зачет в стаж работы учителя Латвийской ССР



Судья – Киреева Н.П. 25 апреля 2012 года Дело №2-76/2012-33-540

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:

председательствующего Тарасовой Н.В.,

судей Ребровой И.В. и Жуковой Н.А.,

при секретаре Надеждиной Ц.В.,

с участием истца Ц., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 25 апреля 2012 года по докладу судьи Жуковой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 23 января 2012 года, которым исковые требования Ц. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и назначения трудовой пенсии по старости с даты обращения удовлетворены, и постановлено:

обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области зачесть в трудовой стаж Ц., <...> года рождения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периоды работы с 04 ноября 1986 года по 31 декабря 1990 года, с 01 января 1991 года по 12 июля 1996 года в должности учителя средней школы №46 г. Риги Министерства образования и просвещения Латвийской Республики; с 01 сентября 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности учителя средней школы №8 города Старая Русса Новгородской области; с 06 декабря 2004 года по 10 декабря 2004 года, с 16 февраля 2005 года по 17 февраля 2005 года, 24 марта 2005 года, с 16 января 2006 года по 20 января 2006 года, с 27 февраля 2006 года по 03 марта 2006 года, с 26 января 2009 года по 30 января 2009 года, с 02 марта 2009 года по 04 марта 2009 года - периоды нахождения в командировке и на курсах повышения квалификации в период работы учителем и заместителем директора по учебно-воспитательной работе средней школы №8 города Старая Русса Новгородской области;

обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области назначить Ц. трудовую пенсию в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с даты первоначального обращения, то есть с 08 февраля 2010 года;

взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Старорусском районе Новгородской области в пользу Ц. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.

Определением суда от 24 февраля 2012 года в резолютивную часть решения суда внесены исправления: вместо даты назначения пенсии «с 08 февраля 2010 года» считать «с 08 февраля 2011 года»,

у с т а н о в и л:

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное), (далее Управление, УПФ) №82 от 15 февраля 2011 года Ц. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отказано в связи с отсутствием на момент обращения необходимого для назначения данного вида пенсии специального стажа работы. При этом в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей (далее специальный стаж), не включены периоды:

с 04 ноября 1986 года по 31 декабря 1990 года и с 01 января 1991 года по 12 июля 1996 года в должности учителя географии средней школы №46 г. Риги Латвийской ССР, а с 01 января 1991 года – Латвийской Республики;

с 01 сентября 2001 года по 31 декабря 2001 года в должности учителя географии в средней школе №8 г. Старая Русса;

06 декабря 2004 года по 10 декабря 2004 года, с 16 февраля 2005 года по 17 февраля 2005 года, 24 марта 2005 года, с 16 января 2006 года по 20 января 2006 года, с 27 февраля 2006 года по 03 марта 2006 года, с 26 января 2009 года по 30 января 2009 года, с 02 марта 2009 года по 04 марта 2009 года в должности учителя географии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в средней школе №8 г. Старая Русса.

Итого педагогический стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, на день обращения Ц. – 08 февраля 2011 года составил 15 лет 10 месяцев 18 дней, тогда как для назначения указанного вида пенсии требуется не менее 25 лет педагогического стажа.

Не согласившись с указанным выше решением Управления Ц. обратилась в суд с иском о включении в специальный стаж вышеперечисленных периодов и назначить ей досрочную пенсию по старости с 08 февраля 2011 года, указав, что отказ Управления во включении в специальный стаж названных выше периодов и в назначении досрочной трудовой пенсии по старости является незаконным.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Управление ставит вопрос об отмене решения суда в части включения в специальный стаж периода работы Ц. с 01 января 1991 года по 12 июля 1996 года в должности учителя географии средней школы №46 г. Риги и назначении пенсии с 08 февраля 2011 года, как постановленного с нарушением норм материального права. Указывает, что у суда не имелось оснований для включения в специальный стаж периода работы Ц. с 01 января 1991 года по 12 июля 1996 года, поскольку в соответствии с пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 (далее Правила №781), работа за границей, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами №781 только в учреждениях Российской Федерации. Поскольку с 01 января 1991 года по своей территориальности Латвийская Республика стала относиться к понятию «заграница», то спорный период в силу приведенной нормы не подлежал зачету в специальный стаж, а, соответственно, у Ц. ввиду отсутствия специального стажа не возникло право на пенсию с 08 февраля 2011 года.

Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Управления Н., поддержавшей доводы жалобы, истца Ц., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Ц., являясь гражданкой Российской Федерации, 08 февраля 2011 года, обратилась в Управление с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях, по основаниям, предусмотренным подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, изъявив желание установить ей пенсию согласно законодательству Российской Федерации. При этом, наряду с другими периодами работы, подлежащими зачету в специальный стаж, просила включить период работы с 01 января 1991 года по 12 июля 1996 года в должности учителя географии средней школы №46 г. Риги, в специальный стаж для назначения пенсии ей по указанным выше основаниям.

Пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №173-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 1 вышеназванного закона, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

18 декабря 2007 года был подписан Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее Договор), который вступил в силу 19 января 2011 года.

Предметом данного Договора, помимо различных пособий и социальных выплат, являются пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет работавшим в определенных профессиях.

Согласно статье 25 Договора в случае если право на пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет работавшим в определенных профессиях возникло после вступления в силу настоящего Договора, то пенсия назначается и выплачивается в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 01 января 1991 года на территории одной из Договаривающихся Сторон, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон после 01 января 1991 года, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

По желанию и на основании заявления граждан Договаривающихся Сторон им может устанавливаться пенсия согласно законодательству Договаривающейся стороны, гражданами которой они являются без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Удовлетворяя требования Ц. и возлагая на ответчика обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости, суд исходил из того, что у истца имеется специальный стаж в связи с осуществлением педагогической деятельности 25 лет, поэтому решение комиссии об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии является незаконным.

Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, основанным на нормах материального права и установленных в ходе судебного заседания обстоятельствах, по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанный закон, устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в пункте 11 постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В силу статьи 98 Закона от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон №340-1), действовавшем на момент осуществления истцом работы в спорный период в случае, когда иностранным гражданам либо лицам без гражданства и их семьям для назначения пенсии требуется определенный общий трудовой стаж, работа за границей включается в такой стаж, если не менее двух третей его приходится на работу в СССР, если иное не предусмотрено договором.

Согласно статье 80 Закона №340-1 пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действовавшим до сентября 1993 года, утвержден перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, согласно которому в разделе «Наименование учреждений и организаций» предусмотрены в качестве учебных заведений «начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования», а в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «учитель».

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, в соответствии с которым в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года, был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, в котором в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность «учитель», а в разделе «Наименование учреждений» - «школы всех наименований».

Поскольку работа Ц. в должности учителя средней школы №46 г. Риги Латвийской Республики, ранее входившей в состав СССР, осуществлялась в период с 04 ноября 1986 года по 12 июля 1996 года, в том числе в спорный период с 01 января 1991 года по 12 июля 1996 года, то есть период, когда законодательством гарантировалось ее включение в льготный стаж при соблюдении определенных условий, и имела место до установления Федеральным законом №173-ФЗ нового правового регулирования в отношении досрочного назначения трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждения для детей, то доводы апелляционной жалобы о том, что спорный период работы истца с 01 января 1991 года по 12 июля 1996 года не подлежал зачету в специальный стаж в силу положений пункта 15 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, судебная коллегия находит несостоятельным.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объёме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Доводы апелляционной жалобы Управления были предметом исследования в суде, в решении им дана надлежащая правовая оценка и оснований для ее переоценки не имеется.

Судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 23 января 2012 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий: Н.В. Тарасова

Судьи: И.В. Реброва

Н.А. Жукова