Судья Савиных В.И. Дело № 33-7036/2010 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 10 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего Гаврилова В.С. и судей: Башаркиной Н.Н., Кочневой Е.Н. при секретаре Кузнецовой Е.В. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаврилова В.С. дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснобаковскому району Нижегородской области с участием Ситнова В.М. по делу по иску Ситнова В.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснобаковскому району Нижегородской области о включении пожарного стажа в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии и назначении трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л А: Ситнов В.М. обратился в суд с вышеуказанным требованием, указывая на то, что с * года по * года он работал шофером пожарного автомобиля в*, с ** года по настоящее время работает в должности водителя пожарного автомобиля в ** Нижегородской области. * находилась в подчинении 11-Краснобаковского отряда профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны (УПО) Горьковского облисполкома. На основании приказа УВД Нижегородской области № * от 31 января 1992 года 11-Краснобаковский отряд профессиональной пожарной охраны переименован в Краснобаковский пожарно-спасательный отряд. На основании приказа УВД № 344 от 14 ноября 1994 года Краснобаковский пожарно-спасательный отряд переименован в Пожарную часть 141. На основании Указа Президента РФ от 9 ноября 2001 года № 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На основании директивы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 сентября 2003 года № 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 1 октября 2003 года реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области и передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области. На основании Приказа ГУ ГО ЧС № 372 от 19 июля 2004 года 141- ПЧ по охране р.п. Красные Баки Нижегородской области передана в подчинение управления по делам ГО и ЧС Краснобаковского района Главного управления по делам ГО и ЧС Краснобаковского района Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области. На основании приказа Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года № 487 Главное Управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области с 1 января 2005 года реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. На основании приказа № 657 от 17 декабря 2004 года 141-ПЧ по охране р.п. Красные Баки Для выполнения указанных целей Правительством Нижегородской области было создано юридическое лицо «Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области», через которое на протяжении 2005-2006 годов Правительство Нижегородской области осуществляло финансирование 141-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области. При этом структурная и функциональная принадлежность данного структурного подразделения всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области. В целях реализации Распоряжения Правительства Нижегородской области от 7 марта 2007 года № 226-р «О мерах по реализации Соглашения между МЧС России и Правительством Нижегородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера и ликвидации их последствий, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной безопасности на территории, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасения людей на водных объектах с 1 апреля 2007 года в структуре Главного управления МЧС России по Нижегородской области создана 141 пожарная часть Главного управления МЧС России по Нижегородской области. С 1 января 2009 года 141-ПЧ по охране Краснобаковского района передана в подчинение 28-Отряда федеральной противопожарной службы Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области». Согласно записям в трудовой книжке он никуда не увольнялся и не переводился на работу в другое юридическое лицо, а всегда был работником 141-Пожарной части по охране р.п. Красные Баки Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Поскольку трудовой стаж в должности водителя пожарной автомобиля составляет 25 лет, в декабре 2009 года он обратился в Управление ПФ РФ по Краснобаковскому району за начислением досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, достигшему 50 лет, проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы, в соответствие с п.п. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». 20 апреля 2010 года им было получено письменное уведомление, в котором было сказано о том, что периоды с *** года и с ** года не засчитываются в специальный стаж, поскольку Списком должностей работников противопожарной службы предусмотрена должность водителя (шофера) автомобиля (пожарного), а в его трудовой книжке указано, что он работал в период с **** года шофером без указания конкретной марки автомобиля, а так же на основании того, что 141-ПЧ в период с ** года являлась структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области и не относилось к МЧС России. С учетом того, что оставшийся специальный стаж составил всего 15 лет 8 месяцев 3 дня, ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Ситнов с учетом изложенных в иске обстоятельств просил суд обязать Управление Пенсионного фона Российской Федерации по Краснобаковскому району Нижегородской области включить ему периоды его работы водителем автомобиля (пожарного) с *** года и с ** года, в льготный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, достигшему 50 лет и проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснобаковскому району Нижегородской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, достигшему 50 лет и проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы. В судебном заседании Ситнов В.М. полностью поддержал свои требования. Представитель УПФ по Краснобаковскому району с иском Ситнова В.М. согласился частично, указав, что УПФ не возражает в удовлетворении части исковых требований о включении в специальный стаж периоды работы Ситнова В.М. с *** года, но только со дня предъявления подтверждающих документов в суд. Решением Краснобаковского районного суда от 21 июня 2010 года постановлено: исковое заявление Ситнова В.М. удовлетворить. Обязать Управление Пенсионного фона Российской Федерации по Краснобаковскому району Нижегородской области включить Ситнову В.М. периоды его работы водителем автомобиля (пожарного) с *** год и с ** год в льготный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, достигшему 50 лет и проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснобаковскому району Нижегородской области назначить Ситнову В.М. досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, достигшему 50 лет и проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы, с * года. Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснобаковскому району Нижегородской области в пользу Ситнова В.М. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере * рублей. В кассационной жалобе УПФ РФ по Краснобаковскому району просит отменить решение Краснобаковского районного суда от 21 июня 2010 года как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Считает, что суд необоснованно включил период работы Ситнова В.