Судья – Шеремета И.Ф. дело № 2-68-33-324/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2012 года Великий Новгород
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего Бобряшовой Л.П.
судей Васильевой И.Ю.
Виюка А.В.
при секретаре Надеждиной Ц.В.
с участием Степанова С.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Виюка А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Степанова С.Я. – адвоката Крыловой Т.В. на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 13 января 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Степанова С.Я. к Администрации города Старая Русса Новгородской области о признании лицом, на которое распространяется право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и обязании включить в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, отказано,
установила:
Степанов С.Я. обратился к Администрации города Старая Русса Новгородской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения и обязании выдать свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских лагерей, приравненному к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих по тем основаниям, что он является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей в период второй мировой войны, ему никогда не предоставлялось муниципальное жилье и в настоящее время он не имеет социального или собственного жилого помещения, а также денежных средств для его приобретения, поэтому действия ответчика противоречат нормам действующего законодательства.
Впоследствии Степанов С.Я. уточнил свои требования и просил признать его лицом, на которое распространяется право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и обязать ответчика включить его в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, как бывшего узника фашистских концлагерей, приравненных к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца Степанова С.Я. – адвокат Крылова Т.В. считает, что судом неверно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела и постановлено незаконное решение, которое подлежит отмене, так как Степанов С.Я., являясь несовершеннолетним узником фашизма, в соответствии с положением ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья.
Представитель Администрации города Старая Русса Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Степанова С.Я., поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая Степанову С.Я. в удовлетворении требований о признании за ним права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и возложении обязанности включить в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что такого права он не имеет, поскольку положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 9 января 2010 г. №30), Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан», утвержденный Постановлением Администрации Новгородской области №78 от 26.02.2010г. на него не распространяются.
При этом суд учел, что названным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008г. №714 уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимающих участие в Великой Отечественной войне, а также иных перечисленных в этом Указе лиц.
Действительно, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
В то же время, при рассмотрении дела судом первой инстанциям не учтено, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. №1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии с п.8 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003г. №423-О содержится вывод о том, что Российская Федерация как социальное государство должна обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 ст.7 Конституции Российской Федерации).
В этом же Определении Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что, реализуя названные конституционные положения, Федеральный закон «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности, путем предоставления соответствующих льгот.
Таким образом, действующее законодательство приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и не содержит норм, предусматривающих исключение для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно п.1 ст.23.2 указанного закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 данного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Пунктом 3 указанной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23.2).
В силу п.3.1 ст.23.2 закона, по письменным заявлениям указанных в п.п.2 п.3 ст.23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
Во исполнение указанного закона Администрация Новгородской области приняла постановление от 26 февраля 2010 года №78 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан», в соответствии с которым безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения предоставляется участникам Великой отечественной войны из числа лиц, указанных в пп. «а» - «ж», «и» п.п.1 п.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, а так же не состоящие на учете нуждающихся в жилых помещениях, но признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе и граждане, не являющиеся собственниками жилых помещений, нанимателями по договорам социального найма, членами семьи собственника или нанимателя жилого помещения по договору социального найма; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ст. 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника относятся проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении супруг, дети, родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из удостоверения серии Р № 017290 от 02.07.1998 г. следует, что Степанов С.Я. имеет право на льготы и преимущества, установленные для бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
Как следует из справки Администрации г. Старая Русса №9003 от 10.11.2011 г., домовой книги, Степанов С.Я. зарегистрирован по месту жительства в д. 48 по ул. Бетховена в г. Старая Русса имеющего общую площадь 49.6 кв.м., кроме Степанова С.Я. по указанному адресу зарегистрированы собственница указанного дома Степанова Л.П. и Степанов В.С.
При таких обстоятельствах, Степанов С.Я. мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, как не являющиеся собственником жилых помещений, нанимателем по договору социального найма, при условии, если не будет установлено, что он вселен и проживает по месту регистрации в качестве члена семьи собственника жилого помещения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 (ред. от 09.02.2012г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Из заявления Степанова С.Я. следует, что им фактически оспаривается отказ Администрации города Старая Русса Новгородской области во включении его в списки граждан, имеющих, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, то есть, решение органа местного самоуправления, в связи с чем, заявление Степанова С.Я. подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ.
В силу п.2.2 «Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан» гражданину отказывается в праве на включение в список в случае, если выявлены факты совершения гражданином действий с жилыми помещениями, приведшие к ухудшению его жилищных условий, при этом, вопрос о включении в списки рассматривается не ранее чем через 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
Из материалов дела следует, что Степанов С.Я., в собственности которого находился д.48 по ул.Бетховена в г.Старая Русса, 03.07.2008 г. продал указанный дом Степановой А.А., которая затем перепродала указанный дом Степановой Л.П., бывшей супруге Степанова С.Я., то есть ухудшил свои жилищные условия таким образом, что стал претендовать на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, у Администрации города Старая Русса Новгородской области имелись основания, предусмотренные п.2.2 Порядка, для отказа Степанову С.Я. во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах постановление суда является законным и обоснованным в связи с чем, апелляционная жалоба представителя Степанова С.Я. – Крыловой Т.В. подлежит оставлению без удовлетворения, а решение Старорусского районного суда Новгородской области от 13 января 2012 года – без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.327, 327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 13 января 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Степанова С.Я. – без удовлетворения.
Председательствующий Бобряшова Л.П.
Судьи Васильева И.Ю.
Виюк А.В.