Судья - Котихина А.В. 26 октября 2011 г. Дело №2-4541/11-33-2145 К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе: председательствующего - Тарасовой Н.В., судей - Жуковой Н.А., Смирновой Л.Н., при секретаре - Фрунзе Л.П., при участии прокурора - Степановой Е.И., с участием Ражева И.В. - представителя Государственного учреждения - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2011 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по кассационной жалобе Никодимова А.И. и кассационному представлению Боровичского межрайонного прокурора на решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 июля 2011 года, которым в удовлетворении исковых требований Боровичского межрайонного прокурора в защиту интересов Никодимова А.И. к Государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ об обязании предоставления путевки на санаторно-курортное лечение отказано, у с т а н о в и л а : Боровичский межрайонный прокурор, действуя в интересах ветерана боевых действий в Афганистане Никодимова А.И., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Новгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее - ГУ НРО ФСС РФ) об обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение, указав, что Никодимов А.И. в соответствии с действующим законодательством имеет право на получение набора социальных услуг, в том числе, на обеспечение санаторно-курортным лечением, и по медицинским показаниям нуждается в санаторно-курортном лечении. Однако в 2010 году ответчик путевку на санаторно-курортное лечение Никодимову А.И. не предоставил, мотивировав отказ ссылкой на значительное число граждан, имеющих право на данный вид льгот, и недостаточностью финансирования расходного обязательства. Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласны Никодимов А.И. и прокурор. В кассационной жалобе и кассационной представлении просят решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. В возражениях на кассационное представление ГУ НРО ФСС РФ просит решение суда оставить без изменения. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, возражений на него, заслушав прокурора, поддержавшего представление, выслушав представителя ГУ НРО ФСС РФ - Ражева И.В., возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает. Как установлено судом, Никодимов А.И. является ветераном боевых действий в Афганистане и в соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон № 178-ФЗ) имеет право на получение социальной помощи и виде набора социальных услуг. 30 октября 2009 года Никодимов А.И. обратился в ГУ НРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, однако путевкой обеспечен не был. Согласно объяснениям представителя ГУ НРО ФСС РФ выделяемые в 2010 году из федерального бюджета средства не позволяли полностью обеспечить потребности льготных категорий граждан в санаторно-курортном лечении, что повлекло образование очереди из лиц, имеющих право на получение путевок. Из материалов дела также установлено, что на 2010 год ГУ НРО ФСС РФ выделены средства из федерального бюджета для приобретения в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 1867 путевок. Количество льготников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и обратившихся в отделение Фонда для постановки на очередь по состоянию на 23 декабря 2009 года, составляло 3320 человек, из них Никодимов А.И. находился под номером 2784. Поскольку всего в 2010 году нуждающимся было предоставлено 1867 путевок, на конец года истец оказался под номером 917 из 1453 граждан, которые также имели право на получение путевки. Преимущественных прав на получение путевки по отношению к другим гражданам у Никодимова А.И. не имелось. Каких-либо дополнительных средств на эти цели ГУ НРО ФСС РФ в 2010 году не получало Установив вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о необоснованности исковых требований прокурора. Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Категории граждан, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на получение обеспечения санаторно-курортным лечением, определены в статье 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ. Ни одна из перечисленных в данной статье категории граждан не имеет приоритетногоили первоочередного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. Частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социальною страхования Российской Федерации на 2010 год, на плановый период 2011 и 2012 годов» от 28 ноября 2009 года № 292-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, стоимости проезда к месту осуществляемого лечения и обратно производится в пределах их межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Пунктом 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864 (в редакции от 28 декабря 2007 года № 935) (далее - Правила), установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. В соответствии с пунктом 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно направляются на оплату стоимости путевок санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации, и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортном учреждении, определяемая с учетом прогнозного количества лиц, имеющих медицинские показания к получению санаторно-курортного лечения, размер денежных средств, выделяемых на финансовое обеспечение указанное меры социальной поддержки, определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Таким образом, из приведенных положений действующего законодательства следует, что необходимые финансовые средства на предоставление санаторно-курортных путевок льготным категориям граждан выделяются из федерального бюджета. Поскольку на момент подачи Никодимовым А.И. заявления о предоставлении путевки количество заявлений получателей набора социальных услуг значительно превысило установленную квоту по обеспечению данными льготами в 2010 году, а правом на приоритетное или первоочередное обеспечение санаторно-курортным лечением перед другими гражданами, обратившими за социальной услуг, истец не обладал, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ответчика объективной возможности обеспечить ветерана в 2010 году путевкой на санаторно-курортное лечение. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ период предоставления социальных услуг - календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. Исходя из приведенной нормы закона, правом на получение путевки в 2010 году истец мог воспользоваться только до 31 декабря 2010 года, данное право не переходит на 2011 год. При таких обстоятельствах суд правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований прокурора. Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства. Не допущено судом и существенных нарушений норм процессуального закона, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его изменения или отмены не имеется. Доводы, приведенные в кассационной жалобе и кассационном представлении, сводятся к иному толкованию положений закона, регулирующих спорные правоотношения, что не может служить основанием для отмены решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360-367 ГПК РФ, судебная коллегия о п р е д е л и л а : решение Новгородского районного суда Новгородской области от 18 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление Боровичского межрайонного прокурора и кассационную жалобу Никодимова А.И. - без удовлетворения. Председательствующий Н.В.Тарасова Судьи Н.А.Жукова Л.Н.Смирнова