по иску прокурора в интересах Собецкого Е.Г. к администрации о признании нуждающимся в жилом помеще



Судья Кривошеина Е.Г. Дело 33-7127

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

17 августа 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

         председательствующего судьи Серова В.А.

         судей Сысаловой И.В., Кондаковой Т.А.,

         при секретаре Шумиловой Е.В.

         с участием прокурора Галдиной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи областного суда Кондаковой Т.А.,

дело по кассационной жалобе представителя администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода Н.Н. Лопаточкиной

на решение Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 июня 2010 года по делу по иску прокурора Канавинского района г.Н.Новгорода в защиту интересов Собецкого Е.Г. к администрации Канавинского района г. Н.Новгорода о признании Собецкого Е.Г. нуждающимся в жилых помещениях, об обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, включении в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах»,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Канавинского района г.Н.Новгорода обратился в суд с иском к администрации Канавинского района г. Н.Новгорода в интересах Собецкого Е.Г. о признании его нуждающимся в жилых помещениях, об обязании поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, включении в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах». В обоснование заявленного требования указал, что Собецкий Е.Г. прибыл из Беларуссии в г.Н.Новгород в 2004 году и был зарегистрирован по адресу: <***> Квартира по указанному адресу находится в долевой собственности Сироткиной Л.Е. - дочери Собецкого Е.Г., Сироткина В.Г. - зятя Собецкого Е.Г. и Ямкиной И.В. - внучки Собецкого Е.Г.. Фактически в настоящее время с февраля 2010 года Собецкий Е.Г. со своей супругой Собецкой В.Э. проживает по адресу <***> на основании договора найма жилого помещения, заключенного между Сироткиной Л.Е., действовавшей в интересах Собецкого Е.Г. и Шургановым А. В.. Т.е. Собецкий Е.Г. проживает со своей супругой отдельно от дочери, ведет хозяйство отдельно от семьи своей дочери, не является членом семьи дочери - собственников квартиры <***>. В собственности ни Собецкий Е.Г., ни его жена Собецкая В.Э. жилых помещений не имеют. Собецкий Е.Г. является инвалидом 2 группы вследствие контузии при защите Родины, участником и ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Прокурор просил признать Собецкого Е. Г. нуждающимся в жилых помещениях, обязать Администрацию Канавинского района поставить Собецкого Е.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях; включить Собецкого Е.Г. в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».

         В суде первой инстанции прокурор Андропова Н.В. исковые требования поддержала.

         Собецкий Е.Г. исковые требования поддержал.

         Представитель администрации Канавинского района г.Н.Новгорода исковых требований не признала.

         Решением Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 июня 2010 года постановлено: признать Собецкого Е.Г. нуждающимся в жилых помещениях.

Обязать Администрацию Канавинского района поставить Собецкого Е.Г.с семьей из двух человек на учет нуждающихся в жилых помещениях и включить Собецкого Е.Г. в  список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах».

          В кассационной жалобе представитель администрации Канавинского района города Нижнего Новгорода Н.Н. Лопаточкина просит отменить решение суда как незаконное и не обоснованное. Указывает на то, что выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела.

            В возражении относительно кассационной жалобы прокурор Канавинского района города Нижнего Новгорода просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела в соответствии со ст. 347 ч. 1 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

В соответствии со ст.21 №5- ФЗ РФ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:  обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст. 23.2. Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ №714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, постановлено:

Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Правительству Российской Федерации: а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра; б) предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

В силу ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):  не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;  являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;  проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;  являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Статьей 54 ЖК РФ установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение об отказе может быть принято только в трех случаях, исчерпывающим образом перечисленных в п. 1 - 3 ч. 1 указанной статьи. Отказ возможен, если: не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Как уже отмечалось, в таких случаях граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Если этот срок не истек, то соответствующим гражданам будет отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 3 ч. 1 ст. 54 Кодекса.

