Судья Кандалина А.Н. Дело N 33-5196 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 10 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Серова В.А. судей: Курепчиковой О.С., Крайневой Н.А. при секретаре Ляпине А.М. с участием представителя УФМС Полякова А.П. рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области Полякова А.П. (по доверенности от 30.12.2009г.№ МС1-26183) на решение Борского городского суда Нижегородской области от 19 апреля 2010 года по заявлению Федотова А.В. о признании незаконными действий ОУФМС РФ по Нижегородской области в Борском районе, заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Курепчиковой О.С., объяснения представителя УФМС Полякова А.П., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, установила: Федотов А.В.обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ОУФМС РФ по Нижегородской области в Борском районе, выразившихся в отказе в регистрации его по месту прохождения службы – в военном комиссариате г. Бор и Борского района Нижегородской области. В судебном заседании исковые требования поддержал, просил зарегистрировать его по месту жительства и месту прохождения службы; пояснил следующее: он проходит военную службу по контракту, местом его службы является военный комиссариат г. Бор и Борского района Нижегородской области. Собственного жилья он и его семья не имеют, поэтому по прибытии к месту службы он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Нижегородская область, г. Бор, ул. Толстого, в/ч 52069. В мае 2009 года получил уведомление, из которого следует, что в/ч 52069 с 01 июня 2009 года подлежит расформированию, юридический адрес в/ч 52069 прекращает свое существование, в связи с чем все виды регистрации по данному адресу подлежат аннулированию. Он обратился в ОУФМС РФ по Нижегородской области в Борском районе с заявлением, в котором просил зарегистрировать его в соответствии с законом «О статусе военнослужащих» - по месту прохождения службы, то есть в военном комиссариате г. Бор. Рассмотрев указанное заявление, ОУФМС РФ по Нижегородской области в Борском районе отказало в регистрации, мотивируя тем, что адрес: Нижегородская область, г. Бор, ул. Ленина, д.№98, военный комиссариат г. Бор и Борского района Нижегородской области, не является местом дислокации воинской части и не является местом жительства. Полагает данный отказ необоснованным и просит признать его незаконным, обязав УФМС РФ по Нижегородской области зарегистрировать его по вышеуказанному адресу. Представитель военного комиссариата г. Бор и Борского района Нижегородской области заявленные требования признал. Представитель УФМС России по Нижегородской области Поляков А.П. в судебном заседании пояснил, что с требованиями Федотова А.В. не согласен, т.к. действующим законодательством предусмотрена социальная гарантия в жилищной сфере военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в виде регистрации по просьбе военнослужащих и членов их семей до получения жилья по адресам воинских частей и предоставление на этот период пригодных для временного проживания жилых помещений. Постановка на регистрационный учет по месту пребывания возможна при условии наличия у гражданина права пользования жилым помещением, либо иным помещением, предназначенным или организованным для временного проживания, то есть таким помещением, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Регистрация по месту жительства или месту пребывания носит уведомительный характер и является производной от возникшего у гражданина права пользования жилым помещением Решением Борского городского суда Нижегородской области от 19 апреля 2010 года постановлено: «Признать незаконным отказ ОУФМС РФ по Нижегородской области в Борском районе в регистрации Федотова Андрея Валерьевича по месту пребывания по адресу: Нижегородская область, г. Бор, ул. Ленина, д.№98, военный комиссариат г. Бор и Борского района Нижегородской области. Обязать УФМС России по Нижегородской области зарегистрировать Федотова Андрея Валерьевича, 10 декабря 1975 года рождения, уроженца г.Брянска, проходящего службу по контракту, и членов его семьи, по месту дислокации воинского органа, в котором он проходит службу, по адресу: Нижегородская область, г. Бор, ул. Ленина, д. № 98, военный комиссариат г. Бор и Борского района Нижегородской области». В кассационной жалобе представитель Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области Поляков А.П. (по доверенности) просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность по тем основаниям, что регистрация военнослужащих по месту нахождения административного здания комиссариата законом не предусмотрена.Судом нарушен процессуальный порядок рассмотрения требования. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по следующим мотивам. Материалами дела установлено, что Федотов А.В. проходит военную службу по контракту, местом его службы является военный комиссариат г. Бор и Борского района Нижегородской области. По прибытии к месту службы Федотов А.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Нижегородская область, г. Бор, ул. Толстого, в/ч 52069. В мае 2009 года получил уведомление, согласно которому войсковая часть № 52069 с 01 июня 2009 года подлежит расформированию, юридический адрес в/ч 52069 прекращает свое существование, в связи с чем все виды регистрации по данному адресу подлежат аннулированию. Постоянного места жительства и регистрации по месту жительства Федотов А.