Судья – Покрывалова Н.С. 16 мая 2012 года Дело № 2-291-33-691
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Есаковой С.В.,
судей областного суда – Виюка А.В. и Ребровой И.В.,
при секретаре – Погодиной О.В.,
с участием прокурора – Степановой Е.И.,
с участием представителя Администрации Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области – Семенова Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2012 года по докладу судьи Есаковой С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Медниковского сельского поселения на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 11 марта 2012 года, которым иск Старорусского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен и постановлено обязать Муниципальное учреждение – Администрацию Медниковского сельского поселения в срок до 1 января 2014 года произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования поселения общей протяженностью 18,6026 км, расположенных в деревне Медниково на улицах 40 лет Победы, Химиков, Молодежной, Мелиоративной, Юбилейной, Советской, Энергетиков, Зеленой, Новой, Южной, Школьной, переулке Совхозном; в деревнях Анишино, Брагино, Давыдово, Новое Рамушево, Подборовье, Садово, Соболево, Старое Рамушево, Стариково, Филатово, Шапкино, Шахово, в деревне Крюково на улицах Зеленой, Обводной, Крюковской и Медиков,
УСТАНОВИЛА:
Старорусский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к Администрации Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области (далее – Администрация) об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования поселения, указав в обоснование, что действующим законодательством предусмотрен государственный учет автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. При этом обязанность по паспортизации автомобильных дорог возложена на органы местного самоуправления. Однако на территории Медниковского сельского поселения паспортизация дорог общего пользования, расположенных в границах поселения, произведена не в полном объеме. Безопасность дорожного движения на дорогах поселения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, а равно других лиц, круг которых определить невозможно. На основании изложенного прокурор просил суд обязать Администрацию произвести паспортизацию дорог общего пользования поселения.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация Медниковского сельского поселения выражает несогласие с судебным решением, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неправильное определение юридически значимых обстоятельств, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что прокурор не представил доказательств обоснованности проведения прокуратурой проверки и не указал, в чем конкретно заключается нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Суд не принял во внимание утвержденный Постановлением Администрации от 6 декабря 2011 года № 119 Перечень автомобильных дорог местного значения Медниковского сельского поселения, в котором содержится техническая характеристика каждой дороги. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает в отношении органов местного самоуправления обязанности по проведению паспортизации автомобильных дорог.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора на апелляционную жалобу, заслушав объяснения представителя Администрации Медниковского сельского поселения Старорусского района Новгородской области – Семенова Ю.Б., поддержавшего жалобу, выслушав прокурора, полагавшего решение суда основанным на законе, судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу п.8 ст.6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п.9 ст.5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований.
Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года № 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Из материалов дела следует, что постановлением Главы Медниковского сельского поселения от 6 декабря 2011 года № 119 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Медниковского сельского поселения, в который входят следующие автомобильные дороги: в деревне Медниково на улицах 40 лет Победы, Химиков, Молодежной, Мелиоративной, Юбилейной, Советской, Энергетиков, Зеленой, Новой, Южной, Школьной, переулке Совхозном; в деревнях Анишино, Брагино, Давыдово, Новое Рамушево, Подборовье, Садово, Соболево, Старое Рамушево, Стариково, Филатово, Шапкино, Шахово, в деревне Крюково на улицах Зеленой, Обводной, Крюковской и Медиков.
В судебном заседании достоверно установлено, что на территории Медниковского сельского поселения паспортизация дорог общего пользования, расположенных в границах поселения, произведена не в полном объеме.
Согласно п.5 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пп.5 п.1 ст.4 Устава Медниковского сельского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселений.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Статья 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них.
В п.п.4 п.15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог.
Из анализа данных норм права следует, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения.
Кроме того, согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления, как собственника дорог местного значения, нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание.
Ссылка представителя Администрации на то, что Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования обязанность произвести паспортизацию дорог местного значения возложена на организации и подразделения, подведомственные дорожным управлениям, несостоятельна. Данная Инструкция (ВСН 1-83) была утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Суд с учетом изложенных обстоятельств правомерно указал, что безопасность дорожного движения зависит, в том числе, и от содержания автомобильных дорог общего пользования, в связи с чем правильно счел необоснованными ссылки представителя ответчика на то, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования не является обязанностью органа местного самоуправления.
Доводы представителя Администрации о том, что прокурором не доказана обоснованность проведения проверок, результаты которых послужили основанием для обращения в суд, не указано, в чем заключается интересы неопределенного круга лиц и какие их права нарушены, суд правомерно не принял во внимание. Автомобильные дороги поселения, как верно указал суд, относятся к автомобильным дорогам общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, следовательно, прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ наделен правом предъявления иска в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, на основании анализа и верного юридического толкования приведенных законоположений, с учетом фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию обязанность по проведению паспортизации дорог общего пользования, расположенных в границах поселения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Таким образом, решение суда об удовлетворении исковых требований прокурора является законным и обоснованным. Судебная коллегия оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.
Вместе с тем, в абзаце 2 резолютивной части решения суд ошибочно указал о возложении обязанности по проведению паспортизации дорог общего пользования, расположенных в границах поселения, на Муниципальное учреждение – Администрацию Медниковского сельского поселения, в связи с чем судебная коллегия считает необходимым слова «Муниципальное учреждение» из резолютивной части решения суда исключить.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Старорусского районного суда Новгородской области от 11 марта 2012 года изменить, исключив из абзаца 2 резолютивной части решения суда слова «Муниципальное учреждение».
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Медниковского сельского поселения – без удовлетворения.
Председательствующий: Есакова С.В.
Судьи: Виюк А.В.
Реброва И.В.