Прокурор к Министерству социальной политики о выполенении мероприятий



Судья Ермакова И.А. Дело N 33-6971

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Серова В.А.

судей:                                           Курепчиковой О.С., Крайневой Н.А.

при секретаре:  Ляпине А.М.

с участием представителя министерства финансов Нижегородской области Сизых М.В., представителя министерства социальной политики НО Рабеж Д.И., представителя ГУ «Решетихинский ПНИ» Гладкова О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2010 года гражданское дело

по кассационной жалобе представителя Министерства Финансов Нижегородской области Сизых М.В. ( по доверенности)

на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 18 мая 2010 года

по заявлению Прокурор Володарского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации к  Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области, Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Решетихинский психоневрологический интернат»  о возложении обязанности профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предложенных к выполнению предписанием заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, о возложении обязанности выполнить неисполненные мероприятия,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Курепчиковой О.С., объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

                                            установила:

         Прокурор Володарского района Нижегородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к  Министерству социальной политики Нижегородской области, Министерству финансов Нижегородской области, Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Решетихинский психоневрологический интернат». Прокурор Володарского районного суда просил обязать Министерство социальной политики Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области в полном объеме профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предложенных к выполнению предписанием заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе от 16.02.2009г. № 56 и изложенных в акте проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 16.02.2009г.

          Прокурор просил обязать государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Решетихинский психоневрологический интернат» выполнить неисполненные мероприятия по устранению нарушений требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, предложенные к выполнению предписанием заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе от 16.02.2009г. № 56 и изложенные в акте проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 16.02.2009 г.

         В заявлении указал, что прокуратурой Володарского района по поручению прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения законодательства специализированными учреждениями для проживания пенсионеров, ветеранов, малоимущих, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведения данной проверки установлено следующее.

         16.02.2009г. ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г.Дзержинске, в Володарском районе на основании распоряжения о проведении мероприятий по контролю от 11.02.2009г. № 182-то, проведена внеплановая проверка с целью контроля за соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ГУ «Решетихинский дом-интернат для престарелых и инвалидов», которое в соответствии с приказом Департамента социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области от 02.03.2009г. № 53 в  настоящее время переименовано в государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Решетихинский психоневрологический интернат» (ГУ «Решетихинский ПНИ»).

          В соответствии со ст.3 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст.ст.37-39 Закона, к нормативным документам по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся санитарные правила.

Согласно ст.1 данного Закона государственные санитарно- эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В соответствии со ст.11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, кроме прочего, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В ходе проведенной ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе проверки выявлены нарушения в сфере соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, изложенные в акте проверки от 16.02.2009 г., об устранении которых директору ГУ «Решетихинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (в настоящее время ГУ «Решетихинский ПНИ») выдано предписание от 16.02.2009 г. № 56.

В соответствии с п.2.1 Устава ГУ «Решетихинский ПНИ», утвержденного заместителем министра социальной политики Нижегородской области, основной целью Учреждения является медико-социальное обслуживание граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (1 и 2 группы старше 18 лет), обеспечение постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, создание соответствующих их возрасту и  состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Согласно ст.3 Федерального закона от 02.08.1995г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится, в том числе, на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

В силу ст.12 указанного Закона граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.

В соответствии со ст.20, ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии ст.21 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана соблюдать права человека и гражданина.

Как следует из представленных ГУ «Решетихинский ПНИ» сведений, из нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, изложенных в акте проверки от 16.02.2009 г. и предложенных к устранению предписанием от 16.02.2009 г. № 56, в нарушение вышеназванных норм, не устранено нарушение, указанное в  п. 2 предписания от 16.02.2009 г. № 59 - не проведена реконструкция и не проведен ремонт в прачечной (нарушение п. 19-11 СП № 972-72 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания прачечных»).

Учредителем ГУ «Решетихинский ПНИ» согласно п.1.2 Устава учреждения является Министерство социальной политики Нижегородской области.

В силу ч.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Порядок финансирования обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом. В силу ст.65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу ст.85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) с бюджетными учреждениями в Российской Федерации.

         В соответствии со ст. 69 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.

Согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений.

         В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

          Приведенные нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов ГУ «Решетихинский ПНИ» ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Кроме того, нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов нарушают интересы Российской Федерации, так как согласно 2 ст.4, ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В судебном заседании старший помощник прокурора Володарского района Нижегородской области Игнатов С.С. поддержал исковые требования, просил суд установить ответчикам срок для совершения действий до 31.12.2010г.

         В судебном заседании представитель Министерства социальной политики Нижегородской области  по доверенности Зайцева И.Г. иск прокурора Володарского района об устранении ГУ «Решитихинский ПНИ» нарушений требований санитарно-эпидемиологических норм и о выделении министерством денежных средств ПНИ на устранение выявленных нарушений не признала. Пояснила следующее:

Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ (в ред. от 22.12.2008) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно- эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению. Частью 1 статьи 39 Федеральною закона определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьями 6.3 и 6.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет административную ответственность. Статьей 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор. Более того, статья 28.4 КоАП РФ предусматривает возбуждение прокурором дел о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусматривают КоАП РФ или закон субъекта РФ.

Как следует из текста искового заявления прокурора, он просит обязать ПНИ устранить выявленные проведенной проверкой недостатки. По мнению министерства, данные требования прокурора не подлежат рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Согласно статье 220 Гражданского процессуального кодекса РФ суд прекращает производство по делу, если оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ. Таким образом, по мнению министерства, производство по иску прокурора подлежит прекращению.

Кроме того, министерство является по данному делу ненадлежащим ответчиком. Согласно статье 154 Бюджетного кодекса РФ органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями, осуществляют соответствующие полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ. Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель обеспечивает целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств утверждаются законами Нижегородской области «Об областном бюджете» на очередной финансовый год. В областном бюджете на 2010 год денежные средства на устранение нарушений в ПНИ требований санитарно-эпидемиологических норм не заложены и министерству не передавались. Исполнение областного бюджета находится в компетенции министерства финансов Нижегородской области согласно положению о министерстве финансов Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 № 206. Министерство социальной политики сможет осуществлять финансирование выявленных нарушений в ПНИ при условии выделения денежных средств на вышеуказанные цели министерством финансов Нижегородской области.

         Представитель Министерства финансов Нижегородской области в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что    в соответствии с Положением о министерстве финансов Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 № 206, министерство финансов Нижегородской области является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и обеспечение исполнения бюджета Нижегородской области.

Таким образом, министерство финансов Нижегородской области может только обеспечить исполнение заложенных в смете учреждения расходных обязательств в рамках средств, предусмотренных в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Согласно п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой (ст.161 БК РФ). Смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение (ст. 221 БК РФ). Таким главным распорядителем согласно ведомственной структуре расходов на соответствующий финансовый год является министерство социальной политики Нижегородской области.

В Законе Нижегородской области «Об областном бюджете на 2010 год» (в редакции Закона НО от 25.02.2010 № 19-3) министерству социальной политики Нижегородской области на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов предусмотрено 1 430 092 тыс. рублей.

           В связи с этим, министерство финансов Нижегородской области может профинансировать работы по реконструкции и ремонту в прачечной при наличии у учреждения соответствующих средств, заложенных в его смету. Увеличение сумм расходов учреждения по смете находится в ведении главного распорядителя.

         В судебном заседании представитель Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Решетихинский психоневрологический интернат»   Гладков О.В. показал, что 16.02.2009г. ТО Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске провело внеплановую проверку, в ходе которой выявлены нарушения, указанные в предписании должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей. Нарушения, указанные в предписании № 56 от 16.02.2009г., устранены, за исключением одного: не проведены реконструкция и ремонт в прачечной. В ТО УСЗН была подана заявка на выделение денежных средств для устранения нарушений по предписанию Роспотребнадзора. Финансирование для устранения нарушений по предписанию № 56 от 16.02.2009г. не произведено, в связи с чем было направлено письмо в ТО Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске о продлении срока исполнения предписания;  назначен новый срок исполнения предписания - декабрь 2010г. (решение № 7 от 28.09.2009г). Указанные нарушения будут устранены при условии выделения необходимых денежных средств. Во исполнение предписания об устранении нарушений 01.04.2010г. в связи с отсутствием в прачечной условий для стирки белья между ГУ  «Решетихинский психоневрологический интернат»  и ГОУ «Решетихинский детский дом» заключен договор № 101 на оказание услуг по стирке белья в прачечной на срок по 31 декабря 2010г., при необходимости срок действия договора будет продлен.

Представитель третьего лица Правительства Нижегородской области в судебное заседание не явился. В отзыве на иск указал, что Учредителем ГУ «Решетихинский психоневрологический интернат» является министерство социальной политики Нижегородской области, которое выступает в отношении данного учреждения, главным распорядителем бюджетных средств. Главному распорядителю предоставлено право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 6 БК РФ).

         Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и утверждается в форме законов субъекта (статьи 11, 14 Бюджетного кодекса РФ). Все расходные обязательства субъекта Российской Федерации Нижегородской области отражаются в законе Нижегородской области "Об областном бюджете" на соответствующий финансовый год. Финансирование бюджетных учреждений - государственных муниципальных) учреждений, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным муниципальным заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (статья 6 БК РФ).В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации период финансового года, на который составляется бюджет, считается с января по 31 декабря соответствующего года. Таким образом, финансирование государственных учреждений производится в рамках принятого на соответствующий финансовый год бюджета. В своем иске прокурор просит осуществить финансирование ГУ "Решетихинский психоневрологический интернат" в 2010 году, бюджет которого был сформирован в 2009 году, то есть прокурор заявленными требованиями фактически подменяет органы исполнительной власти, решая вопрос о распределении бюджетных средств.

  Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета. Статьи 152-162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют состав участников бюджетного процесса и их полномочия. Согласно данным нормам к полномочиям прокурора не относится осуществление какого-либо надзора в сфере распределения денежных средств, а также каких-либо полномочий в сфере формирования расходов бюджета, включая определения лимитов бюджетных обязательств бюджетных учреждений. В связи с изложенным, считает требования прокурора Володарского района Нижегородской области необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

         Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 18 мая 2010 года постановлено:

        «Исковые требования Прокурора Володарского района удовлетворить.

           Обязать Министерство социальной политики Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области в полном объеме профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предложенные к выполнению предписанием заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе от 16.02.2009г. № 56 и изложенные в акте проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 16.02.2009г., в срок до 31.12.2010г.

           Обязать государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Решетихинский психоневрологический интернат» выполнить неисполненные мероприятия по устранению нарушений требований законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, предложенные к выполнению предписанием заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе от 16.02.2009г. № 56 и изложенные в акте проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 16.02.2009г., в срок до 31.12.2010г.»

         В кассационной жалобе представитель министерства финансов Нижегородской области Сизых М.В. (по доверенности) просит об отмене решения в части возложения обязанности на министерство финансов Нижегородской области профинансировать выполнение мероприятий, ссылаясь на незаконность решения в указанной части. В жалобе указано на то, что согласно ведомственной структуре расходов на соответствующий финансовый год министерство социальной политики Нижегородской области является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к дому-интернату. В полномочия данного министерства входит право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств ГУ «Решетихинский ПНИ». В силу ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В Законе Нижегородской области «Об областном бюджете на 2010год» ( в ред. от 25.02.2010г.) министерству социальной политики на содержание домов –интернатов выделено один миллиард четыреста тридцать миллионов девяносто две тысячи рублей. Вывод суда о том, что предусмотренных в областном бюджете на 2010 год средств недостаточно для реконструкции и ремонт прачечной ГУ «Решетихинский ПНИ» в размере 4856198 рублей, является необоснованным. В соответствии с Положением о министерстве финансов Нижегородской области, утвержденным постановлением правительства Нижегородской области от 21.09.2005г. № 206, к компетенции министерства финансов отнесено обеспечение исполнения заложенных в смете учреждения расходных обязательств в рамках средств, предусмотренных в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Таким образом, распределить бюджетные ассигнования (внести изменения в статьи расходов сметы) и лимиты бюджетных обязательств ГУ «Решетихинский ПНИ» вправе только министерство социальной политики Нижегородской области как главный распорядитель бюджетных средств. В связи с этим министерство финансов может только, обеспечивая исполнение бюджета, санкционировать перечисление денежных средств на выполнение работ по реконструкции и ремонту прачечной при наличии в смете учреждения соответствующих бюджетных ассигнований. Увеличение сумм расходов учреждения по смете находится в ведении главного распорядителя – министерства социальной политики Нижегородской области. С учетом изложенного просит отменить решение и принять новое решение, исключив министерство финансов из числа ответчиков.

           Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Нижегородского областного суда приходит к следующему.   

          В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

          Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Володарского района по поручению прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения законодательства специализированными учреждениями для проживания пенсионеров, ветеранов, малоимущих, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проведения данной проверки установлено, что ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г.Дзержинске, в Володарском районе выявлены нарушения в сфере соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в ГУ «Решетихинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (ГУ «Решетихинский ПНИ»). Нарушения изложены в акте проверки от 16.02.2009 г.; об устранении нарушений директору ГУ «Решетихинский ПНИ»  выдано предписание от 16.02.2009 г. № 56.

В соответствии с п.2.1 Устава ГУ «Решетихинский ПНИ», утвержденного заместителем министра социальной политики Нижегородской области, основной целью Учреждения является медико-социальное обслуживание граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов (1 и 2 группы старше 18 лет), обеспечение постоянного или временного (сроком до 6 месяцев) проживания, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, создание соответствующих их возрасту и  состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Согласно ст.3 Федерального закона от 02.08.1995г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится, в том числе, на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

В силу ст.12 указанного Закона граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям.

В соответствии со ст.20, ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Согласно ст.21 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана соблюдать права человека и гражданина.

          Из представленных ГУ «Решетихинский ПНИ» сведений установлено, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, изложенные в акте проверки от 16.02.2009 г. и предложенные к устранению предписанием от 16.02.2009 г. № 56, устранены, кроме нарушения, указанного в п. 2 предписания от 16.02.2009 г. № 59:   не проведена реконструкция и не проведен ремонт в прачечной (нарушение п. 19-11 СП № 972-72 «Санитарные правила устройства, оборудования и содержания прачечных»).

Порядок финансирования обеспечения деятельности государственных учреждений определяется законом. В силу ч.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Учредителем ГУ «Решетихинский ПНИ», согласно п.1.2 Устава учреждения, является министерство социальной политики Нижегородской области.

          Смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение (ст. 221 БК). Таким ведомственным распорядителем согласно ведомственной структуре расходов на соответствующий финансовый год является министерство социальной политики.

          С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно обязал министерство социальной политики, как учредителя ГУ «Решетихинский ПНИ» и главного распорядителя бюджетных средств, в полном объеме профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предложенных к выполнению предписанием заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе от 16.02.2009г. № 56 и изложенных в акте проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 16.02.2009г., установив срок  - до 31.12.2010г.

          Из материалов дела следует, что для устранения изложенных в акте нарушений в 2010 году в ГУ «Решетихинский ПНИ» необходимо провести ремонт и реконструкцию прачечной на сумму 4856198 рублей.

         Установлено также, что в  Законе Нижегородской области «Об областном бюджете на 2010год» ( в ред. от 25.02.2010г.) министерству социальной политики на содержание домов – интернатов выделено один миллиард четыреста тридцать миллионов девяносто две тысячи рублей.

         Возлагая обязанность по финансированию мероприятий по ремонту и реконструкции прачечной не только на министерство социальной политики, но и на министерство финансов Нижегородской области, суд исходил из того, что предусмотренных в областном бюджете на 2010 год средств для содержания домов-интернатов недостаточно для реконструкции и ремонта прачечной ГУ «Решетихинский ПНИ» а размере 4856198 рублей, а также сослался на то, что исполнение областного бюджета находится в компетенции министерства финансов. которое занимается формированием бюджета.  

         Однако вывод суда о том, что предусмотренных в областном бюджете на 2010год министерству социальной политики на содержание домов –интернатов денежных средств в размере одного миллиарда четыреста тридцати миллионов девяносто двух тысяч рублей недостаточно для реконструкции и ремонта прачечной ГУ «Решетихинский ПНИ» а размере 4856198 рублей, является необоснованным, т.к. какими-либо доказательствами такой вывод не подтвержден и сделан только со слов представителя ответчика -  министерства социальной политики.

          Суд правильно указал о том, что министерство социальной политики, являясь главным распорядителем бюджетных средств, обеспечивает целевой характер использования выделенных бюджетных средств в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Вместе с тем суд не принял во внимание, что увеличение сумм расходов учреждения по смете находится в ведении исключительно главного распорядителя.

         Исходя из изложенного, решение суда в части возложения обязанности в полном объеме профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по ремонту и реконструкции прачечной в ГУ «Решетихинский ПНИ» на министерство финансов Нижегородской области нельзя признать правомерным.

         Возлагая на министерство финансов такую обязанность, суд исходил также из того, что в  бюджете на 2010 год денежные средства на устранение нарушений в ПНИ не заложены и министерству социальной политики не передавались. Исполнение областного бюджета находится в компетенции министерства финансов, которое занимается формированием бюджета.  По мнению суда, министерство социально политики может осуществить финансирование выявленных нарушений в ПНИ при условии выделения денежных средств на вышеуказанные цели министерством финансов.

        Однако суд не принял во внимание, что в  соответствии с Положением о министерстве финансов Нижегородской области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 № 206, министерство финансов Нижегородской области является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и обеспечение исполнения бюджета Нижегородской области.

           Таким образом, министерство финансов может только обеспечить исполнение заложенных в смете учреждения расходных обязательств в рамках средств, предусмотренных в законе об областном бюджете на соответствующий финансовый год. 

           Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта РФ и утверждается в форме закона (ст. 11, 14 БК РФ). Непосредственное составление проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год осуществляет министерство финансов области. Законодательное Собрание рассматривает и утверждает бюджет.

           В соответствии с Бюджетным кодексом РФ финансирование государственных учреждений производится в рамках принятого на соответствующий финансовый год бюджета. Бюджет финансирования ГУ «Решетихинский ПНИ» был сформирован в 2009 году.

          При необходимости изменений расходных обязательств Правительство Нижегородской области разрабатывает, а губернатор Нижегородской области представляет в Законодательное собрание Нижегородской области проекты законов Нижегородской области о внесении изменений в Закон Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования закона Нижегородской области об областном бюджете.

          Из приведенных выше обстоятельств следует, что поскольку расходы на ремонт и реконструкцию прачечной в ГУ«Решетихинский ПНИ»  в бюджете финансирования не заложены, при отсутствии для ремонта и реконструкции необходимых денежных средств из средств, выделенных на 2010 год министерству социальной политики для содержания домов –интернатов в размере 1 430 092 тысячи рублей (один миллиард четыреста тридцать миллионов девяносто две тысячи рублей), дополнительное финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений возможно только в том случае, если будут приняты в установленном законом порядке изменения в Закон Нижегородской области «Об областном бюджете на 2010 год».

    Таких требований прокурором не заявлено.

            Поэтому удовлетворение предъявленных прокурором требований к министерству финансов Нижегородской области о финансировании в срок до 31.12.2010г. выполнения неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предложенных к выполнению предписанием заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе от 16.02.2009г. № 56, возможно только с учетом компетенции министерства финансов по обеспечению исполнения заложенных в смете учреждения расходных обязательств в рамках средств, предусмотренных в Законе об областном бюджете на 2010 финансовый год.

          Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения в кассационном порядке, судом не допущено, постановленное судом решение отмене не подлежит.

          Доводы кассационной жалобы представителя министерства финансов Нижегородской области также не содержат правовых оснований для отмены судебного постановления.

          Вместе с тем, с учетом изложенного выше, судебная коллегия находит необходимым дополнить решение суда первой инстанции в части возложения на министерство финансов Нижегородской области обязанности в полном объеме в срок до 31.12.2010г профинансировать выполнение неисполненных мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, предложенных к выполнению предписанием заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области в г. Дзержинске, в Володарском районе от 16.02.2009г. № 56 и изложенных в акте проверки соблюдения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 16.02.2009г., указанием о том, что обязанность по финансированию названных выше мероприятий возлагается на министерство финансов в пределах его компетенции по обеспечению исполнения бюджета путем санкционирования перечисления денежных средств на выполнение работ по реконструкции и ремонту прачечной при наличии в смете учреждения соответствующих бюджетных ассигнований.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия  

ОПРЕДЕЛИЛА:

          Решение Володарского районного суда Нижегородской области от 18 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

-.

Председательствующий судья    

Судьи