В. и члены его семьи не имеют. В соответствии с ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Как указано в ст. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном законом порядке. В соответствии с п. 70 приказа директора ФМС РФ от 20 сентября 2007 года № 208 «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», в случае если подразделение Министерства обороны РФ не содержит термина «войсковая часть №00000», в реквизитах штампа о регистрации по месту жительства указывается полное либо допускаемое сокращенное наименование соответствующего органа военного управления и его адрес. В соответствии с п.1 гл.1 Положения «О военных комиссариатах», утвержденного указом Президента РФ №1132 от 01 сентября 2007 года, Военные комиссариаты являются территориальными органами министерства обороны РФ в субъектах РФ, муниципальных образованиях, входят в состав военных округов. Таким образом, военный комиссариат г. Бор и Борского района Нижегородской области является воинским подразделением Министерства обороны РФ. Из системного толкования вышеуказанных нормативно-правовых актов следует, что при отсутствии у военнослужащего постоянного места жительства и невозможности регистрации по месту жительства, регистрация военнослужащих допускается по месту их пребывания – по месту дислокации воинского подразделения (органа). Материалами дела установлено, что здание военного комиссариата по адресу: г.Бор, ул.Ленина, д.98, является административным и не имеет жилых помещений. Вместе с тем, данное обстоятельство не может повлиять на законность постановленного судом решения, поскольку требований, связанных с правом проживания в указанном здании, Федотов А.В. не заявляет. Судом установлено, что Федотов А.В. и члены его семьи фактически проживают в жилом помещении по договору найма. Однако регистрация по месту жительства или месту пребывания в помещении по договору найма Федотова А.В. и членов его семьи зависит от воли собственника либо наймодателя жилого помещения. При отсутствии такого согласия, оснований для возложения на собственника или наймодателя обязанности по регистрацииФедотова А.В. и членов его семьи по месту жительства, не имеется, т.к. понуждение к совершению таких действий законом не предусмотрено.. Пунктом 70 названного выше приказа директора ФМС РФ от 20.09.2007г. №208 «Об утверждении административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», не установлено, что при отсутствии у подразделения Министерства обороны РФ термина «войсковая часть», при регистрации по месту пребывания с указанием наименования соответствующего органа военного управления и его адреса, необходимо наличие по месту нахождения этого органа конкретного жилого помещения. Требование Федотова А.В. о регистрации по месту пребывания не связаны с правами на проживание в помещении военного комиссариата. Расформирование войсковой части 52069, где были зарегистрированы Федотов А.В. и члены его семьи, а также необеспечение Федотова А.В. и членов его семьи жилым помещением, не зависит от воли заявителя и не может влиять на его права и обязанности, связанные с регистрацией по месту жительства и по месту пребывания. Таким образом, для военнослужащих, проходящих службу в военном комиссариате, до получения ими жилых помещений допускается регистрация по месту их пребывания по адресу дислокации органа военного управления – военного комиссариата, с указанием в регистрационных документах названия и адреса органа военного управления, т.е. военного комиссариата г. Бор. С учетом изложенного выше судебная коллегия признает правильным вывод суда о незаконности отказа ОУФМС РФ по Нижегородской области в Борском районе в регистрации Федотова А.В. по месту его пребывания на службе по адресу: Нижегородская область, г. Бор, ул. Ленина, д.№98, военный комиссариат г. Бор и Борского района Нижегородской области. В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу в решениях (Постановления от 4 апреля 1996г. № 9-П и от 2 февраля 1998г. № 4-П, определения от 13 июля 2000г. № 185-О и от 5 октября 2000г. № 199-О) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Доводы кассационной жалобы о том, что заявленные Федотовым А.В. требования подлежит разрешению в исковом производстве, а не в рамках гл.25 ГПК РФ, нельзя признать правомерными. УФМС РФ по Нижегородской области является государственным органом. В соответствии со ст.46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Поскольку отказом со стороны заинтересованного лица в регистрации по месту пребывания нарушены права Федотова А.В. и членов его семьи, а также созданы препятствия к осуществлению указанных прав, заявленные требования правильно разрешены судом в порядке гл.25 ГПК РФ. В силу п.1 ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Отказ в регистрации признан судом незаконным, а поэтому положения п.1 ст.258 ГПК РФ применены судом первой инстанции правомерно. ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Борского городского суда Нижегородской области от 19 апреля 2010г. по заявлению Федотова А.В. о признании незаконными действий ОУФМС РФ по Нижегородской области об отказе в регистрации по месту пребывания оставить без изменения, кассационную жалобу Полякова А.П., представляющего по доверенности интересы Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области, оставить без удовлетворения. Председательствующий судья Судьи Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия