по иску Стародумова В.Л. к Управлению о признании бездействия незаконным и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка



Судья - Щеглов И.В.                  23.11.2011г.                   Дело №2-5696-33-2280 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего - Бобряшовой Л.П.,

судей - Жуковой Н.А., Тарасовой Н.В.,

при секретаре - Фрунзе Л.П.,

с участием: представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области Штарёва Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарасовой Н.В. 23 ноября 2011г. дело по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 23 сентября 2011г., которым удовлетворено заявление Стародумова Владимира Леонидовича и постановлено: признать бездействие Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Новгородской области по заявлению Стародумова В.Л. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 12215 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства; обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном законом порядке по существу вопрос о заключении со Стародумовым В.Л. договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <...>; взыскать с Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Новгородской области в пользу Стародумова В.Л. расходы по оплате услуг представителя в размере <...> руб.; возместить из средств местного бюджета Стародумову В.Л. расходы по госпошлине в размере <...> руб.,
У С Т А Н О В И Л А :

Стародумов В.Л. обратился в суд с заявлением о признании бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области (далее Управление) незаконным и возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 12215 кв.м., расположенного по адресу: Новгородская область и район, <...> сельское поселение, д.<...>, указав, что является собственником коттеджа и гаража, расположенных на спорном земельном участке. 17.06.2011г. он обратился в Управление с заявлением о приобретении в собственность данного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в порядке, предусмотренном ст.36 ЗК РФ, которое до настоящего времени Управлением не рассмотрено. Считает данное бездействие Управления незаконным и просит обязать Управление заключить с ним договор купли-продажи указанного земельного участка.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым Управление не согласно, ставит в кассационной жалобе вопрос о его отмене и принятии нового решения об отклонении требований, полагая, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, согласно которым обращение Стародумова В.Л. было рассмотрено в установленные законом сроки и ему был дан письменный ответ. Обращает внимание на то, что Управление не наделено самостоятельными полномочиями собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, все действия в отношении таких земель Управление осуществляет только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, что не было учтено судом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя Управления, поддержавшего жалобу, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела видно, что земельный участок, относящийся к категории земель поселений, площадью 64449 кв.м. расположенный по адресу: Новгородская область и район, д.<...>, был предоставлен Администрацией Новгородского муниципального района Стародумову В.Л. на срок с <...>.2009г. по <...>.2058г. для эксплуатации базы отдыха на основании договора аренды, заключённого <...>2009г. <...>.2009г. произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок. В этот же день постановлением Администрации <...> сельского поселения Новгородского района и области Стародумову В.Л. вид разрешённого использования данного земельного участка изменён с вида разрешённого использования «эксплуатация базы отдыха» на вид разрешённого использования «личное подсобное хозяйство».

Вступившим в законную силу решением суда на Управление возложена обязанность согласовать схему раздела указанного выше земельного участка на два вновь образуемых участка площадями 52234 кв.м. и 12215 кв.м.

На земельном участке площадью 12215 кв.м. с кадастровым номером <...>, образованном из земельного участка с кадастровым номером 53:11:1500312:4 площадью 64449 кв.м. расположен принадлежащий Стародумову В.Л. коттедж площадью <...> кв.м и гараж площадью <...> кв.м.

В соответствии с п.1 ст.36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом; если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Стародумов В.Л. 17.06.2011г. обратился в Управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <...> площадью 12215 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, приложив к нему требуемые законом документы.

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления заявления о приватизации земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия такого решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Вместе с тем, Управлением в установленный законом срок по заявлению Стародумова В.Л. не было принято какое-либо решение.

15.07.2011г. Управлением Стародумову В.Л. направлено письмо, в котором сообщено о приостановлении регистрации права государственной собственности на испрашиваемый участок и возможности предоставлении земельного участка после устранения указанной причины. Данное письмо получено представителем Стародумова В.Л. - С. 24.08.2011г.

Принимая во внимание то обстоятельство, что вышеуказанное письмо не может расцениваться в качестве акта, принимаемого уполномоченным органом в установленной законом форме, на который указано в п.6 ст.36 ЗК РФ, суд, правильно применив нормы материального права, не допустив существенного нарушения норм процессуального права, обоснованно признал, что бездействие Управления нарушает права заявителя, а потому правомерно обязал Управление рассмотреть заявление Стародумова В.Л. в порядке, установленном законом.

Ссылка в жалобе на отсутствие у Управления самостоятельных полномочий по разрешению заявлений граждан о приватизации земельных участков противоречит п.4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новгородской области, утверждённым приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом 05.03.2009г. №63, согласно которому по поручению Агентства Управление осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества.

Таким образом, Управление могло действовать на основании выданной Агентством соответствующей доверенности для осуществления указанного полномочия.

Как утверждал в суде кассационной инстанции представитель Управления, при реализации названного выше полномочия, Управление действует не на основании доверенности, а в рамках сложившейся практики, в соответствии с которой принимает у гражданина заявление с пакетом документов, которые направляет Агентству для принятия соответствующего решения.

Вместе с тем, из объяснений того же представителя следует, что заявление Стародумова В.Л. для принятия соответствующего решения Управлением в Агентство не высылалось. Следовательно, заявление Стародумова В.Л. до настоящего времени по существу не рассмотрено.

Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании закона, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, а потому не служат основанием к отмене судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 360-367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 23 сентября 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.

Председательствующий:                                             (Бобряшова Л.П.)

Судьи:                                                                       (Жукова Н.А.)

                                                                                          (Тарасова Н.В.)