Согласно ст.8 Закона №179-З от 16.11.2005 года Нижегородской области «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если:  не представлены предусмотренные частью 3 статьи 5 настоящего Закона документы;  представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете;  граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся:  обмен жилого помещения с уменьшением его площади;  невыполнение условий договора социального найма, повлекшее расторжение договора социального найма и (или) выселение виновных граждан без предоставления другого жилого помещения;  вселение в жилое помещение в качестве членов семьи лиц, не являющихся таковыми;  уменьшение долей, выделение собственниками жилых помещений доли в натуре, если после такого уменьшения доли или ее выделения в натуре общая площадь соответствующего жилого помещения на одного собственника будет менее учетной нормы;  отчуждение жилого помещения, доли жилого помещения, за исключением безвозмездной передачи жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии со ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования дынным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Представленными доказательствами установлено, что Собецкий Е.Г., <***> года рождения, является инвалидом 2 группы вследствие контузии при защите Родины, участником и ветераном Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

         В 2004 году Собецкий Е.Г. прибыл г.Н.Новгород из Беларуссии и был зарегистрирован по адресу: <***>

Квартира по адресу: <***> с 2002 года находится в долевой собственности Сироткиной Л.Е. - дочери Собецкого Е.Г., Сироткина В.Г. - зятя Собецкого Е.Г. и Ямкиной И.В. - внучки Собецкого Е.Г..

В 2005 году Собецкий Е.Г. обращался в администрацию г.Н.Новгорода о предоставлении ему с женой отдельного от дочери жилья в связи с натянутыми отношениями с зятем. В постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с семьей 2 человека было отказано по тем основаниям, что поскольку он зарегистрировался в квартире, принадлежащей дочери, зятю и внучке, то имеет право пользования и проживания в данном жилом помещении наравне с его собственниками.

Установлено, что с января 2010 года дочь Собецкого Е.Г. снимает для отца и матери квартиру по адресу <***>, где фактически с февраля 2010 года до настоящего времени и проживает Собецкий Е.Г. со своей супругой Собецкой В.Э. по договору найма жилого помещения, заключенного между Сироткиной Л.Е., действовавшей по доверенности от Собецкого Е.Г. и Шургановым А. В..

11 марта 2010 года решением №9 общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Канавинского района г.Н.Новгорода рассмотрение заявления Собецкого Е.Г. о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий было отложено до представления им документов, подтверждающих его проживание в квартире по адресу: <***> по договору найма.

29 апреля 2010 года решением №23 общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Канавинского района г.Н.Новгорода (утв.распоряжением главы администрации Канавинского района г.Н.Новгорода 24 мая 2010 года №753-р) в постановке Собецкого Е.Г. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отказано по тем основаниям, что он обеспечен жилой площадью, т.к. был вселен и проживает в квартире по <***>, принадлежащей на праве собственности дочери, зятю и внучке.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что в силу п. 1 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. №713, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Сам по себе факт регистрации гражданина в жилом помещении не порождает каких-либо прав на данное помещение. Собецкий Е.Г. проживает отдельно от семьи Сироткиных и ведет отдельное от них хозяйство, что подтверждается показаниями свидетеля Сироткина Л.Е., собственником квартиры по ул. <***> не является, следовательно не обладает самостоятельным правом на него данных о наличии у Собецкого Е.Г. и Собецкой В.Э. какого-либо жилья в собственности или по договору социального найма нет.

Оценив представленные сторонами в условиях состязательности доказательства по правилам ст.ст. 67, 71 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии правовых основания для удовлетворения иска заявленного прокурором Канавинского района города Нижнего Новгорода.

Этот вывод мотивирован, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении суда. Оснований для признания данного вывода неправильным, судебной коллегией не установлено. Ссылки в кассационной жалобе о том, что этот вывод суда является ошибочным, судебная коллегия находит несостоятельным. Требования названных законов применены судом верно.

 Доводы кассационной жалобы о незаконности решения суда, в виду того, что общая площадь квартиры адресу : <***> является равной <***> кв.м., Собецкий Е.Г. является членом семьи собственников жилого помещения (Сироткина В.Г., Сироткиной Л.С., Ямкиной И.В.), следовательно на каждого из проживающих в указанной квартире приходится более установленной постановлением государственной Думы города Нижнего Новгорода от 16.03.2005 года «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения в городе Нижнем Новгороде» учетной нормы жилья, несостоятельны, поскольку опровергаются установленными по делу обстоятельствами.

Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе заявителя, не ставят под сомнение правильность решения.

Иные доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда, поскольку по существу сводятся к переоценке доказательств, оцененных судом при принятии решения по делу в соответствии с требованиями ст.ст. 71, 67 ГПК РФ. Ссылок на факты, которые остались без внимания суда, кассационная жалоба не содержит.

Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ. Нарушений норм процессуального права, которые могут повлечь отмену решения суда, судом первой инстанции не допущено.

Основания для отмены решения суда. Предусмотренные ст. 362 ГПК РФ отсутствуют.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия –

О П Р Е Д Е Л И Л А:

            решение Канавинского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 июня 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи