прокурор оспаривание распоряжения



Судья Нагайцев А.Н. Дело №33-6104

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД   

   КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

От 13 июля 2010 года                                     

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Паршиной Т.В.

судей Лазорина Б.П., Старковой А.В.

при секретаре Свешникове Г.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации Дивеевского района Нижегородской области

на решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 20 мая 2010 года по делу по иску прокурора Дивеевского района Нижегородской области в интересах Игнатьевой Оксаны Викторовны к Администрации Дивеевского района о признании незаконным распоряжения администрации Дивеевского района от 29.07.1997г. №647; о признании незаконными постановлений главы местного самоуправления Дивеевского района от 24.11.2003г. №258 в части сохранения за Игнатьевой Оксаной Викторовной жилого помещения, от 20.02.2009г. №23 в части снятия Игнатьевой Оксаны Викторовны с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий; о восстановлении Игнатьевой Оксаны Викторовны на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;

к Министерству социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить Игнатьеву О.В. вне очереди жилой площадью,

Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Старковой А.В., выслушав объяснения представителя Администрации Дивеевского района Нижегородской области по доверенности Герасимовой Е.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Маркова С.А., полагавшего кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, Игнатьевой О.В., представителя ее интересов Канаева В.В., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Галдиной О.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Дивеевского района Нижегородской области обратился в суд в интересах Игнатьевой О.В. с вышеуказанным иском.

В обоснование требований указано следующее.

         Игнатьева О.В. на основании ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ относится к категории лиц, имеющих право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы местного самоуправления от 24.11.2003 №258 Игнатьевой О.В. назначен попечитель, поскольку мать Игнатьевой О.В. умерла, место проживания отца неизвестно. Этим же постановлением за Игнатьевой О.В. сохранена жилая площадь по адресу <…> до её совершеннолетия.

16.02.2004 года постановлением главы местного самоуправления №39 Игнатьева О.В. поставлена в льготную очередь на улучшение жилищных условий и получения жилья детей-сирот, не имеющих закреплённого жилья.

20.02.2009 года постановлением главы местного самоуправления   №23 Игнатьева О.В. снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и  получении жилья по основаниям п.6 ст.56 ЖК РФ как неправомерно поставленная на учёт.

Игнатьева О.В. зарегистрирована 07.09.2004 по адресу: <…>в жилом помещении, предоставленном ей МОУ «Дивеевская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат», на основании распоряжения администрации Дивеевского района от 29.07.1997 №647 «О выделении жилплощади в общежитии Дивеевской специальной (коррекционной) образовательной школы-интернат». Однако, администрация Дивеевского района не вправе была распоряжаться жилыми помещениями дома №<…>, поскольку дом №<…> является памятником истории и культуры, находится в федеральной собственности и Территориальное управление Росимущества по Нижегородской области полномочий администрации Дивеевского района на заключение договоров социального найма жилых помещений в данном доме не делегировало. В виду указанного распоряжением администрации Дивеевского района от 22.09.2009 №522 распоряжение администрации Дивеевского района от 29.07.1997 №647 отменено как незаконное.

Таким образом, распоряжение администрации Дивеевского района от 29.07.1997 №647 о  предоставлении Игнатьевой О.В. жилого помещения в доме №<…>, сохранение за ней этого жилого помещения до совершеннолетия, а также регистрация Игнатьевой О.В. по месту жительства в данном доме являются незаконными. Каких-либо прав на кв. <…>Игнатьева О.В. не имеет.

30.06.2009 Игнатьева О.В. закончила обучение в ГОУ НПО «ПЛ №68» г.Арзамаса и имеет право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

         В судебном заседании помощник прокурора Дивеевского района Вагин С.В. иск прокурора поддержал в полном объеме.

Игнатьева О.В. в судебное заседание не явилась.

Представитель администрации Дивеевского района Долина Е.В. иск не признала и пояснила, что распоряжение администрации Дивеевского района от 29.07.1997г. №647 уже отменено распоряжением администрации Дивеевского района от 22.09.2009г. №522. Сохранение за Игнатьевой О.В. жилого помещения постановлением главы местного самоуправления от 24.11.2003г. №258 является законным, поскольку принято в соответствии с действующим законодательством. Снятие Игнатьевой О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий постановлением главы местного самоуправления от 20.02.2009г. №23 также является законным, поскольку было установлено, что при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся Игнатьева О.В. не представила жилищной комиссии постановление №258 от 24.11.2003г. о сохранении за ней жилого помещения по адресу: <…>.

