиминой И.В.,
с участием прокурора - Степановой Е.И.,
с участием заявителя Никонова А.В., представителей окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 по выборам депутатов Новгородской областной Думы - Малышева С.И., Володиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никонова А.В. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 по выборам депутатов Новгородской областной Думы от 28 октября 2011 года № 15 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 Никонова А.В.»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Новгородской областной Думы № 1898-ОД от 31 августа 2011 года «О назначении выборов депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва» выборы депутатов Новгородской областной Думы назначены на 4 декабря 2011 года.

Постановлением № 15 от 28 октября 2011 года (с учетом изменений, внесенных постановлением № 16 от 1 ноября 2011 года) окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 по выборам депутатов Новгородской областной Думы (далее по тексту - ОИК № 7) Никонову А.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.

Никонов А.В. 2 ноября 2011 года обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного выше постановления ОИК № 7, ссылаясь на то, что решение об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 7 принято окружной избирательной комиссией с нарушением требований закона. Указывает, что отсутствие в подписных листах сведений о дате рождения лиц, осуществлявших сбор подписей, не может служить основанием для признания всех подписей недействительными, поскольку в бланке подписных листов указание на необходимость внесения таких сведений отсутствует. По форме подписной лист соответствует закону, что подтверждает ответ избирательной комиссии на обращение заявителя по данному вопросу. На момент оформления и предоставления заявителем в избирательную комиссию подписных листов их форма соответствовала приложению к Областному закону № 122-ОЗ, указание на необходимость внесения даты рождения сборщика подписей форма не содержала. Считает, что предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы у ОИК № 7 не имелось. Исходя из этого Никонов А.В. просит постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 по выборам депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва от 28 октября 2011 года № 15 отменить, обязав окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 7 провести повторное голосование по вопросу проверки представленных им подписных листов.

В судебном заседании Никонов А.В. заявление поддержал, уточнив его требованием об обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 зарегистрировать его кандидатом в депутаты Новгородской областной Думы по данному округу.

Представители окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 Малышев С.И. и Володина Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявления возражали, пояснив, что нарушений требований федерального и областного законодательства при проверке подписных листов в поддержку кандидата Никонова А.В. не допущено, решение об отказе в регистрации кандидата принято избирательной комиссией в соответствии с законом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление Никонова А.В. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Правовую основу выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон), иные федеральные законы, Устав Новгородской области, Областной закон от 2 июля 2007 года № 122-ОЗ «О выборах депутатов Новгородской областной Думы» (далее по тексту - Областной закон), иные областные законы.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Аналогичное положение содержится в пункте 7 части 5 статьи 33 Областного закона «О выборах депутатов Новгородской областной Думы», устанавливающего порядок организации и проведения выборов депутатов Новгородской областной Думы.

В соответствии с Постановлением Новгородской областной Думы от 29 июня 2011 года № 1839-ОД «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва» число избирателей по одномандатному избирательному округу № 7 составляет 36 997 человек.

Согласно части 2 статьи 29 Областного закона количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, составляет 1% от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.

В силу части 3 статьи 32 Областного закона окружная избирательная комиссия проводит проверку достоверности не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата подписей избирателей.

Постановлением ОИК № 7 от 6 сентября 2011 года за № 1 определено, что количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 составляет 370. Этим же постановлением установлено, что при проведении выборов депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва по названному избирательному округу проверке подлежат все представленные в поддержку выдвижения кандидата подписи избирателей.

Судом из материалов дела установлено, что 13 сентября 2011 года Никонов А.В. представил в ОИК № 7 заявление о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и другие необходимые документы, 19 октября 2011 года Никоновым А.В. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 7 представлено 23 подписных листа с общим количеством подписей избирателей в поддержку кандидата - 405. Для проверки отобрано 405 подписей избирателей.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» недействительная подпись - подпись собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа.

Пунктом 3 статьи 38 названного Закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.

В силу части 7 статьи 32 Областного закона «О выборах депутатов Новгородской областной Думы», недействительными, в частности, признаются: подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (п.3); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим областным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (п.4); подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями (п.6); подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей (п.7); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме (п.8); все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 1 и 2 к настоящему областному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 3 настоящего областного закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 3 статьи 29 настоящего областного закона (п.9).

В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается федеральным законом. Подписные листы изготавливаются и оформляются по формам согласно приложению 5 к настоящему Федеральному закону. На выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов (п.10).

Согласно статье 29 Областного закона избиратель собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения в подписном листе, в котором также указываются следующие данные об избирателе: фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), серия, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, и включающий в себя наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры (ч.5). Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшем сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (ч.9).

Названные выше требования Областного закона к оформлению подписного листа полностью аналогичны положениям, установленным в пунктах 11-13 статьи 37 Федерального закона.

При исследовании подписных листов в поддержку кандидата Никонова А.В. суд приходит к выводу, что по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 7 статьи 32 Областного закона окружной избирательной комиссией правомерно признаны недействительными 17 подписей избирателей, поскольку, в нарушение требований ст.29 Областного закона, в них отсутствуют установленные данным законом сведения. Так, в подписных листах 4 (строка 4) и 22 (строка 19) данные об избирателях, 1993 года рождения, не содержат сведений о числе и месяце рождения; в графе «Адрес места жительства» отсутствует наименование субъекта Российской Федерации (лист 6 строка 3, лист 11 строки 2, 3, 6-9, 16), а также наименование населенного пункта (лист 23 строка 9); отсутствует дата внесения подписи избирателя (лист 10 строка 10, лист 15 строка 18, лист 22 строки 11-14).

В судебном заседании также установлено, что 5 подписей избирателей (лист 10 строка 12, лист 12 строки 10 и 11, лист 14 строки 4 и 16) содержат не оговоренные избирателями исправления в датах их внесения в подписной лист, 6 подписей избирателей (лист 6 строка 20, лист 8 строка 6, лист 12 строка 6, лист 20 строки 2 и 12, лист 21 строка 11) содержат не оговоренные исправления в соответствующих сведениях об избирателях, в связи с чем данные 11 подписей обоснованно признаны ОИК № 7 недействительными по основаниям пунктов 6 и 7 части 7 статьи 32 названного закона.

Кроме того, как видно из представленных Никоновым А.В. для регистрации подписных листов, во всех 23-х подписных листах не содержится указания на номер специального избирательного счета, что не соответствует требованиям пункта 10 статьи 37 Федерального закона, также во всех 23-х подписных листах, в нарушение требований пункта 8 названной статьи Федерального закона и приложения 5 к нему (приложение 2 к Областному закону), отсутствует указание на необходимость внесения сведений о дате рождения лица, осуществлявшего сбор подписей, также в нарушение требований части 9 статьи 29 Областного закона в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, дата рождения не указана, в связи с чем окружная избирательная комиссия, отказывая в регистрации кандидата, правомерно указала на недействительность всех 405-ти подписей избирателей по основаниям, предусмотренным пунктами 8 и 9 части 7 статьи 32 Областного закона.

Доводы Никонова А.В. о том, что в бланке подписного листа указание на необходимость внесения таких сведений отсутствует, не могут быть приняты во внимание, поскольку Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Областной закон «О выборах депутатов Новгородской областной Думы» содержат прямое указание на обязанность лица, осуществлявшего сбор подписей, при заверении подписного листа указывать дату своего рождения. Форма подписного листа (приложение 5 к Федеральному закону, приложение 2 к Областному закону) содержит указание на обязательность внесения данных сведений. Требования к форме подписного листа, установленные законом, в настоящем случае кандидатом не соблюдены. Ссылки заявителя на незаконность действий избирательной комиссии при рассмотрении его обращений по вопросу оформления подписных листов, на введение его в заблуждение относительно требований к порядку оформления подписных листов являются несостоятельными, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Также обоснованно избирательной комиссией признаны недействительными 74 подписи избирателей по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 7 статьи 32 Областного закона. Факт несоответствия действительности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями указанных избирателей в графах «Фамилия», «Имя», «Дата рождения», «Адрес места жительства» (в том числе: лист 8 строки 1, 5, 8, 9, 12, 13 и 17, лист 10 строка 16, лист 6 строка 18, лист 18 строки 11, 12 и 16, лист 3 строки 13, 16 и 19, лист 21 строка 4, лист 22 строки 8 и 11, лист 12 строки 1 и 20, лист 15 строки 13, 15, 16 и 18, лист 9 строки 4, 9 и 10, лист 14 строки 5, 9, 11-14, лист 19 строка 16, лист 16 строки 1, 10-12, 16 и 17, лист 5 строки 4 и 18, лист 11 строка 6, лист 18 строки 11 и 15, лист 7 строки 2 и 15,и др.), достоверно установлен в судебном заседании, не опровергнут заявителем, подтверждается официальной справкой УФМС России по Новгородской области от 26 октября 2011 года, составленной по результатам проведенной проверки.

Таким образом, на основании совокупности всех исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что у окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 имелись предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (п.7 ч.5 ст.33 Областного закона Областного закона «О выборах депутатов Новгородской областной Думы») основания для отказа Никонову А.В. в регистрации кандидатом в депутаты Новгородского областной Думы. При этом нарушения процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, предусмотренной статьей 32 Областного закона, избирательной комиссией не допущено.

Оспариваемое постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 по выборам депутатов Новгородской областной Думы пятого созыва № 15 от 28 октября 2011 года «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 Никонова А.В.» является основанным на законе, принято в пределах предоставленных ОИК № 7 полномочий.

Оснований для отмены указанного постановления суд не установил.

При изложенных обстоятельствах требования Никонова А.В. надлежит оставить без удовлетворения. Кроме того, в соответствии со ст.103 ГПК РФ, п.п.7 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с Никонова А.В. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Никонова А.В. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 7 по выборам депутатов Новгородской областной Думы от 28 октября 2011 года № 15 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Новгородской областной Думы пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 7 Никонова А.В.» отказать.

Взыскать с Никонова А.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 5 дней со дня вынесения решения в окончательной форме, начиная с 12 ноября 2011 года.

       

Председательствующий:                                                           С.В.Есакова