Судья - Константинова Ю.П. Дело №12-297/10 - 7-69К
Р Е Ш Е Н И Е
Великий Новгород 26 июля 2010 года
Судья Новгородского областного суда, расположенного по адресу: г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д.55, Комаровская Е.И., рассмотрев в порядке пересмотра жалобу Главного специалиста-эксперта отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Новгородской области - государственного инспектора РФ по Новгородской области по охране природы Константинова А.В. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15 июня 2010 года, которым постановление №8 о назначении административного наказания, вынесенное 16 февраля 2010 года Главным специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Новгородской области - государственным инспектором РФ по Новгородской области по охране природы Константиновым А.В., в отношении
Баишевой Р.А., ... года рождения, уроженки Адрес, зарегистрированной и проживающей по Адрес, работающей управляющей ООО «Чистый исток»,
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
11 февраля 2010 года начальником отдела экологического контроля - старшим государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Новгородской области (далее по тексту - Росприроднадзора) по охране природы составлен протокол №8 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица - Баишевой Р.А., о том, что в третьем и четвёртом кварталах 2009 года она, являясь управляющим ООО «Чистый исток» (далее - Общество), по адресу: Великий Новгород, ул. Рабочая, д.49, в нарушение требований п.1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 и п.2 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», при отсутствии установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение допустила в результате хозяйственной деятельности ООО «Чистый исток» образование отходов в виде полиэтиленовой плёнки и организацию двух мест их накопления.
Постановлением №8 о назначении административного наказания, вынесенным 16 февраля 2010 года Главным специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Новгородской области - государственным инспектором РФ по Новгородской области по охране природы Константиновым А.В., должностное лицо Баишева Р.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Судьёй вынесено вышеуказанное решение, с которым не согласен Главный специалист-эксперт отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Новгородской области - государственный инспектор РФ по Новгородской области по охране природы Константинов А.В..
В поданной в порядке пересмотра жалобе он просит отменить вынесенное судьёй решение, мотивируя тем, что судьёй неправильно дана оценка обстоятельствам дела и указанным в протоколе об административном правонарушении нормам законодательства, нарушение которых вменено в вину Баишевой Р.А..
Проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, заслушав объяснения представителя Росприроднадзора Суслова И.Л., защитника Баишевой Р.А. - Евстафьева Г.Б., прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При отсутствии в действиях лица (физического или юридического) указанных действий, административное производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность юридических и должностных лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (ст.1 Закона №89-ФЗ).
В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, в соответствии со статьей 18 Закона №89-ФЗ устанавливаются нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Пунктом 2 статьи 18 Закона №89-ФЗ определено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В этих целях пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (п.3 ст.18 Закона №89-ФЗ).
Данная норма действует с 30.06.2009 (п. 16 ст. 33, п. 2 ст. 49 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Из смысла приведенных правовых норм следует, что у субъектов малого и среднего предпринимательства, начиная с 01 июля 2009 года, отсутствует обязанность по разработке проекта норматива образования отходов и лимита на их размещение. Соответственно, у уполномоченного федерального органа исполнительной власти отсутствуют основания для установления в отношении данных субъектов лимитов на размещение отходов.
Материалами дела установлено, что ООО «Чистый исток», управляющим которого является Баишева Р.А., осуществляет производственную деятельность, в результате которой образовывались и накапливались отходы полиэтилена в виде пленки, относящиеся к 5 классу опасности.
В ходе проверки, проведенной Росприроднадзором в феврале 2009 года, было установлено, что в 3 и 4 квартале 2009 года объем указанных видов отходов в ООО «Чистый исток» составил 9,75 куб.м. за каждый квартал, при этом установленный норматив образования отходов и лимит на их размещение в Обществе отсутствовали.
Между тем, как следует из материалов дела, исходя из среднесписочной численности работающих - 9 человек, ООО «Чистый исток» относится к субъектам малого предпринимательства (ФЗ от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), а потому не обязано было разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на 3 и 4 квартал 2009 года.
Таким образом, нарушений требований ст.18 Закона №89-ФЗ со стороны должностного лица Баишевой Р.А. - управляющей ООО «Чистый исток» не установлено. Нарушений иных требований данного Закона ей не вменяется.
Доводы представителя Росприроднадзора, приведенные им в ходе рассмотрения жалобы, относительно того, что лимиты на размещение отходов ООО «Чистый исток» могли быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании любых иных представляемых Обществом в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов, несостоятельны, поскольку не основаны на Законе.
При этом порядок представления субъектами малого предпринимательства в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информации об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (п.3 ст.18 Закона №89-ФЗ) определен Министерством по охране природы РФ только в 2010 году (Приказ Минприроды от 16.02.2010 №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), срок её представления за 2009 год определен - до 01 июля 2010 года.
Отменяя постановление Росприроднадзора №8 о назначении Баишевой Р.А. административного наказание за отсутствие на ООО «Чистый исток» установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и прекращая производство по делу (п.2 ст.8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15 июня 2010 года является законным и обоснованным, не подлежащими отмене.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 15 июня 2010 года оставить без изменения, а жалобу главного специалиста-эксперта отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Новгородской области Константинова А.В. - без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента вынесения.
Судья Новгородского областного суда Е.И. Комаровская