Судья: Габидулина Э.И. 06.04.2011 г. Дело: № 2-279/11-33-747/11
К АС С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Новгородского областного суда в составе :
председательствующего - Бобряшовой Л.П.,
судей - Смирновой Л.Н. и Комаровской Е.И.,
при секретаре - Фроловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобряшовой Л.П. «06» апреля 2011 года гражданское дело по кассационным жалобам Ефимова Я.А. и Управления внутренних дел по Новгородской области на решение Новгородского районного суда от 11 февраля 2011 года, которым исковые требования Ефимова Я.А. удовлетворены частично и постановлено:
обязать Управление внутренних дел по Новгородской области зачесть в срок службы Ефимова Я.А. в выслугу лет для назначения пенсии периоды командировок: с 01 февраля 1995 года по 17 июня 1995 года в Республики Северная Осетия и Ингушетия, с 26 апреля 2002 года по 23 октября 2002 года в Чеченскую Республику в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца;
в удовлетворении остальной части иска отказать,
У с т а н о в и л а :
Ефимов Я.А. обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по Новгородской области (далее - УВД по Новгородской области) об обязании произвести перерасчет выслуги для назначения пенсии, указав, что в период с 13 января 1995 года по 17 июня 1995 года во время прохождения срочной службы в войсковой части 5402 ВВ МВД России принимал участие в проведении специальных мероприятий в зоне ликвидации последствий конфликта на территории Республик Северная Осетия и Ингушетия, а также, являясь сотрудником УВД Новгородской области, в период с 26 апреля 2002 года по 23 октября 2002 года находился в командировке на территории Чеченской Республики, выполняя боевые задачи на территории в составе Мобильного отряда МВД России в Северо-Кавказском регионе, однако во включении данных периодов в выслугу лет для назначении пенсии в льготном исчислении ему отказано, что считает неправомерным.
Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Ефимов Я.А. с данным решением суда не согласен в части отказа во включении в выслугу лет в льготном исчислении периода срочной службы с 13 января по 31 января 1995 года в Республиках Северная Осетия и Ингушетия, полагая, что действовавшие до вступления в силу п.8 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 года № 343 нормативные акты также предусматривали аналогичный льготный порядок исчисления периодов службы в зоне чрезвычайного положения, а поэтому просит решение суда в этой части отменить и удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В кассационной жалобе УВД по Новгородской области с данным решением не согласно в части удовлетворения иска, считает его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права, а поэтому просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав Ефимова Я.А., поддержавшего свою жалобу и возражавшего против удовлетворения жалобы ответчика, судебная коллегия решение суда в части отказа в иске находит подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а в остальной части решение суда является законным, обоснованным и отмене не подлежащим.
В соответствии со ст.2 Закона от 21.01.1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Согласно ст.8 этого же Закона, действие настоящего Закона распространяется на лиц рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.
В связи с обострившейся ситуацией и межнациональными конфликтами согласно Указу Президента РФ № 1327 от 02.11.1992 года на всей территории Республик Северная Осетия и Ингушетия со 2 ноября 1992 года до 2 декабря 1992 года было введено чрезвычайное положение, которое затем в 1993-1995 г.г. различными указами Президента РФ продлевалось в отдельных районах этих республик. В этой связи с момента вступления в силу Закона РФ от 21.01.1993 года № 4328-1 предусмотренные в нем льготы распространялись и на военнослужащих, выполнявших задачи на этой территории.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» было предусмотрено, что военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел, выполняющие в соответствии с ранее принятыми решениями задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в Приднестровском регионе Республики Молдова, в Республике Таджикистан и Республике Грузия, находятся в зонах вооруженных конфликтов, а военнослужащие, выполняющие указанные задачи на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, находятся в условиях чрезвычайного положения, в связи с чем предоставлять им соответствующие дополнительные гарантии и компенсации.
Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 года № 343, выполнение на территориях Республики Северная Осетия и Ингушской Республики военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач, предусмотренных Указом Президента РФ от 15 февраля 1995 года № 139 «О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года», отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Таким образом, до 1 февраля 1995 года военнослужащие и сотрудники внутренних дел, выполняющие задачи по установлению мира и поддержанию правопорядка на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, считались находящимися в условиях чрезвычайного положения, а с 1 февраля 1995 года - в зоне вооруженных конфликтов, что дает им право на предоставление соответствующих дополнительных льгот и компенсаций, предусмотренных Закона РФ от 21.01.1993 года № 4328-1.
Из материалов дела следует, что Ефимов Я.А. во время прохождения срочной военной службы в войсковой части 5402 ВВ МВД России в период с 13 января 1995 года по 17 июня 1995 года принимал участие в проведении специальных мероприятий в зоне ликвидации последствий конфликта на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, то есть, являясь военнослужащим, выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения и в зоне вооруженного конфликта.
Также, являясь сотрудником УВД Новгородской области, на основании приказов УВД по Новгородской области во исполнение Указа Президента РФ от 23.02.1999 года № 1255с «О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» в период с 26 апреля 2002 года по 23 октября 2002 года Ефимов Я.А. находился в командировке и выполнял боевые задачи на территории Чеченской Республики (н.п. Алхан-Кала, г. Грозный) в составе Мобильного отряда МВД России в Северо-Кавказском регионе. Вступившим в законную силу решением Новгородского городского суда от 10.02.2003 года установлено, что в течение всего периода командировки в Чеченскую Республику Ефимов Я.А. непосредственно участвовал в проведении контртеррористических операций и выполнял боевые задачи на территории Чеченской Республики. Указанное решение суда в соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, периоды нахождения истца для выполнения установленных задач на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, а также на территории Чеченской Республики подлежат зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц службы за три месяца, в связи с чем суд обоснованно заявленные истцом требования удовлетворил. Однако при этом, суд неправомерно применил льготный порядок исчисления службы на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики только с 01.02.1995 года, что нельзя признать правильным, а поэтому решение суда в части отказа в иске о применении льготного порядка исчисления - один месяц службы за три месяца к периоду с 13.01.1995 года по 31.01.1995 года подлежит отмене. Поскольку в этой части обстоятельства дела установлены на основании имеющихся материалов дела, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в этой части новое решение об удовлетворении и данных исковых требований.
При разрешении данного дела судом правомерно не принята во внимание ссылка представителя УВД по Новгородской области на положения пп. «е» п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941 (в редакции от 18.05.2008 г.) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», и п.2 Постановления Правительства РФ от 31.03.1994 г. № 280 (в редакции от 25.02.2009 г.) «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий», предусматривающих предоставление указанной дополнительной гарантии только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, подтвержденного соответствующими приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Как видно из Закона РФ от 21.01.1993 г. № 4328-1, для получения заявителем данной льготы не требуется возложение на сотрудников органов внутренних дел, направленных в зону вооруженного конфликта, выполнения специальных задач, в том числе и тех, о которых идет речь в кассационной жалобе. Предусмотренные названным Законом льготы и компенсации предоставляются военнослужащим (сотрудникам МВД РФ), которые выполняют возложенные на них задачи непосредственно в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов на определенных в установленном порядке территориях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 года № 280 (п.3) и Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 года № 343 (п.8) к зоне, на которую распространяется действие Закона от 21.01.1993 г. № 4328-1, отнесена вся территория Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, а в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 года № 1210 - вся территория Чеченской Республики.
Таким образом, доводы кассационной жалобы УВД по Новгородской области являются несостоятельными и во внимание не могут быть приняты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.360-367 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного суда Новгородской области от 11 февраля 2011 года в части отказа в иске Ефимову Я.А. отменить, принять в этой части новое решение, которым обязать Управление внутренних дел по Новгородской области зачесть в срок службы Ефимова Я.А. в выслугу лет для назначения пенсии период военной службы с 13 января 1995 года по 17 июня 1995 года на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления внутренних дел по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Л.П. Бобряшова
Судьи: Л.Н. Смирнова
Е.И. Комаровская