Дело № 44-г-109\11 ПРЕЗИДИУМА НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА г. Нижний Новгород 26 октября 2011 года Президиум в составе: председательствующего Бондара А.В. и членов президиума Лысова М.В., Погорелко О.В., Попова В.Ф., Прихунова С.Ю., Туговой Е.Е., Ярцева Р.В. по докладу судьи областного суда Елагиной А.А., при секретаре Свящевой О.Ю., с участием Трошина Р.А., его представителя Голованова С.Е., представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Сорокина М.С., рассмотрев гражданское дело по надзорной жалобе Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. на кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 05 июля 2011 года по иску Т.Р.А. к Правительству Нижегородской области, Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о взыскании суммы, УСТАНОВИЛ: Т.Р.А. обратился в суд с иском о привлечении к субсидиарной ответственности Администрации Нижегородской области и о взыскании *** руб. ** коп. Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2011 года исковые требования Т.Р.А. удовлетворены и с Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в пользу Т.Р.А. взыскано *** руб. ** коп., в счет возврата госпошлины *** руб. В удовлетворении требований к Правительству Нижегородской области отказано. Указанное решение суда вступило в законную силу, в кассационном порядке не обжаловано. 17 февраля 2011 года в суд поступило заявление Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области об установлении правопреемника, в качестве должника просили указать Департамент лесного хозяйства Нижегородской области. Определением Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода от 07 апреля 2011 года произведена замена должника по исполнению решения Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода от 13 января 2011 года по иску Т.Р.А. к Правительству Нижегородской области, Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о взыскании суммы, с министерства Экологии и природных ресурсов Нижегородской области на Департамент лесного хозяйства Нижегородской области. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 05 июля 2011 года определение суда от 07 апреля 2011 года отменено, в удовлетворении заявления представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области о замене должника его правопреемником отказано. Как усматривается из надзорной жалобы, поступившей в Нижегородский областной суд 18 августа 2011 года, в ней заявитель выражает свое несогласие с принятым по делу судебным постановлением суда кассационной инстанции по тем мотивам, что Министерство реорганизовано путем выделения из него управления лесного хозяйства с переименованием управления в департамент лесного хозяйства Нижегородской области. Департамент является правопреемником Министерства по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений. Передача Департаменту от Министерства полномочий в сфере лесных отношений является и передачей функций главного администратора бюджетных средств в отношении ГУ НО «***», и соответственно, - обязательств по исполнению решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2011 года. Задолженность ГУ НО «***» перед Р.А.Т. является переплаченной суммой арендной платы за пользование лесным фондом, администратором по данным платежам и кодам бюджетной классификации (КБК) в настоящее время является Департамент. Исполнение решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2011 года должно осуществляться путем возврата указанных сумм со статей федерального и областного бюджетов по кодам бюджетной классификации, на которые поступали вышеуказанные платежи, то есть через департамент. В дополнении к надзорной жалобе, поступившей в суд надзорной инстанции 08 сентября 2011 года, указано, что в связи с принятием постановления Правительства Нижегородской области от 26 августа 2011 года № 670 «О внесении изменения в Положение о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденное постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года № 964», в прилагаемой к Положению о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области перечень государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых выступает Департамент, включено ГУ НО «***». Действие данного постановления распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2011 года. Таким образом, нормативно закреплен и документально подтвержден тот факт, что именно Департамент является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств ГУ НО «***». 01 сентября 2011 года дело истребовано, 14 сентября 2011 года дело поступило в суд и 30 сентября 2011 года определением судьи вместе с жалобой передано для рассмотрения по существу в судебном заседании суда надзорной инстанции – президиум Нижегородского областного суда. Заслушав доклад судьи Елагиной А.А., объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 05 июля 2011 года подлежащим отмене по следующим основаниям. Отменяя определение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 07 апреля 2011 года, суд кассационной инстанции исходил из того, что Департамент лесного хозяйства является правопреемником Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в части полномочий в сфере лесных отношений, при этом само Министерство экологии и природных ресурсов не ликвидировано, а остается действующим органом исполнительной власти, отсутствуют доказательства того, что с передачей Департаменту лесного хозяйства полномочий в сфере лесных отношений, к нему перешли и денежные обязательства Министерства экологии, в том числе и исполнение ранее взысканных решением суда денежных сумм, в связи с чем не имеется необходимости замены должника Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области на Департамент лесного хозяйства Нижегородской области. С указанным выводом судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда согласиться нельзя по следующим основаниям. Из материалов дела усматривается, что решением Сокольского районного суда Нижегородской области от 07 мая 2010 года в пользу истца с ГУ НО «***» взыскано *** рубля (л.д.***). До настоящего времени данное решение не исполнено. Исполнительный лист возвращен истцу в связи с тем, что ГУ НО «***» находится в стадии ликвидации, не ведет хозяйственной деятельности, не имеет имущества (л.д.***). Указанное обстоятельство подтверждается также выпиской из ЕГРЮЛ, в которой указано, что решение о ликвидации данного ГУ НО принято ** года Департаментом лесного комплекса Нижегородской области (л.д.**,***). Из п. 1.4 Устава ГУ НО «***» усматривается, что его учредителем является Департамент лесного комплекса Нижегородской области. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области № 77 от 26 февраля 2009 года, правопреемником Департамента лесного комплекса Нижегородской области является Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2011 года исковые требования Т.Р.А. удовлетворены и с Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области как с главного распорядителя для ГУ НО «***» в пользу Т.Р.А. взыскано *** руб. ** коп., в счет возврата госпошлины *** руб. В удовлетворении требований к Правительству Нижегородской области отказано. Указанное решение суда вступило в законную силу, в кассационном порядке не обжаловано. 17 февраля 2011 года в суд поступило заявление от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области о процессуальном правопреемстве. В качестве основания указано на постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года № 965, которым утверждено Положение о министерстве, а также указано на постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 года № 964, которым утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области. В соответствии с Положением о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, департамент является правопреемником министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений. В соответствии с положениями ст.44 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. В силу положений ст. 57 Гражданского кодекса РФ, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Статья 58 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. В соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 года № 50 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», постановлено реорганизовать Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области путем выделения из него управления лесного хозяйства с переименованием управления в департамент лесного хозяйства Нижегородской области. Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области рекомендовано передать Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области штатную численность в количестве 509 единиц, в том числе для создания Департамента лесного хозяйства Нижегородской области 320 единиц и для передачи в подведомственные департаменту лесного хозяйства Нижегородской области учреждения 189 единиц. Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области и Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области в срок до 1 января 2011 года: подготовить и представить на утверждение Правительства Нижегородской области структуры и положения органов исполнительной власти Нижегородской области; привести акты в соответствие с настоящим Указом (л.д.***). Согласно абз. 2 п.1.1 Положения о департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 № 964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области создан в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указом Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 года № 50 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области» в результате реорганизации министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области путем выделения из него управления лесного хозяйства с переименованием управления в департамент лесного хозяйства Нижегородской области на основании Указа Губернатора Нижегородской области от 8 ноября 2010 года № 90 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 10 августа 2010 года № 50» и является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанной сфере в соответствии с федеральным законодательством. Департамент является правопреемником министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений (л.д.***). Таким образом, на момент рассмотрения спора в Нижегородском районном суде и вынесения решения о взыскании с Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области денежных средств в пользу Т. Р.А. (13 января 2011 года), Департамент лесного хозяйства Нижегородской области находился в стадии формирования в процессе реорганизации Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица (л.д.***), Департамент лесного хозяйства Нижегородской области зарегистрирован в качестве юридического лица только 25 января 2011 года, то есть по прошествии 12 дней после вынесения решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2011 года. С указанного времени Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области продолжает существовать и выполнять возложенные на него функции, однако, за исключением полномочий в сфере лесных отношений, что, исходя из системного толкования положений ст. 57, 58 Гражданского кодекса РФ, подразумевает под собой переход к департаменту, являющемуся правопреемником Министерства по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений, денежных обязательств Министерства, в том числе, и по ранее вынесенным решениям суда. Таким образом, к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области перешли полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении имущественных комплексов, находящихся в ведении Нижегородской области, в перечень которых входит ГУ НО «***». Согласно п. 12.1 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. В редакции статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в п. 10 содержались положения о том, что по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к субъекту Российской Федерации по обязательствам, созданных ими учреждений, от имени указанных публично-правовых образований выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета. Из материалов дела усматривается, что задолженность ГУ НО «***» перед Р.А.Т. является переплаченной суммой арендной платы за пользование лесным фондом. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что исполнение решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2011 года должно осуществляться путем возврата данных сумм со статей федерального и областного бюджетов по кодам бюджетной классификации (КБК), на которые поступали соответствующие платежи. Администратором по данным платежам и кодам бюджетной классификации (КБК) в настоящее время является Департамент лесного хозяйства Нижегородской области. Таким образом, в силу изложенного должником по гражданскому делу по иску Т.Р.А. к Правительству Нижегородской области, Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о взыскании суммы в настоящее время является Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, к которому в порядке универсального правопреемства - реорганизации - перешли полномочия главного распорядителя денежных средств. В свою очередь, Министерство экологии и ресурсов Нижегородской области не администрирует доходы бюджетов по аренде за пользование участками лесного фонда, переданные Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области, в связи с чем исключается возможность произведения их возврата данным исполнительным органом. Принимая во внимание приведенные по делу обстоятельства и требования закона, следует признать необоснованным вывод суда кассационной инстанции о том, что наличие правопреемства по вопросам осуществления полномочий в сфере лесных отношений не является подтверждением передачи от Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области обязательств по исполнению решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 13 января 2011 года, в силу неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и допущенного судом существенного нарушения норм материального права, в связи с чем кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 05 июля 2011 года подлежит отмене, а определение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 07 апреля 2011 года - оставлению без изменения. В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Неправильное применение норм материального права привело к вынесению незаконного судебного постановления. Указанные нарушения являются существенными, поскольку без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя надзорной жалобы. На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум Нижегородского областного суда П О С Т А Н О В И Л: Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 05 июля 2011 года по иску Т.Р.А. к Правительству Нижегородской области, Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о взыскании суммы отменить. Определение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 07 апреля 2011 года оставить без изменения. Председательствующий А.В.Бондар Зам.председателя М.В.Лысов Председательствующий состава Т.Ю.Вавилычева Судья А.А.Елагина