Представитель Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явился.

В письменном отзыве на иск требования прокурора считают не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Пунктом 2 статьи 5 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года №116-3 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения в момент постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, осуществляющих государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, ставятся на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в органах местного самоуправления по месту их выявления и первичного устройства.

Пунктом 3 Методических рекомендаций по реализации Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года № 116-3, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 16 марта 2009 года № 117, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, за счет средств областного бюджета в Нижегородской области на соответствующий финансовый год.

Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области, составляется Министерством на основании списков, формируемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 02.12.2008 № 566.

Согласно пункту 12 Постановления список муниципального образования формируется ежегодно, и в срок до 1 марта года, предшествующего планируемому году, представляется органом местного самоуправления в Министерство на бумажном и электронном носителях.

В материалах дела не имеется сведений о том, что Игнатьева О.В. состоит на учете в органах местного самоуправления в качестве лица, нуждающегося в обеспечении жилым помещением. В сводный список на 2010 год, утвержденный приказом Министерства от 05.05.2009 № 28, Игнатьева О.В. не включена.

В настоящее время Игнатьева О.В., 28.03.1987 года рождения, достигла возраста 23 лет, установленного статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как предельного возраста для получения мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом.

Таким образом, Игнатьевой О.В. не выполняются условия для обеспечения жилым помещением в соответствии с Федеральным законом и Законом Нижегородской области.

Решением Дивеевского районного суда Нижегородской области от 20 мая 2010 года иск прокурора удовлетворен.

Распоряжение администрации Дивеевского района от 29.07.1997г. №647 «О выделении жилплощади в общежитии Дивеевской специальной  (коррекционной) образовательной школы интернат», постановление главы местного самоуправления Дивеевского района от 24.11.2003г. №258 в части сохранения за Игнатьевой О.В. жилого помещения по адресу: <…>, постановление главы местного самоуправления Дивеевского района от 20.02.2009г. №23 в части снятия Игнатьевой О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий признаны незаконным.

        Постановлено восстановить Игнатьеву О.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области обеспечить Игнатьеву О.В. вне очереди жилой площадью не ниже установленных действующим жилищным законодательством социальных норм.

В кассационной жалобе Администрации Дивеевского района Нижегородской области содержится требование об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. В обоснование доводов жалобы указано на то, что в 2004г. Администрация Дивеевского района не вправе была решать вопрос о постановке Игнатьевой О.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не обладала соответствующими полномочиями. Постановлением от 24.11.2003г. № 258 за Игнатьевой О.В. было сохранено право пользования жилым помещением в квартире <…>, так как указанное жилое помещение являлось постоянным местом жительства и регистрации Игнатьевой О.В. Распоряжение администрации от 29.07.1997г. № 647 отменено распоряжением от 22.09.2009г. № 522. К участию в деле не привлечено Федеральное агенство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) территориальное управление федеральным имуществом по Нижегородской области.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о правомерности заявленных прокурором требований.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с позицией суда не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В силу ст. 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Участие прокурора в рассмотрении таких дел судами регламентируется ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 28 ноября 2009 г.), согласно которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством Российской Федерации (ст. 45 ГПК РФ).

Материалами дела установлено, что постановлением главы местного самоуправления Администрации Дивеевского района Нижегородской области от 24.11.2003 №258 Игнатьевой О.В. назначен попечитель, поскольку мать Игнатьевой О.В. умерла, место проживания отца неизвестно. Этим же постановлением за Игнатьевой О.В. сохранена жилая площадь по адресу <…> до её совершеннолетия.

Указанное жилое помещение было предоставлено семье Игнатьевых МОУ «Дивеевская специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат» на основании распоряжения администрации Дивеевского района от 29.07.1997 №647 «О выделении жилплощади в общежитии Дивеевской специальной (коррекционной) образовательной школы-интернат». В этом помещении Игнатьева О.В. зарегистрирована с 07.09.2004 по месту жительства.

Как следует из материалов дела дом №<…> в муниципальной собственности не находится, относится к памятникам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, включено в реестр федерального имущества, входит в состав казны Российской Федерации.

Согласно Положения «О территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области», утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005г. №37 полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Нижегородской области и иного федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, осуществляет Территориальное управление Росимущества.  

Судом установлено, что Администрация Дивеевского района не вправе была распоряжаться расположенными в доме жилыми помещениями, поскольку Территориальное управление Росимущества по Нижегородской области таких полномочий администрации Дивеевского района не предоставляло. Распоряжение администрации Дивеевского района от 29.07.1997 №647 отменено распоряжением администрации от 22.09.2009 №522 как незаконное.

Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что распоряжение администрации Дивеевского района от 29.07.1997 №647 о  предоставлении семье Игнатьевой О.В. жилого помещения в доме №<…>, сохранение за Игнатьевой О.В. указанного жилого помещения до совершеннолетия последней, а также регистрация Игнатьевой О.В. по месту жительства в данном доме являются незаконными.

Согласно справки ГОУ НПО «ПЛ №68» г.Арзамаса Игнатьева О.В. обучалась в указанном учебном заведении с 01.09.2005г. по 30.06.2009г.     

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним права Игнатьевой О.В. не зарегистрированы.

         Согласно справки Дивеевского филиала ГП НО «Нижтехинвентаризация» информация о наличии в собственности Игнатьевой О.В. жилого помещения отсутствует.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Игнатьева О.В. не имеет закрепленного за ней жилого помещения и в силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ после окончания пребывания в образовательном учреждении имеет право на обеспечение по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм является правильным.

16.02.2004 года постановлением главы местного самоуправления Администрации Дивеевского района Нижегородской области №39 Игнатьева О.В. поставлена в льготную очередь на улучшение жилищных условий и получения жилья детей-сирот, не имеющих закреплённого жилья.

20.02.2009 года постановлением главы местного самоуправления Администрации Дивеевского района Нижегородской области №23 Игнатьева О.В. снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий и  получении жилья по основаниям п.6 ст.56 ЖК РФ.

Поводом для снятия Игнатьевой О.В. с учета послужило не представление Игнатьевой О.В. постановления главы местного самоуправления Дивеевского района от 24.11.2003г. №258, которым за Игнатьевой было сохранено жилое помещение по адресу: <…>.

Основываясь на положении ст. 55 ЖК РФ, суд пришел к выводу о том, что, постановление главы местного самоуправления Дивеевского района от 20.02.2009г. №23 в части снятия Игнатьевой О.В. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.6 ст.56 ЖК РФ является незаконным, поскольку на момент вынесения данного постановления Игнатьева О.В. не имела закрепленной за ней в соответствии с законом жилой площади.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, основываясь на правильном применении и толковании положений абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 49, п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, ст. 13 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», постановления Правительства Нижегородской области от 7 декабря 2007 года N 460 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области» (в ред. Постановления Правительства Нижегородской области от 12.03.2009г. №107), Закона Нижегородской области от 31 марта 2010г. №52-З внесены изменения в Закон Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений», суд пришел к выводу о том, что уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области определено Министерство социальной политики Нижегородской области, которое и должно обеспечить Игнатьеву О.В. жилым помещением.

При этом, как правильно указал суд, реализация гражданином права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

            В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.

В ч. 2 ст. 57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что названные лица обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства. Часть 2 названной статьи устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Более того, в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" граждане указанной категории после окончания пребывания в соответствующем учреждении, приемной семье или окончания службы в Вооруженных Силах РФ снимаются с полного государственного обеспечения и следовательно должны незамедлительно быть обеспечены жильем, в противном случае будет нарушено их право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ.

Установив, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и за ней не имеется закрепленного жилья, суд обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.

Довод представителя Министерства социальной политики Нижегородской области о том, что Игнатьева О.В. достигла возраста 23 лет, правомерно не принят судом во внимание. Выводы суда в указанной части подробно мотивированы и в дополнительной проверке не нуждаются.

         Не может влиять на законность принятого судом решения и то обстоятельство, что распоряжение администрации N 647 от 29.07.97 г. отменено распоряжением администрации Дивеевского района № 522 от 22.09.2009г. и на момент рассмотрения дела в суде уже не действовало, поскольку указанное постановление действовало определенный период времени и повлекло для сторон правовые последствия.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам  

 определила:

Решение Дивеевского районного суда Нижегородской области от 20 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: