Дело № 44-г-119/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРЕЗИДИУМА НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА г.Нижний Новгород 30 ноября 2011г. Президиум в составе: председательствующего Бондара А.В. и членов президиума Лысова М.В., Прихунова С.Ю., Туговой Е.Е., Ярцева Р.В. по докладу судьи областного суда Вавилычевой Т.Ю., при секретаре Свящевой О.Ю., с участием представителя Администрации муниципального образования «г.Лысково» по доверенности Трофимовой Н.С., рассмотрев гражданское дело по надзорной жалобе Администрации муниципального образования «г.Лысково» на определение Лысковского районного суда Нижегородской области от 14 февраля 2011г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 марта 2011г. об отказе в принятии искового заявления Администрации муниципального образования «г.Лысково» Лысковского муниципального района Нижегородской области о признании неправомерным бездействия администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области по передаче в муниципальную собственность муниципального образования «г.Лысково» муниципального имущества, У С Т А Н О В И Л: Определением Лысковского районного суда Нижегородской области от 14 февраля 2011г. Администрации муниципального образования «г.Лысково» Лысковского муниципального района Нижегородской области отказано в принятии искового заявления о признании неправомерным бездействия администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области по передаче в муниципальную собственность муниципального образования «г.Лысково» муниципального имущества в связи с неподведомственностью. Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 марта 2011г. вышеуказанное определение оставлено без изменения. В надзорной жалобе, поступившей в Нижегородский областной суд 20 сентября 2011г., Администрацией муниципального образования «г.Лысково» поставлен вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений ввиду существенного нарушения норм процессуального права (ст.22 ГПК РФ, ст.27 АПК РФ). 04 октября 2011г. дело было истребовано в Нижегородский областной суд. 12 октября 2011г. дело поступило в Нижегородский областной суд. Определением судьи Нижегородского областного суда от 14 ноября 2011 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в суд надзорной инстанции. Заслушав доклад судьи Вавилычевой Т.Ю., обсудив доводы надзорной жалобы, выслушав представителя Администрации муниципального образования «г.Лысково» Трофимову Н.С., президиум находит принятые по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям. В соответствии со ст.387 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. Отказывая Администрации муниципального образования «г.Лысково» в принятии искового заявления, районный суд (и с ним согласилась судебная коллегия) пришел к выводу о неподведомственности суду общей юрисдикции требований о признании неправомерным бездействии администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области по передаче муниципальному образованию «г.Лысково» муниципального имущества. Данные выводы районного суда и судебной коллегии являются необоснованными ввиду неправильного применения норм процессуального права – ст.ст.22,254 ГПК РФ, ч.ч.2,3 ст.27 АПК РФ. В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Вопрос о подведомственности спора между арбитражными судами и судами общей юрисдикции решается по правилам разграничения компетенции, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Согласно частям 1,2 и 3 ст.27 АПК РФ, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела. В соответствии с ч.3 ст.22 ГПК РФ, судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесенных федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 1,2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В статье 78 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке. В пункте 11.1 ст.154 ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке. Разграничение имущества осуществляется между: вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы; вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями; вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования; муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа; муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования; муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 ФЗ от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» видами имущества. До 01.01.2009г. в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. (Правоотношения в сфере разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами в Нижегородской области урегулированы Законом Нижегородской области от 04.05.2008г. №54-З «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами»). Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Как следует из материалов дела, заявленное Администрацией муниципального образования «г.Лысково» требование о признании неправомерным бездействия администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области по передаче в муниципальную собственность муниципального образования «город Лысково» муниципального имущества и возложении на администрацию Лысковского муниципального района обязанности по передаче муниципального имущества (предмета спора) в муниципальную собственность муниципального образования «г.Лысково» по существу является спором о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования. Данный спор не носит экономического характера, и исходя из положений ст.28 ГПК РФ. Отказ суда в принятии искового заявления по мотиву его неподведомственности, нарушает право Администрации муниципального образования «г.Лысково» на судебную защиту, гарантированную ст.46 Конституции РФ. При таких обстоятельствах принятые по делу судебные постановления нельзя признать законными, и они, в силу ст.390 ГПК РФ, подлежат отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст.390 ГПК РФ, президиум Нижегородского областного суда П О С Т А Н О В И Л: Определение Лысковского районного суда Нижегородской области от 14 февраля 2011г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 марта 2011г. об отказе в принятии искового заявления Администрации муниципального образования «г.Лысково» Лысковского муниципального района Нижегородской области о признании неправомерным бездействия администрации Лысковского муниципального района Нижегородской области по передаче в муниципальную собственность муниципального образования «г.Лысково» муниципального имущества отменить. Вопрос передать на новое рассмотрение в Лысковский районный суд Нижегородской области. Председательствующий А.В.Бондар