не разработан паспорт безопасности территории



Мировой судья - Щеглов И.В.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №44А-123

Великий Новгород 22 июля 2010 года

Заместитель председателя Новгородского областного суда Поморжанский А.В., рассмотрев в порядке надзора протест первого заместителя прокурора Новгородской области Теплякова В.М. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 39 Новгородского района Новгородской области от 03 июня 2010 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении Главы Гостецкого сельского поселения Новгородского муниципального района

Игнатьевой Т.Г., ( ... ) года рождения, проживающей по адресу: ( ... ),

прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

у с т а н о в и л:

25 мая 2010 года старшим офицером отдела (государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) управления (Государственного пожарного надзора) Главного управления МЧС России по Новгородской области в отношении Главы Гостецкого сельского поселения Игнатьевой Т.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, за то, что она, являясь Главой Гостецкого сельского поселения Новгородского муниципального района, нарушила требования приказа МЧС России от 25 октября 2004 года № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Приказ МЧС), поскольку в Гостецком сельском поселении не разработан паспорт безопасности территории указанного сельского поселения.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 39 Новгородского района Новгородской области от 03 июня 2010 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении Главы Гостецкого сельского поселения Игнатьевой Т.Г. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В протесте в порядке пересмотра первым заместителем прокурора Новгородской области поставлен вопрос об отмене указанного постановления в связи с допущенным мировым судьей существенным нарушением процессуальных требований, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также о возвращении дела на новое рассмотрение, поскольку не истек предусмотренный ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, между тем, вывод в постановлении и.о. мирового судьи судебного участка № 39 о прекращении производства по делу неправомерно обоснован тем обстоятельством, что на момент указанной даты и времени совершения административного правонарушения - 25 мая 2010 года, 12 часов 00 минут, - Гостецкое сельское поселение как самостоятельное территориальное муниципальное образование уже не существовало, в связи с чем Игнатьева Т.Г. на обозначенную дату уже не являлась Главой сельского поселения и, соответственно, к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ привлечена быть не может.

В своих возражениях на протест первого заместителя прокурора Новгородской области Игнатьева Т.Г. указывает, что разработка паспорта безопасности территории Гостецкого сельского поселения велась, в настоящее время паспорт безопасности разработан и направлен на проверку в Главное управление МЧС России по Новгородской области.

Проверив материалы дела, изучив доводы протеста, возражений на него, прихожу к выводу об отмене постановления и.о. мирового судьи судебного участка № 39 Новгородского района Новгородской области от 03 июня 2010 года по следующим основаниям.

Как следует из протокола об административном правонарушении, в Гостецком сельском поселении не разработан паспорт безопасности территории указанного сельского поселения, чем Главой Гостецкого сельского поселения Игнатьевой Т.Г. нарушены требования Приказа МЧС.

Согласно ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административная ответственность наступает за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Наряду с юридическими лицами субъектами указанного правонарушения являются должностные лица, административная ответственность которых наступает в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом, исходя из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти.

Как видно из материалов административного дела, Игнатьева Т.Г. на основании решения избирательной комиссии Гостецкого сельского поселения от 10 октября 2005 года признана избранной Главой Гостецкого сельского поселения Новгородского муниципального района л.д. 5).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 1 Областного закона Новгородской области от 30 марта 2010 года №721-ОЗ «О преобразовании некоторых муниципальных образований, входящих в состав территории Новгородского муниципального района, и внесении изменений в некоторые областные законы» (далее - Областной закон № 721-ОЗ) Гостецкое сельское поселение и Пролетарское городское поселение, входящие в состав территории Новгородского муниципального района, преобразуются путем объединения во вновь образованное муниципальное образование Пролетарское городское поселение с определением административного центра в рабочем поселке Пролетарий. Указанный Областной закон, согласно ст. 4, вступает в силу с 12 апреля 2010 года.

Из материалов дела следует, что мировой судья, делая вывод об отсутствии в действиях Игнатьевой Т.Г. как Главы Гостецкого сельского поселения состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, руководствовался приведенным выше положением о преобразовании Гостецкого сельского поселения, то есть, фактически, о прекращении его существования как отдельной административно-территориальной единицы Новгородской области. Кроме того, мировой судья также указал, что, в связи с вышеизложенным, наличие паспорта безопасности начиная с 12 апреля 2010 года, то есть со дня вступления в силу Областного закона № 721-ОЗ, конкретно для Гостецкого сельского поселения не требуется.

Однако, данный вывод судьи является преждевременным и требует проверки по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) до формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования полномочия по решению вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования на соответствующих территориях в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления наряду с иными субъектами также входит и глава муниципального образования. Под муниципальным образованием в данном случае, исходя из ч. 1 ст. 2 указанного Закона, понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

В материалах административного дела имеется Устав Гостецкого сельского поселения, принятый решением Совета депутатов Гостецкого сельского поселения 14 декабря 2005 года № 8 и утвержденный главой данного поселения Игнатьевой Т.Г. л.д. 7 - 14), в котором к вопросам местного значения Гостецкого сельского поселения, наряду с иными, согласно пп. 8 п. 1 ст. 4, отнесено также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах Гостецкого сельского поселения.

Согласно ч. 5 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.

Однако, как видно из текста постановления от 03 июня 2010 года, вынесенного мировым судьёй, вопросы формирования органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования, а также делегирования полномочий по решению вопросов местного значения указанным органам в судебном заседании не выяснялись, что в рамках настоящего административного дела является недопустимым, поскольку обозначенные обстоятельства имеют непосредственное отношение к вопросу о том, в чьи обязанности будет входить разработка паспорта безопасности вновь образованного муниципального образования.

На основании Федерального закона №68-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В силу п. 3 Приказа МЧС паспорт безопасности разрабатывается для решения следующих задач: определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.

Таким образом, фактически преобразование Гостецкого сельского поселения, а также Пролетарского городского поселения, во вновь образованное муниципальное образование Пролетарское городское поселение, и, как следствие, прекращение существования Гостецкого сельского поселения в качестве отдельно взятой административно-территориальной единицы не может заранее предопределить отсутствие вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, которая потребует незамедлительного реагирования.

Исходя из изложенного, вывод мирового судьи об отсутствии необходимости в наличии паспорта безопасности Гостецкого сельского поселения начиная с 12 апреля 2010 года (день вступления в силу Областного закона № 721-ОЗ) не может быть признан обоснованным.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 7 ст. 26.1 по делу об административном правонарушении среди других обстоятельств выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу ст. 26.10 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела.

Однако, из представленных материалов не следует, что судьёй такие сведения либо дополнительные материалы были истребованы, на основании которых можно бы было сделать вывод о наличии либо об отсутствии вины в действиях Игнатьевой Т.Г., или о том, что Игнатьева Т.Г. не является субъектом данного административного правонарушения, поскольку её обязанности как главы муниципального образования были возложены на иное лицо.

При таких обстоятельствах, учитывая, что мировым судьей допущено существенное нарушение процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, постановление судьи от 03 июня 2010 года в отношении Игнатьевой Т.Г. подлежит отмене, а поскольку установленный ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение тому же мировому судье.

Руководствуясь ст.ст. 30.17 - 30.19 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

протест первого заместителя прокурора Новгородской области удовлетворить, постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 39 Новгородского района Новгородской области от 03 июня 2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении Главы Гостецкого сельского поселения Игнатьевой Т.Г. отменить, дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 39 Новгородского района Новгородской области.

Заместитель председателя

Новгородского областного суда А.В. Поморжанский