Чиликовой В.И. об оспаривании решения администрации г.Дзержинска Нижегородской области



Судья Казакова М.М. Дело 33-7204

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

         председательствующего судьи Серова В.А.

         судей Сысаловой И.В., Кондаковой Т.А.,

         при секретаре Гришакиной Ю.Е.,  

         с участием представителя Чиликовой В.И. Кузиной Т.М.,  

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Сысаловой И.В.,

дело по кассационной жалобе Чиликовой В.И.

на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 31 мая 2010 года по заявлению

Чиликовой В.И. об оспаривании решения администрации г.Дзержинска Нижегородской области,

у с т а н о в и л а:

Чиликова В.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ администрации г.Дзержинска в постановке заявителя на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию г.Дзержинска поставить ее на учет по улучшению жилищных условий. В обоснование заявления указала, что 13.11.2009 года она обратилась в администрацию г.Дзержинска с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, оформила все необходимые документы для рассмотрения заявления. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Г. Дзержинска от 22.01.2010 года, утвержденным Постановлением администрации г.Дзержинска от 09.02.2001года, заявителю в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма отказано. Заявитель считает отказ незаконным, поскольку она проживает в двухкомнатной квартире жилой площадью 29,96 кв.м. В этой же квартире проживают ее дочь и внук. Заявитель является ветераном Великой Отечественной войны, имеет право на дополнительную жилплощадь, законом «О ветеранах» предусмотрено, что при предоставлении жилья ей полагается жилое помещение общей площадью не менее 36 кв.м.

В суд первой инстанции Чиликова В.И. не явилась, извещена.

Представитель Чиликовой В.И. по доверенности Кузина Т.М. заявление Чиликовой В.И. поддержала.

Представитель администрации г.Дзержинска по доверенности Кирилычева А.Ю. с заявлением не согласилась.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 31 мая 2010 года в удовлетворении заявления Чиликовой В.И. о признании незаконным отказа администрации г.Дзержинска в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и  возложении обязанности поставить заявителя на такой учет отказано.

            В кассационной жалобе Чиликовой В.И. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и постановленного без учета установленных обстоятельств. 

            В возражении относительно кассационной жалобы администрации г.Дзержинска Нижегородской области просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии со ст. 347 ч. 1 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений относительно кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Согласно ст. 23.2. Закона №5- ФЗ РФ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия  … по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Правительству Российской Федерации: а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; б) предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

В силу ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): … являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы… При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статьей 54 ЖК РФ установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, перечисленных в п. 1 - 3 ч. 1 указанной статьи. Отказ возможен, если: не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

         Согласно ст.8 Закона Нижегородской области № 179-З от 16.11.2005 года  «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если:  не представлены предусмотренные частью 3 статьи 5 настоящего Закона документы;  представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете;  граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся:  обмен жилого помещения с уменьшением его площади;  невыполнение условий договора социального найма, повлекшее расторжение договора социального найма и (или) выселение виновных граждан без предоставления другого жилого помещения;  вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми;  уменьшение долей, выделение собственниками жилых помещений доли в натуре, если после такого уменьшения доли или ее выделения в натуре общая площадь соответствующего жилого помещения на одного собственника будет менее учетной нормы;  отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В силу ст. 5  Закона, основанием для принятия на учет является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, (далее - заявление) в орган, осуществляющий принятие на учет.

С заявлением представляются: решение о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (для граждан, признанных малоимущими);  документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (для иных категорий граждан, определенных федеральными законами и законами Нижегородской области); документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно: а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи); б) выписка из домовой книги и выписка из финансового лицевого счета; в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор социального найма, ордер, решение о предоставлении жилого помещения); г) документы о наличии или отсутствии у заявителя и каждого члена его семьи жилых помещений на праве собственности, выданные органами государственной регистрации недвижимого имущества; д) документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях); е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований).

Согласно Постановлению Городской Думы г.Дзержинска от 25.01.2006г.  №40, учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена по г. Дзержинску в 11 кв.м. общей площади на человека.

Представленными доказательствами установлено, что Чиликова В.И. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: ***. Квартира приобретена в собственность Чиликовой В.И. по договору приватизации, заключенному с администрацией г. Дзержинска 06 июля 1999 года. 

По адресу указанного жилого помещения состоят на регистрационном учете: Чиликова В.И. – с 1960 года, дочь заявителя Кузина Т.М., внук Кузин С.В.  -  с 10.10.2006 года.

    Общая площадь квартиры, расположенной по адресу: *** составляет 42,47 квадратных метра, в том числе жилая  - 29, 96 квадратных метра.

13.11.2009г. Чиликова В.И. обратилась в администрацию г.Дзержинска Нижегородской области с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.

    Решением комиссии по жилищным вопросам городской администрации города Дзержинска Нижегородской области от 22.01.2010 года, утвержденным Постановлением администрации г.Дзержинска от 09.02.2001г. Чиликовой В.И. отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма.

    Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что основания для удовлетворения заявления отсутствуют, поскольку на заявителя и членов ее семьи приходится по 14,19 кв. метров общей площади в занимаемой ими квартире, что более учетной нормы, установленной Постановлением Городской Думы г.Дзержинска от 25.01.2006г.  №40.

     Ссылки кассационной жалобы о том, что жилая площадь квартиры, принадлежащей Чиликовой В.И. составляет 29, 96 квадратных метров, на каждого проживающего приходится по 9,98 квадратных метров жилой площади, что менее нормы, установленной действующим законодательством, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании вышеуказанных норм материального права.

Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.

Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

            решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 31 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи