момент возникновения права на социальную гарантию



Судья Лелёкин С.А. Дело №33-5861

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД   

   КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Нижний Новгород 06 июля 2010 года                                      

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Паршиной Т.В.

судей Лазорина Б.П., Старковой А.В.

при секретаре Свешникове Г.А.

                                                                  

рассмотрела в открытом судебном заседании года дело по кассационной жалобе Фадеева Владимира Александровича

на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 мая 2010 года по гражданскому делу по заявлению Фадеева Владимира Александровича о признании незаконным отказа главы местного самоуправления Арзамасского района в выделении денежных средств на ремонт жилого дома, понуждении оказать материальную помощь на ремонт жилого дома,

Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Старковой А.В., выслушав объяснения Фадеева В.А., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

установила:

Фадеев В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказ главы местного самоуправления Арзамасского района Рыбина М.В. от 26.02.2010 года о выделении бюджетных средств на благоустройство и ремонт жилых помещений, возложении на главу местного самоуправления Арзамасского района Рыбина М.В. обязанности оказать заявителю материальную помощь и выделить денежные средства на ремонт жилого дома по адресу: <…>, указав в обоснование требований следующее.

04.02.2010 года он обратился в администрацию Арзамасского района Нижегородской области с заявлением об оказании ему материальной помощи на ремонт жилого дома по адресу: <…>. Однако главой местного самоуправления Рыбиным М.В. ему было отказано в предоставлении денежных средств на ремонт дома по мотиву того, что выделение бюджетных средств на благоустройство и ремонт жилых помещений из местного бюджета не предусмотрено. Считает, что таким решением были нарушены его права как участника Великой Отечественной Войны. Согласно утвержденному распоряжением Правительства Нижегородской области от 20.11.2009 года №2838-р Плану подготовки и проведению мероприятий, посвященных празднованию 65-летней годовщины Победы, ему предоставляется материальная помощь на ремонт жилого помещения. 04.02.2010 года был утвержден акт проверки жилищных условий, в котором дом <…> признан ветхим, сырым, в доме необходимо осуществить ремонтные работы. В апреле 2010 года он был вынужден повторно обратиться в аппарат Правительства Нижегородской области по вопросу оказания ему материальной помощи по ремонту жилого помещения, в настоящее время ответ на его обращение пока не получен.

В судебном заседании Фадеев В.А. заявление поддержал.

Представитель администрации Арзамасского района Кузнецова Н.Г. заявление полагала не обоснованным, пояснила, что 26.02.2010 года Фадеев В.А. обратился в администрацию Арзамасского района с заявлением об оказании материальной помощи на ремонт недостроенного дома <…>. Рассмотрев его обращение, администрация Арзамасского района выявила, что Фадеев зарегистрирован по адресу <…> и там же проживает. Дом по <…>, который находится в собственности заявителя, является объектом незавершенного строительства. Администрацией р.п. Выездное был составлен акт обследования жилищных условий Фадеева В.А., которым установлено, что дом нуждается в ремонте. Ответ Фадееву В.А. был дан 09.03.2010 года. На тот момент не было принято нормативных актов, регламентирующих оказание материальной помощи участникам Великой Отечественной войны, также как и на сегодняшний день не имеется нормативных актов, обязывающих органы местного самоуправления оказывать такую помощь.

Представитель администрации р.п. Выездное Арзамасского района Бутова Т.В. считает заявление Фадеева В.А. не подлежащим удовлетворению, пояснила, что от Фадеева В.А. поступало обращение о постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в чем ему было отказано. С заявлением об оказании материальной помощи на ремонт дома Фадеев В.А. не обращался.

Представитель Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области (Управления социальной защиты населения Арзамасского района)  Бурцев К.Ю. считает заявление не подлежащим удовлетворению, пояснил, что в целях реализации распоряжения Правительства Нижегородской области № 2838-р от 20.11.2009 г. Правительством Нижегородской области принято Постановление от 04.03.2010 г. № 110, которым утверждено Положение об оказании материальной помощи участникам Великой Отечественной войны. В соответствии с разделом 8  Положения, гражданин должен обратиться с заявлением об оказании материальной помощи в Территориальный орган министерства социальной политики Нижегородской области и в администрацию муниципального образования. С таким заявлением Фадеев В.А. обратился 13.05.2010 г., поэтому оснований для оказания ему материальной помощи ранее не имелось.

Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 мая 2010 года в удовлетворении заявления Фадеева В.А. отказано.

В кассационной жалобе Фадеева В.А. содержится требование об отмене решения суда как необоснованного по мотиву того, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что Фадеев В.А. является участником Великой Отечественной войны, проживает по адресу: <…> и имеет в собственности незавершенный строительством дом по адресу: <…>.

26.02.2010 года Фадеев В.А. обратился в администрацию Арзамасского района Нижегородской области с заявлением об оказании ему материальной помощи на ремонт жилого дома по адресу: <…>.

В ответе на заявление Фадеева В.А. от 09.03.2010 года № 414 главой местного самоуправления Арзамасского района Рыбиным М.В. указано, что в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 24.12.2009 года №1861-1V было проведено обследование жилищных условий ветеранов ВОВ, проживающих на территории Арзамасского района. На основании акта проверки жилищных условий заявителя от 04.02.2010 года выяснилось, что жилое помещение по адресу <…>, в котором он проживает, требует ремонта и проведения канализации. В министерство социальной политики Нижегородской области направлено письмо с просьбой разъяснить, будут ли разработаны областные целевые программы для решения данных вопросов. Выделение бюджетных средств на благоустройство и ремонт жилых помещений из местного бюджета не предусмотрено.

Отказывая Фадееву В.А. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на момент отказа главой местного самоуправления в предоставлении заявителю материальной помощи на ремонт жилого дома, нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления органами местного самоуправления оказании такой помощи участникам Великой Отечественной войны, отсутствовали.

Распоряжением Правительства Нижегородской области № 2838-р от 20.11.2009 года утвержден План подготовки и проведения в Нижегородской области мероприятий, посвященных празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

В целях реализации этого плана Правительством Нижегородской области принято Постановление от 04.03.2010 года № 110 «Об утверждении Положения о порядке оказания в 2010 году материальной помощи в соответствии с планом подготовки и проведения в Нижегородской области мероприятий, посвященных празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов».

Пунктом 1.2 данного Положения установлено, что решение об оказании материальной помощи, в том числе о ее размере, за исключением оказания материальной помощи в соответствии с разделом 8 настоящего Положения, принимается министерством социальной политики Нижегородской области (далее - Министерство).

Решение об оказании материальной помощи в соответствии с разделом 8 настоящего Положения, в том числе о ее размере с учетом размера средств местного бюджета, выделяемых на указанные цели, принимается на заседании комиссии по рассмотрению обращений граждан об оказании им материальной помощи, создаваемой при территориальных органах Министерства под председательством руководителей Территориальных органов (п. 1.2).

Согласно пункту 4.4.1. Положения, для принятия решения об оказании материальной помощи в соответствии с абзацем вторым пункта 1.2 настоящего Положения заявителем в адрес руководителя Территориального органа и в адрес главы муниципального образования представляется личное заявление об оказании ему материальной помощи на ремонт жилого помещения.

Пакет документов, включающий в себя личное заявление гражданина, акт обследования материально-бытового положения заявителя, заключение районной комиссии о необходимости проведения ремонтных работ и суммы необходимых затрат по форме, утвержденной Министерством, и ходатайство главы поселения, на территории которого проживает заявитель, рассматривается на Комиссии.

По итогам рассмотрения документов, вынесенных на рассмотрение Комиссии, принимается комиссионное решение, которое оформляется протоколом. Один экземпляр протокола с приложением пакета документов хранится в Территориальном органе, второй экземпляр протокола (в случае принятия решения органом местного самоуправления о софинансировании расходов на оказание материальной помощи из районного бюджета) с приложением копий документов, вынесенных на рассмотрение Комиссии, хранится в органах местного самоуправления.

Средства, предусмотренные на оказание материальной помощи из областного бюджета, выделяются заявителю через Территориальный орган по месту его жительства на лицевой счет получателя в кредитном учреждении либо по письменному заявлению заявителя через почтовое отделение, службу доставки пенсий, перечислением в организацию, оказывающую данный вид услуг, на основе прилагаемого счета-фактуры или договора, заключаемого между Заявителем и организацией.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Нижегородской области от 04.03.2010 года № 110, утвердившего вышеуказанное Положение о порядке оказания в 2010 году материальной помощи в соответствии с планом подготовки и проведения в Нижегородской области мероприятий, посвященных празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и действует до 31 декабря 2010 года.

Текст данного постановления опубликован в газете "Нижегородские новости", N 42 от 12 марта 2010 года.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемым отказом главы местного самоуправления Арзамасского района от 09.03.2010 года не нарушено каких-либо прав и законных интересов заявителя, не создано препятствий в осуществлении им прав и свобод, не возложено на него каких-либо обязанностей либо мер ответственности.

Правильным является и вывод суда о том, что оказание материальной помощи участникам Великой Отечественной войны из бюджета муниципального образования, на территории которого проживает гражданин, является правом, а не обязанностью муниципального образования.

Выводы суда в этой части основаны на правильном применении и толковании нормативных положений пункта 8.4. Положения о порядке оказания в 2010 году материальной помощи в соответствии с планом подготовки и проведения в Нижегородской области мероприятий, посвященных празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Кроме того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, с заявлением об оказании материальной помощи в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Нижегородской области от 04.03.2010 года №110 Фадеев В.А. обратился в Территориальный орган министерства социальной политики Нижегородской области (Управление социальной защиты населения Арзамасского района) лишь 13.05.2010 года, решение по обращению заявителя на момент разрешения спора не принято.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что заявление Фадеева В.А. является не обоснованным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия –

                                                    О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 14 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Фадеева Владимира Александровича, без удовлетворения.

Председательствующий Паршина Т.В.

Судьи:                                                             Старкова А.В., Лазорин Б.П.