М. с 01 ** года, поскольку ПЧ-141 в данной период времени относилась к противопожарной службе субъекта РФ. Также считает необоснованным включение в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период с *** года, поскольку в его трудовой книжке указано, что Ситнов работал водителем без указаний конкретной марки автомобиля. В возражениях относительно кассационной жалобы Ситнов В.М. просит решение суда оставить без изменения. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно нее, выслушав объяснение Ситнова В.М. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, поскольку оно постановлено в соответствии с законом. На основании ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Суд первой инстанции, основываясь на положении п.п.9 п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списком должностей работников государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года, № 437, в соответствии с которым в список входит должность: «водитель (шофер) автомобиля (пожарного)» пришел к правильному вводу о включении в льготный стаж периода работы Ситнову В.М. с 3 декабря 1984 года по 31 декабря 1991 года. Из материалов дела видно, что Ситнов В.М. * года рождения, ** года принят на работу в Краснобаковский ОППО шофером второго класса в ППЧ-86 по охране Краснобаковского лесокомбината. На основании Приказа № * от * года УВД Нижегородского облисполкома Ситнов В.М. был переведен водителем 1 класса в ППЧ № 86 Краснобаковского ПСО, с * года по настоящее время – в Краснобаковском ППУ-41 в должности водителя 1 класса л.д.8 – 14). В апреле 2010 года Ситнов В.М. обратился к ответчику по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. 20 апреля 2010 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку не были включены в специальный стаж период работы с *** и с ** (9 лет 3 месяца 28 дней) л.д.15-16). Анализ действовавшего и действующего пенсионного законодательства, тщательное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора сторон, а также наличие представленных истцом доказательств, позволил суду сделать правильный вывод о том, что период работы истца с 03.12.1984 по 31.12.1991 г. в качестве водителя пожарной автомашины подлежит включению в специальный стаж. Факт работы Ситнова В.М. именно шофером на пожарном автомобиле подтверждается уточняющей справкой, а также приказами № * по Краснобаковскому отряду ППО от * года, №** от **года, № ***от ***года, № * от *года, № ** от **года, № * от *** года, «О закреплении пожарного автомобиля ОППО за Ситновым В.М., № *от ** года о допуске Ситнова В.М. к работе на пожарную автомашину л.д.45-58). В связи с указанным, судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы заявителя о необоснованности включения истцу в льготный стаж спорного периода. Является правильным ввод суда о включении в специальный стаж периода с ** г. В соответствии с положениями статьи 27 пункта 1 подпункта 18 ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. №437 утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанный Список предусматривает и должность водителя (код 11442). Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, внесены изменения в статью 5 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Указанным выше нормативным актом предусмотрено, что в государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ. На основании приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 г. №487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01.01.2005 г. реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. Одновременно был создан Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. В соответствии с Положением о 141 Пожарной части ГУ МЧС России по Нижегородской области л.д. 89- 94), указанная часть действительно является структурным подразделением Комитета гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области (пункт 1.2). Однако, согласно записям в трудовой книжке № 29 л.д.13), с * г. в связи с ликвидацией управления по ГОЧС Краснобаковского района, 141-я ПЧ по охране р.п.Красные Баки передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области. В силу положений статьи 66 Трудового кодекса РФ именно трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Данных о том, что истец по делу был принят на должность водителя ПЧ №141 Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в материалах дела не содержится. 141 пожарная часть ГУ МЧС России по Нижегородской области фактически находилась в двойном подчинении и, являясь структурным подразделением Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в части финансирования, не была выведена из состава МЧС России, одновременно являлась также подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области, о чем свидетельствует не только наименование указанной пожарной части (141 пожарная часть ГУ МЧС России по Нижегородской области), но и предусмотренный Положением о части порядок формирования структуры и штата, назначения на должность и освобождения от должности (например, пункт 1.3 Положения о части предусматривает, что структура и штат подразделения утверждается приказом ГУ МЧС России по Нижегородской области по согласованию с Комитетом гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области). В соответствии с письмом Главного управления МЧС России по Нижегородской области в спорный период времени, т.е. в 2005 г. между Правительством Нижегородской области и ГУ МЧС России по Нижегородской области заключено Соглашение о передаче части полномочий по решению задач области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - ГУ МЧС России по Нижегородской области. Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства, можно сделать вывод о том, что структурная и функциональная принадлежность пожарной части 141 ГУ МЧС России по Нижегородской области всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, в связи с чем Ситнов В.М. с ** г. по настоящее время осуществляет свою деятельность в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. являлся сотрудником федеральной противопожарной службы. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования Ситнова В.М. По вышеизложенным мотивам не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно включил в специальный стаж период работы истца с *** год и с ** год в льготный стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, достигшему 50 лет и проработавшему не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы, тем более, что все они судом первой инстанции были учтены и им дана надлежащая правовая оценка. Ссылок на какие-либо новые факты или обстоятельства, которые судом первой инстанции оставлены бы без внимания, в кассационной жалобе не содержится, а поэтому оснований для отмены решения суда не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 21 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Первомайскому району - без удовлетворения. Председательствующий Судьи