Судья - Шеремета Р.А. Дело №12-71/11-7-92К Р Е Ш Е Н И Е 15 августа 2011г. Великий Новгород Судья Новгородского областного суда Комаровская Е.И., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области №4 ФИО на решение судьи Чудовского районного суда Новгородской области от 06 июля 2011 года, которым вынесенное заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области №4 ФИО 18 мая 2011 постановление по делу об административном правонарушении года в отношении должностного лица органа местного самоуправления г. <...> Шуткина С. М. отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, у с т а н о в и л : Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области №4 (далее УФАС по Новгородской области №4) ФИО Шуткин С.М., занимающий должность <...> органа местного самоуправления г.<...>, привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 15000 руб. за нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившегося в установлении для пользователей услуг по вывозу бытовых отходов и мусора ограничений выбора хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги. Не согласившись с данным постановлением, Шуткиным С.М. подана жалоба, по результатам рассмотрения которой судьей Чудовского районного суда поставлено вышеуказанное решение. В жалобе, поданной в порядке пересмотра, заместитель руководителя УФАС по Новгородской области №4 ФИО ставит вопрос об отмене решения суда как постановленного при неправильном применении норм материального права, а именно, статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которой (п.5) запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Считает, что действия органа местного самоуправления г.<...> в лице его должностного лица Шуткина С.М., выразившиеся в размещении в газете информации об обязании юридических и физических лиц заключать договора на вывоз бытовых отходов и мусора с определенными специализированными организациями создают или могут создать препятствия к осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, в частности, ООО «С...», имеющего лицензию на осуществление данного вида деятельности, что приведет или может привести к сокращению количества хозяйствующих субъектов на рынке данного вида услуг, а также к устранению конкуренции между ООО «С-4» и П., на которые имеется ссылка в письме должностного лица органа местного самоуправления г.<...> Шуткина С.М. Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей УФАС по Новгородской области Ивановой В.В. и Крапивина А.И., поддержавших жалобу, а также объяснения Шуткина С.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам. Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам осуществляющим функции указанных органов, органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары. Частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего кодекса. Из диспозиции данной правовой нормы следует, что объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении должностным лицом действий либо воздержании от совершения таких действий (бездействие), которые не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, т.е. незаконных действиях (бездействии). Отсутствие в результате совершения правонарушения хотя бы одного из необходимых признаков, в совокупности образующих состав административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения, что согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, а начатое производство - подлежит прекращению. Как установлено судом и следует из материалов дела, 03 февраля 2011 года в газете «<...>» №5 (8146) под заголовком «<...>» была размещена информация о том, что юридические лица и предприниматели обязаны своевременно заключать договора на вывоз бытовых отходов и мусора со специализированной обслуживающей организацией (ООО «С-4», г.<...>, ул. <...>, д.<...>, каб.№<...>, тел.<...>), физические лица - с индивидуальным предпринимателем (П. тел.<...>). В основу данной заметки положено письмо, подписанное должностным лицом органа местного самоуправления г.<...> Шуткиным С.М., направленное главному редактору местной газеты «<...>» для опубликования. Принимая решение о привлечении Шуткина С.М. к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, заместитель руководителя УФАС по Новгородской области №4 указал, что действия органа местного самоуправления в лице должностного лица Шуткина С.М., выразившиеся в размещении указанной информации, не соответствуют требованиям п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушают права юридических и физических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования - город <...>, на свободу в выборе хозяйствующего субъекта, предоставляющего услуги по вывозу бытовых отходов и мусора, а также создают или могут создавать препятствия осуществления деятельности специализированной организацией ООО «С...» на рынке услуг по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории г.<...>, поскольку данный орган местного самоуправления обязал юридические лица заключать договоры на сбор и вывоз бытовых отходов на территории г.<...> только с ООО «С-4», а физические лица - с индивидуальным предпринимателем П., ограничивая для приобретателей услуг выбор хозяйствующих субъектов, оказывающих такие услуги. Кроме того, как указано в постановлении, указанные действия органа местного самоуправления приводят или могут привести к устранению хозяйствующего субъекта на рынке данного вида услуг - ООО «С...», к сокращению количества хозяйствующих субъектов, к устранению конкуренции между ООО «С-4» и П., поскольку органом местного самоуправления произведен раздел товарного рынка по потребителям, а также к отказу хозяйствующих субъектов, как продавцов, так и потребителей услуг, от самостоятельных действий на рынке. Вместе с тем, исследовав в совокупности все обстоятельства дела, подробно изложенные в решении, дав верное толкование нормам действующего антимонопольного законодательства, судья пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях Шуткина С.М. состава вменяемого ему административного правонарушения. В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам органов местного самоуправления относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Для решения указанного вопроса решением Совета депутатов г.<...> от 29.07.2010г. №261 утверждены Правила сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории города <...>, муниципальный контроль за исполнением положений которых осуществляется органом местного самоуправления г.<...> (п.4). Как следует из материалов дела, в целях обеспечения соблюдения на территории г.<...> положений Правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (далее Правила), орган местного самоуправления г.<...> направил главному редактору газеты «<...>» для опубликования письмо за подписью должностного лица органа местного самоуправления Шуткина С.М., которым напомнил юридическим и физическим лицам (природопользователям), осуществляющим свою деятельность на территории города <...>, на обязанность соблюдения Правил и своевременное заключение договоров на вывоз бытовых отходов и мусора со специализированными обслуживающими организациями Таким образом, совершение органом местного самоуправления г.<...> в лице его должностного лица Шуткина С.М. действий, выразившихся в размещении в газете указанной информации, не противоречит требованиям действующего законодательства, в том числе антимонопольного законодательства, а потому они не могут быть признаны неправомерными, влекущими привлечение должностных лиц, их совершивших, к административной ответственности по ч.1 ст.14.9 КоАП РФ. Что касается самого письма, которое нормативным актом не является, то оно не может устанавливать для юридических и физических лиц каких-либо требований, подлежащих обязательному исполнению. Кроме того, содержащееся в письме указание на обязанность юридических и физических лиц своевременно заключать договор со специализированной обслуживающей организацией на вывоз бытовых отходов и мусора, каких-либо ограничений в выборе такой специализированной организации не содержит. Имеющаяся в письме ссылка на конкретную специализированную организацию и индивидуального предпринимателя, оказывающих соответствующие услуги на территории г.<...>, с указанием места их нахождения, включая контактный телефон, как правильно указал судья, носит информационный характер. Действия Шуткина С.М. по включению этих сведений в письмо, не может быть расценено как направленное на устранение или ограничение конкуренции на данном рынке услуг, поскольку не ограничивает каким-либо образом право хозяйствующих субъектов на заключение соответствующих договоров с иными специализированными организациями и физическими лицами, осуществляющими данный вид деятельности, не повлияли и не могли повлиять на выбор юридическими лицами и гражданами таких организаций. При таких обстоятельствах, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях Шуткина С.М. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.14.9 КоАП РФ, является правильным, а вынесенное им решение об отмене постановления заместителя руководителя УФАС по Новгородской области №4 в отношении Шуткина С.М. и прекращении производства по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является законным и обоснованным, постановленным с соблюдением норм материального и процессуального права, и отмене по доводам жалобы не подлежит. С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья р е ш и л : Решение судьи Чудовского районного суда от 06 июля 2011 года оставить без изменения, жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области №4 ФИО - без удовлетворения. Судья Новгородского областного суда Е.И. Комаровская