Судья – Аброськина Г.А. 18 апреля 2012 г. Дело №2-76/2012-33-481
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Бобряшовой Л.П.,
судей – Жуковой Н.А., Смирновой Л.Н.,
при секретаре – Надеждиной Ц.В.,
с участием представителя Петровой А.К. – Дмитриенко Н.Е., представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливо-энергетическому комплексу Новгородской области – Байковой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2012 года по докладу судьи Смирновой Л.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области на решение Солецкого районного суда Новгородской области от 08 февраля 2012 года, которым иск Петровой А.К. удовлетворен и постановлено:
признать незаконным отказ Администрации сельского поселения <...> от <...> года о включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,
обязать Администрацию сельского поселения <...> включить Петрову А.К. в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, как бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, нуждающуюся в жилом помещении,
обязать Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области выдать Петровой А.К. свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении,
установила:
Петрова А.К. обратилась в суд с иском к Администрации сельского поселения <...> (далее – Администрация поселения), Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области (далее – комитет по ЖКХ и ТЭК) о признании незаконным отказа Администрации поселения во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, возложении обязанности включить ее в указанный список граждан, возложении обязанности на комитет по ЖКХ и ТЭК выдать ей свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей, указав на то, что жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, признано непригодным для проживания, в связи с чем она поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. Она как бывший несовершеннолетний узник фашизма, нуждающаяся в жилом помещении, имеет право на единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Однако <...> года Администрация поселения отказала ей во включении в список граждан, изъявших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Судом по делу принято вышеуказанное решение, с которым не согласился Комитет по ЖКХ и ТЭК. В апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Петровой А.К., ссылаясь на то, что первичное решение о включении либо об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, принимает орган местного самоуправления. Такого решения Администрация поселения в отношении Петровой А.К. не принимала, в связи с чем истица в сводный список граждан-получателей единовременной выплаты не была включена. В соответствии с действующим порядком предоставления единовременной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения возложение на комитет по ЖКХ и ТЭК обязанности выдать Петровой А.К. свидетельство на получение единовременной выплаты является необоснованным. Кроме того, полагает, что поскольку Петрова А.К. является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания и не приравнена по объему льгот к участникам Великой Отечественной войны, то включение ее в список получателей единовременной выплаты и расходование бюджетных средств, выделенных на цели обеспечения жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны противоречит действующему законодательству.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация поселения поддерживает доводы комитета по ЖКХ и ТЭК.
В возражениях Петровой А.К. на апелляционную жалобу указано на законность и обоснованность решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу и возражения на нее, заслушав Байкову Н.П., поддержавшую жалобу, Дмитриенко Н.Е., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом из материалов дела установлено, что Петрова А.К., <...> года рождения, является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для данной категории граждан, что подтверждается удостоверением серии <...> от <...> года.
Согласно договору передачи жилья в собственность от <...> года, квартира № <...> общей площадью <...> кв. м, расположенная в трехквартирном жилом доме № <...> по ул. <...>, принадлежит истице на праве собственности.
Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации сельского поселения <...>, жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, в котором проживает истица, признано непригодным для проживания, в связи с чем постановлением Администрации поселения от <...> года № <...> Петрова А.К. признана нуждающейся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что Петрова А.К. обратилась к Главе сельского поселения <...> с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Однако в удовлетворении названного заявления ей было отказано по тому основанию, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, средства на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем данной категории граждан не предусмотрены.
Удовлетворяя иск, суд обоснованно исходил из того, что отказ Администрации поселения включить истицу в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, не соответствует требованиям закона.
Указом Президента РФ от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» постановлено: предоставлять проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В целях реализации данного Указа Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 07 июля 1999 года № 20 было утверждено Разъяснение о порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. В пункте 5 которого разъяснялось, что при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года №1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Пунктом 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Норма п.8 ст.154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ направлена на обеспечение повышенной социальной защищенности бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны,
Из изложенного следует, что к лицам, имеющим право на льготы в соответствии с названными законодательными актами, отнесены все несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Данная категория лиц пользуется полным объемом льгот, предусмотренных для инвалидов и участников Великой Отечественной войны в соответствии со статьями 14,15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно пп. 3 п.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а»-«ж» и «и» подпункта 1 п.1 ст.2 настоящего закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляются меры социальной поддержки, в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.1 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу п.1, п.2 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.15 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 п. 3 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
В силу п.3.1 ст.23.2 названного закона по письменным заявлениям указанных в пп. 2 п. 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп.2 п.3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.11).
Таким образом, вывод суда о незаконности отказа Администрации сельского поселения <...> от <...> года № <...> включить Петрову А.К. в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения, и возложении на Администрацию поселения обязанности включить Петрову А.К. в указанный список граждан соответствует вышеприведенным положениям закона, а потому решение суда в указанной части является правильным.
Вместе с тем, решение суда в части возложения на комитет по ЖКХ и ТЭК обязанности выдать Петровой А.К. свидетельство на единовременную выплату на строительство или приобретение жилого помещения подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с Порядком предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, утвержденным Постановлением Администрации Новгородской области от 26 февраля 2010 года № 78, для получения единовременной денежной выплаты граждане, указанные в п. 1.2 Порядка, представляют в орган местного самоуправления по месту жительства заявление по форме согласно приложению 1 к Порядку, а также предусмотренные п. 2.1 Порядка документы.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган местного самоуправления в установленный срок принимает решение о включении либо об отказе во включении в список граждан, изъявивших желание получить единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения. На основании поступивших от граждан заявлений орган местного самоуправления формирует список исходя из сроков признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Утвержденный список граждан с личными учетными делами передается на рассмотрение комитета по ЖКХ и ТЭК.
Комитет по ЖКХ и ТЭК в установленный срок рассматривает учетные дела граждан, при необходимости уточнения имеющихся в учетных делах сведений запрашивает документы, указанные в п. 2.1-1 Порядка. По результатам рассмотрения учетных дел граждан комитет по ЖКХ и ТЭК принимает решение о предоставлении единовременной денежный выплаты либо об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты.
В случае принятия решения о предоставлении гражданину единовременной денежной выплаты комитет по ЖКХ и ТЭК в установленный срок формирует областной сводный список граждан – получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Оформление и выдача свидетельств на получение единовременной денежной выплаты осуществляется комитетом по ЖКХ и ТЭК в пределах средств субвенций, предоставленных бюджету области из федерального бюджета на осуществление данных полномочий.
Учитывая приведенные положения закона, принимая во внимание то, что Петрова А.К. обратилась с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в Администрацию поселения, где ей было отказано в предоставлении указанной выплаты, в связи с чем документы в отношении истицы в комитет по ЖКХ и ТЭК не направлялись, а соответственно, комитетом решение по вопросу предоставления единовременной выплаты не принималось, то у суда отсутствовали основания для возложения на комитет по ЖКХ и ТЭК обязанности выдать Петровой А.К. свидетельство на получение единовременной денежной выплаты, поскольку комитетом по ЖКХ и ТЭК права истицы не нарушены.
С учетом вышеизложенного, решение суда в части возложения на комитет по ЖКХ и ТЭК обязанности выдать Петровой А.К. свидетельство на получение единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, чч. 1, 2 ст. 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Солецкого районного суда Новгородской области от 08 февраля 2012 года в части возложения на комитет по ЖКХ и ТЭК обязанности выдать Петровой А.К. свидетельство на получение единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения как бывшему несовершеннолетнему узнику фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, нуждающейся в жилом помещении, отменить, принять в указанной части новое решение, которым в иске Петровой А.К. к комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области отказать.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи Н.А. Жукова
Л.Н. Смирнова