Судья: Тарасова Г.В. НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 10 августа 2010 года Дело N 33- 6941 Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Лазорина Б.П. судей: Щербакова М.В. Юрковой Н.В. при секретаре Лебедевой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 10 августа 2010 года дело по кассационной жалобе Каневой Г.В., Думкина А.А., адвоката Белова Е.В. на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2010 года по заявлению Канева Д.В., Фурман Е.В., Каневой Г.В. Думкина А.А. о признании жилого строения жилым домом с правом регистрации проживания и пригодным для постоянного проживания Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Лазорина Б.П., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, УСТАНОВИЛА: Истцы Канев Д.В., Фурман Е.В., Канева Г,В., Думкин А.А. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области, Управлению Федеральной миграционной службы России по Нижегородской области, Администрации р.п.Ильиногорск Володарского района Нижегородской области о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания и снятии статуса «без права регистрации проживания», мотивируя тем, что согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности от 07.09.2007 года Каневу Д.В. и ****** на праве собственности по 1/2 доле в праве, принадлежит жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, площадь общая 46,80 кв.м., инвентарный № 7752, литер А, этажность 1, мансарда; расположенный по адресу ***** область ***** район р.п.***** ул.****** д.** участок ***, который относится к землям населенных пунктов. В октябре 2007 года Канева Г.В. и Думкин А.А. поселились и постоянно проживают в жилом вышеуказанном строении, являющемся, по сути жилым домом. Данный дом является пригодным для круглогодичного проживания, имеет все необходимые для этого условия. Другого постоянного места жительства они не имеют. 12.11.2008 года обращались в Администрацию р.п.Ильиногорск с письменным заявлением с просьбой о регистрации по месту фактического проживания, но в ответ 18.11.2008 года был предоставлен письменный отказ со ссылкой на то, что функцией регистрации учета граждан на территории р.п. Ильиногорск наделен ОУФМС России в ***** районе. При обращении в ОУФМС России в ****** районе с заявлением о регистрации, им отказали, так как свидетельство на собственность выдано без права регистрации. 26.01.2009 года снова обращались в Администрацию р.п. Ильиногорск с письменным заявлением о признании жилого строения пригодным для круглогодичного проживания и включении в список в ОУФМС России в ***** районе для регистрации по месту постоянного проживания. На их обращение 17.03.2009 года была направлена комиссия, в составе главы администрации муниципального образования Добрынина С.П., заместителя главы администрации Кукушкина А.В. врача коммунальной гигиены ФГУЗ «……» ***** на осмотр данного жилого строения. На основании осмотра было выдано заключение ФГУЗ «…..» за №**** от ****** года, что данное жилое строения является пригодным для проживания и соответствует требованиям. Получив официальное заключение, 14.07.2009 года написали заявление в ОУФМС России по Нижегородской области в ***** районе на регистрацию по месту жительства. В ответ на их заявление был дан письменный отказ за № 1782 от 21.07.2009 года, со ссылкой на Постановление Правительства от 17.07.1995 года № 713 п.16., тем самым, ущемив Конституционные права и нарушая закон РФ «О праве граждан на свободу передвижение выбор места жительства и жительства в пределах РФ». Указанное жилое строение является единственно возможным для них местом жительства, следовательно, единственным местом, где они могут быть зарегистрированы. Отсутствие же регистрации по месту жительства лишает их возможности реализовать свое право на социальное обеспечение, в том числе медицинскую помощь по договору обязательного медицинского страхования, пользоваться льготами и оформлять пенсию по возрасту. Истцы Канев Д.В., Фурман Е.В., Канева Г.В., Думкин А.А. просят суд признать пригодным для постоянного проживания жилое строение, расположенное на садовом земельном участке общей площадью 46,80 кв.м., инвентарный № 7752, литер А, этажность 1, мансарда; расположенный по адресу ****** область ***** район р.п. ***** «…..» микрорайон ул.****** **, участок ***, который относится к землям населенных пунктов; снять статус «без права регистрации проживания»; зарегистрировать по месту жительства по адресу ***** область ***** район р.п.***** ул.****** ** – Канева Д.В. **** г.р.; Каневу Г.В. **** г.р.; Думкина А.А. **** г.р. В ходе судебного разбирательства Канев Д.В., Фурман Е.В., Канева Г.В., Думкин А.А. изменили требования и просят в заявительном порядке рассмотреть их заявление о признании жилого строения жилым домом с правом регистрации проживания и пригодным для постоянного проживания; ссылаясь на то, что с октября 2007 года по настоящее время Думкин А.А. и Канев Г.В. постоянно проживают в указанном жилом строении, являющимся по сути жилым домом, пригодным для круглогодичного проживания, другого постоянного места жительства они не имеют. В соответствии с Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» изменил правовой статус садовых домиков, определив соответствующие строения, расположенные на садовых земельных участках, как жилые. По смыслу абзаца 2 ст.1, такие жилые строения предназначаются для отдыха, норма закрепляющая требование о первоочередном использовании садовых земельных участков для осуществления сельскохозяйственной деятельности, в действующем законодательстве отсутствует. Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго ст.1 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан», признан несоответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. В пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 года № 7-П, указанного выше, отражено, что исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации). Согласно п.12 раздела 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно-и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Спорное жилое строение находится в поселении, где имеются жилые дома без централизованных инженерных сетей, водопровода и канализированных уборных. Вместе с тем, оно снабжено электроосвещением, отоплением, вентиляцией, поэтому спорное жилое строением отвечает требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Истцы Канев Д.В., Фурман Е.В., Канева Г.В., Думкин А.А. просят признать жилое строение, расположенное на садовом земельном участке № ****, который относится к землям населенных пунктов по адресу ****** область ***** район п.****** ул.****** д.** жилым домом с правом регистрации проживания и пригодным для постоянного проживания. В судебном заседании заявители Канева Г.В., Думкин А.А. и представитель Канева Д.В., Фурман Е.В. в лице адвоката Белова Е.В. поддержали измененные требования, просят их удовлетворить. Заинтересованное лицо Администрация р.п.Ильиногорск Володарского района Нижегородской области в лице главы местного самоуправления Добрынина С.Н. в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями Каневых Г.В., Д.В., Думкина А.А., Фурман Е.В. и пояснил, что постановлением Конституционного Суда РФ от 14.10.2008 года № 7 «По делу о проверке конституционности абзаца 2 ст.1 ФЗ «О садоводческих, огороднических о дачных некоммерческих объединений граждан» в связи с жалобами ряда граждан п.5 дается возможность судам общей юрисдикции признание жилых строений пригодными для постоянного проживания и тем же пунктом установлено условие признания, до принятия нормативных актов предусмотренных ст.32 Градостроительного кодекса РФ (данный акт утвержден Решением Ильиногорского поселкового Совета РФ № 196 от 25.08.2009 года «Правила землепользования и застройки муниципального образования р.п.Ильиногорск»). Данное решение является обязательным для исполнения на всей территории муниципального образования р.п.Ильиногорск и поэтому данное заявление необходимо рассматривать в соответствии с Решением Ильиногорского поселкового Совета № 196 от 25.08.2009 года «Об утверждении правил землепользования и застройки в р.п. Ильиногорск. В соответствии с Правилами объект расположенный на участке №875 находится в зоне 701 С.Х.З. (зона огородов). Зона сельскохозяйственного использования предназначена для выращивания сельхозпродукции открытым способом и выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращение их занятие другими видами деятельности при соблюдении нижеследующих видов и параметров разрешенного использования недвижимости: поля и участки для выращивания сельхозпродукции, луга пастбища, животноводческие фермы, подсобные хозяйства, лесозащитные полосы. В заявлении о признании жилого строения жилым домом с правом регистрации и проживания заявители ссылаются на Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Действие данного положения согласно п.3 раздела 1 не распространяется на жилые помещения, расположенные в объектах капитального строительства, ввод в эксплуатацию которых и постановка на государственный учет не осуществлены в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Согласно ст.85 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков. Собственники могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. В данном случае для зоны сельскохозяйственных угодий виды разрешенного использования четко установлены. Согласно п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждают территориальные зоны и градостроительные регламенты. Так как данный земельный участок принадлежит к зоне сельскохозяйственного использования, он возражает против удовлетворения заявленных требований. Заинтересованное лицо УФМС по Нижегородской области в лице представителя Кучинской Н.Е. по доверенности возражает против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права заявители имеют право собственности на жилое строение, а не жилой дом. Регистрация невозможна в жилом строении. Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в судебное заседание не явилось, отзыв в деле, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Решением суда постановлено: Заявленные Каневым Д.В., Фурман Е.В., Каневой Г.В., Думкиным А.А. требования о признании жилого строения жилым домом с правом регистрации проживания и пригодным для постоянного проживания - оставить без удовлетворения. В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Согласно ст.1 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» - садовый земельный участок как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений). Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 года № 7-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в связи с жалобами ряда граждан», признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), абзац второй статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. В пункте 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 года № 7-П, указанного выше, отражено, что исходя из того, что жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания, а органы местного самоуправления - утвердить, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки. До принятия соответствующих нормативных актов признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение (глава 28 ГПК Российской Федерации). В судебном заседании установлено, что Каневу Д.В. и ***** на праве собственности по 1/2 доле в праве каждому, принадлежит жилое строение без права регистрации проживания, расположенное на садовом земельном участке, площадь общая 46,80 кв.м., инвентарный № 7752, литер А, этажность 1, мансарда; расположенный по адресу ***** область ****** район р.п.******* ул. ****** ** участок ***. Также Каневу Д.В. и Каневой Е.В. принадлежит по 1/2 доле каждому в праве общей долевой собственности земельный участок (земли населенных пунктов (вид разрешенного использования – для индивидуального садоводства) общей площадью 735 кв.м. находящийся по адресу ***** область ***** район р.п.****** ул.****** ** участок ***. Данные объекты подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 07.09.2007 года. С октября 2007 года Канева Г.В. и Думкин А.А. постоянно проживают в вышеуказанном жилом строении, другого постоянного места жительства они не имеют. На основании определения суда экспертами ООО «Центр экспертизы и оценки» было составлено экспертное заключение № 215 от 26.10.2009 года, перед экспертами ставился вопрос: является ли жилое строение, расположенное по адресу ***** область***** район р.п.***** «…..» микрорайон ул.****** **, участок *** пригодным для проживания. Согласно выводам экспертов – жилое строение расположенное по адресу ****** область ***** район р.п.****** «….» микрорайон ул.****** **, участок *** находится в хорошем состоянии и соответствует требованиям СНиП. Пригодно к эксплуатации. Пригодно для проживания. Из акта обследования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области Территориальным отделом в г.Дзержинске, в Володарском районе от 20.02.2009 года следует, что жилое строение состоит из 2 комнат, комната с большей площадью приспособлена под зал-кухню. В кухне установлены холодильник, две стиральные машины, газово-электрическая плита. Вытяжная вентиляция над плитой не оборудована, что является нарушением СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиями и помещениям» п.4.5. Мансарда приспособлена под спальную комнату. Система освещения дома искусственная и естественная. Для отопления комнат используются электроконвекторы. Водоснабжение дома не предусмотрено, что является нарушением СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям» п.8.1.1. На земельном участке имеется артезианская скважина глубиной 18 м. Вода из скважины для питьевых нужд не используется. Для питьевых нужд используется привозная вода. Система канализации отсутствует. Согласно ст.15 Жилищного кодекса РФ – ч.2 Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Ч. 3. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены эпидемиологии в Нижегородской области в г.Дзержинске, Володарском районе» за № 952/1-к от 13.05.2009 года по результатам санитарно-эпидемиологической экспертизы установлено, что строение площадью 46,80 кв.м., расположеное по адресу ****** область ****** район р.п.****** «….» микрорайон ул.***** **, участок *** является пригодным для проживания и соответствует требованиям. Строение одноэтажное с мансардным этажом. Водоснабжение строения осуществляется за счет привозной бутиллированной воды. Отопление местное – электронагревательные приборы. Освещение естественное и искусственное – лампы накаливания. В помещении предусмотрен биотуалет, кухня оснащена электроплитой. Возможность канализования объекта отсутствует. Вывоз твердых бытовых отходов осуществляется специализированным автотранспортом МУП ЖКХ «….» по договору № 143 от 01.04.2009 года. Согласно письму Отделения государственного пожарного надзора по Володарскому району № 364-2-332 от 28.10.2009 года, указанное жилое строение соответствует требованиям пожарной безопасности. В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением от 28.01.2006 года № 47 – ч. 4. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания. ч. 7. Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. ч.9 Жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. ч.12. Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Из сообщения Администрации р.п. Ильиногорск № 308 от 21.05.2010 года видно, что весь фонд, находящийся в зоне смешанной застройки индивидуальных и квартирных домов, обеспечен централизованными инженерными сетями, водопроводом и канализированными туалетами. Строение расположенное по адресу **** область ***** район р.п.****** ул.******** д.** находится на садовом участке № *** в микрорайоне «….» в зоне сельскохозяйственных угодий (сады и огороды). В соответствии со ст.32 Градостроительного кодекса РФ – ч.1. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. 2. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной Установлено, что Решением Ильиногорского поселкового Совета № 196 от 25.08.2009 года утверждены Правила землепользования и застройки р.п.Ильиногорск. Данное решение является обязательным для исполнения на всей территории муниципального образования р.п.Ильиногорск. Таким образом, ссылка заявителей на п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 года № 7-П, для определения порядка признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания не состоятельна, поскольку, органом местного самоуправления р.п.Ильиногорск утверждены, как это предусмотрено в статье 32 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки. У института регистрации имеется специальная цель административный учет, носящий уведомительный характер. Регистрация по месту жительства (пребывания) – это форма статистического учета население по месту жительства (пребывания). Исходя из этого законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ), поскольку именно с местом жительства, как правило связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнения обязательств, возложенных на него законом либо договором, то есть предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользование которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства. Одним из необходимых условий для регистрации граждан является: подтверждение факта того, что указанные жилые строения являются единственным возможным для лиц, обратившихся с заявлением регистрации, местом жительства, в котором оно постоянно преимущественно проживает. Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политике» утратил силу с 01.03.2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ. Данный кодекс конкретизировал конституционно-правовое понятие «жилищный фонд» (статья 40, часть 3 Конституции РФ) и определил ст.19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Во исполнение данного предписание было издано Положение о государственном учете жилищного фонда в РФ (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года №1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Постановлением Правительств РФ от 13.10.1997 года № 1301 было утверждено Положение «О государственном учете жилищного фонда в РФ». Согласно ст.3 Положения государственный учет жилищного фонда в РФ включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых помещений. БТИ (Ростехинвентаризация) осуществляет технический учет. Во исполнение Федерального Закона РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» садовой домик по адресу ***** область ****** район п.****** ул.****** д.** должен пройти государственную регистрацию как «жилой дом» МЮ РФ. На основании вышеизложенного для регистрации гражданина по месту жительства (пребывания) лицу необходимо представить выписку из реестра учета недвижимого имущества и сделок с ними с указанием, что данный садовый домик относится к жилому фонду, как «жилой дом», а не жилое строение. При рассмотрении данного спора суд правильно пришел к выводу о том, что нельзя признать жилое строение, расположенное по адресу ***** область ****** район п.****** ул.****** д.**, участок *** жилым домом пригодным для постоянного проживания с правом регистрации проживания, поэтому заявленные Каневым Д.В., Фурман Е.В., Каневой Г.В., Думкиным А.А. требования не подлежат удовлетворению. Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебной коллегией проверены, однако им уже дана надлежащая оценка судом первой инстанции, все обстоятельства дела судом проверены, в силу чего решение является законным и обоснованным. Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Володарского районного суда Нижегородской области от 02 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: