Судья Волкова И.Ю. Дело №33- 6245 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 13 июля 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Паршиной Т.В. судей: Лазорина Б.П., Старковой А.В. при секретаре Лебедевой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 13 июля 2010 года дело по кассационной жалобе администрации Приокского района г.Н.Новгорода на решение Приокского районного суда г.Н.Новгорода от 13 мая 2010 года по иску Зерновой О.Н. к администрации Приокского района г.Н.Новгорода об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Лазорина Б.П., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, У С Т А Н О В И Л А: Зернова О.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она с малолетним сыном проживает по адресу: г.*****, *****, д.*, ком.*** на основании временной регистрации; постоянной регистрации она с сыном не имеет; какого-либо жилого помещения в собственности или по договору социального найма не имеет, является матерью-одиночкой; обратилась в администрацию Приокского района г.Н.Новгорода с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако в этом ей было отказано; данный отказ истица считает незаконным, а поэтому просит обязать администрацию Приокского района г.Н.Новгорода поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В судебном заседании истца свой иск поддержала, пояснила, что ранее, до 1994 г., проживала и была зарегистрирована по адресу: ***** затем выехала в г.***** на учебу и проживала в общежитии ***** после окончания университета проживала в общежитии, предоставленном работодателем; с 1999 г. работает в Приокском РОВД г.Н.Новгорода и проживает в жилом помещении общежития (в настоящее время общежития *****), которое предоставляется ей ежегодно по ходатайству руководителя ***** временно; постоянной регистрации по месту жительства нигде не имеет; по месту работы очереди нуждающихся в жилых помещениях не ведется, а поэтому обратилась по этому вопросу в администрацию Приокского района г.Н.Новгорода. Представитель ответчика администрации Приокского района г.Н.Новгорода и третьего лица администрации города Нижнего Новгорода иск не признал, пояснил, что на учет нуждающихся в жилых помещениях истца не может быть поставлена, т.к. она не имеет постоянного места жительства в Приокском районе г.Н.Новгорода, а также не относится к категориям иных лиц, которые имеют право состоять на таком учете в силу ст.49 ЖК РФ. Представитель третьего лица по делу ФГОУВПО «НГСХА» своей позиции не высказал, пояснил, что ежегодно с 2003 г. по 2009 г. руководителю данного учебного заведения направляется ходатайство руководителем ОВД ****** района г.***** с просьбой предоставить сотруднику ОВД Зерновой О.Н. жилое помещение в общежитии; при наличии свободных жилых помещений в общежитии ( *****) Зерновой О.Н. по договору найма жилого помещения в общежитии предоставляется жилое помещение сроком на 1 год; гарантировать предоставление Зерновой О.Н. жилого помещения в общежитии на 2010-2011 г.г. невозможно. Решением суда постановлено: Иск удовлетворить. Обязать администрацию Приокского района г.Н.Новгорода поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Зернову О.Н. с составом семьи: сын *****, ***** года рождения. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным. Согласно ст.20 Гражданского кодекса РФ 1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. 2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из норм Жилищного кодекса РФ следует: 1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. 2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. 3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. 4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ст.49). 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (ст.51). 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ст.52). 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. 2. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. 3. Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (ст.54). Согласно Закону Нижегородской области от 16.11.205 г. №179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» 1. Состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования: 1) малоимущие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) отнесенные в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма. 4. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ст.2). 1. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (ст.3). 1. Основанием для принятия на учет является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, (далее - заявление) в орган, осуществляющий принятие на учет. 2. Принятие на учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявления, поданного их законными представителями. 3. Гражданин подает заявление по форме, установленной Правительством Нижегородской области. Заявление подписывается проживающими совместно с ним членами семьи, желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем. 4. С заявлением представляются: 1) решение о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (для граждан, признанных малоимущими); 2) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (для иных категорий граждан, определенных федеральными законами и законами Нижегородской области); 3) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи); б) выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения); г) документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества; д) документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях); е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований) (ст.5). 1. Отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 3 статьи 5 настоящего Закона документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете; 3) граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст.8). Согласно ч.1 ст.30 Закона РФ «О милиции» сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Из материалов дела установлено, что Зернова О.Н. является сотрудником СУ при УВД по г.***** л.д.9), проживает в жилом помещении общежития ***** «…..» (далее *****) на основании ходатайства руководителя ОВД по ***** району г.***** ректору ***** и договора найма жилого помещения в общежитии *****, д.* с 2003 г.; такие ходатайства направляются и договоры заключаются ежегодно сроком на 1 год; на основании этих договоров Зернова О.Н. и ее малолетний сын регистрируются по вышеуказанному адресу по месту пребывания л.д.45-66); штамп о месте регистрации Зерновой О.Н. по месту жительства в ее паспорте отсутствует л.д.6), какого-либо иного жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма у Зерновой О.Н. не имеется, что ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела л.д.11,30,31,32,34); истица с сыном зарегистрированы по месту пребывания по адресу: г.*****, *****, д.*, к.*** л.д.7). 14.01.2010 г. Зернова О.Н. обратилась в администрацию Приокского района г.Н.Новгорода с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении л.д.19); 19.01.2010 г. на свое заявление Зернова О.Н. получила ответ об отказе в постановке на такой учет л.д.5), который суд находит необоснованным. Поскольку в жилом помещении общежития ****** Зернова О.Н. с сыном проживает с 2003 г. до настоящего времени и зарегистрирована в нем по месту пребывания, то в силу ст.20 ГК РФ это жилое помещение является для нее преимущественным местом проживания, т.е. является местом жительства, в связи с этим она в порядке ч.3 ст.52 ЖК РФ вправе подать заявление о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в орган местного самоуправления по этому месту жительства. Также, поскольку Зернова О.Н. проживает в г.****** с 1994 г. до настоящего времени безвыездно, регистрации по месту жительства в каком-либо жилом помещении вообще не имеет, в том числе в другом муниципальном образовании, то можно сделать вывод о том, что она постоянно проживает на территории муниципального образования город *****, а поэтому ссылки решения об отказе в постановке Зерновой О.Н. на учет нуждающихся в жилых помещениях на п.1 ст.2 Закона НО №176-З от 16.11.2005 г. являются необоснованными; данная норма не устанавливает какого-либо специального порядка отнесения граждан к категории постоянно проживающих на территории муниципального образования. Кроме того, в судебном заседании установлено, что Зернова О.Н. либо ее сын не являются нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, следовательно, в силу п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ она является нуждающейся в жилом помещении; при этом, являясь сотрудником ОВД, в силу ст.30 Закона РФ «О милиции» и ч.ч.3,4 ст.49 ЖК РФ относится к иным определенным федеральным законом категориям граждан, которые признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых органом местного самоуправления. Признания ее малоимущей в данном случае не требуется. Указанная обязанность органов местного самоуправления касается обеспечения жильем сотрудников ОВД, которые находятся на территории муниципального образования. Поскольку содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем сотрудников ОВД, как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имея и общегосударственное и местное значение, подлежат совместному решению государственными органами и органами местного самоуправления; при этом обязанности органов местного самоуправления предоставить жилую площадь сотрудникам ОВД корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы органа местного самоуправления, возникающие при осуществлении им этой обязанности. Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132); местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133). Конкретизируя на основе Конституции Российской Федерации принцип самостоятельности местного самоуправления, а также его компетенцию, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к ведению муниципальных образований содержание и использование муниципального жилого фонда и создание условий для жилищного строительства (подпункты 5 и 10 пункта 2 статьи 6). В то же время вопросы законодательства о милиции, составной частью которого является правовой статус органов и работников ОВД, в силу статьи 71 (пункт "м") Конституции Российской Федерации относятся к ведению Российской Федерации. В развитие конституционных положений Закон Российской Федерации "О милиции", учитывая особые условия деятельности работников ОВД устанавливает гарантии их правовой и социальной защиты. Одной из таких гарантий является предусмотренный статьей 30 названного Закона порядок обеспечения сотрудников ОВД жилой площадью. Весь требуемый в данном случае перечень документов к заявлению о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Зерновой О.Н. был предоставлен, поэтому суд принял обоснованное решение. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку Зернова О.Н. просила поставить ее на учет не в связи с признанием ее малоимущей; кроме того, при подаче Зерновой О.Н. заявления в администрацию Приокского района г.Н.Новгорода все документы были приняты у нее без замечаний; также в решении об отказе поставить Зернову О.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ссылок на такой недостаток представленного документа не имеется. Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Приокского районного суда г.Н.Новгорода от 13 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: