Судья Лобастова Т. И. Дело №33-7603/2010 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Нижний Новгород 31 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего: Паршиной Т. В., судей: Гориной Л. Н., Щербакова М. В., при секретаре: Бажиной Н. Г., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербакова М. В. дело по кассационному представлению прокурора Шарангского района Нижегородской области на решение Шарангского районного суда Нижегородской области от 21 июля 2010 года по гражданскому делу по заявлению прокурора Шарангского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства о признании незаконным бездействия Шарангской поселковой администрации и Шарангского поселкового Совета Нижегородской области по принятию административного регламента по осуществлению земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга и обязании Шарангской поселковой администрации и Шарангского поселкового Совета принять административный регламент по осуществлению земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга, УСТАНОВИЛА: Прокурор Шарангского района Нижегородской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства о признании незаконным бездействия Шарангской поселковой администрации и Шарангского поселкового Совета Нижегородской области по принятию административного регламента по осуществлению земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга и обязании Шарангской поселковой администрации и Шарангского поселкового Совета принять административный регламент по осуществлению земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга, указав, что в ходе проверки соблюдения требований Федерального закона РФ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проведенной прокуратурой Шарангского района, установлено следующее. В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Осуществление муниципального земельного контроля предусмотрено Уставом р.п.Шаранга Нижегородской области. Согласно п.12 ст.21 Устава р.п.Шаранга Нижегородской области полномочиями по осуществлению земельного контроля за использованием земель поселка наделен Шарангский поселковый Совет. В соответствии с п.2 ч.2 ст.6 Федерального закона РФ от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля. В нарушение данного положения органами местного самоуправления р.п.Шаранга – Шарангской поселковой администрацией и Шарангским поселковым Советом не принят административный регламент проведения проверок при осуществлении земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга. Отсутствие в муниципальном образовании нормативно определенного регламента проведения проверки при осуществлении муниципального земельного контроля нарушает права и интересы неопределенного круга лиц – собственников и пользователей земельных участков в границах поселения, в части открытости административных процедур проведения проверки, правах и обязанностях должностных лиц муниципального контроля. Кроме того, в данном случае нарушены интересы Российской Федерации в части несоблюдения установленных федеральным законодательством требований к организации и осуществлению муниципального земельного контроля, ограничений при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю, предусмотренных Федеральным законом от 26.12.2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Бездействие органов местного самоуправления в сфере регулирования общественных отношений по муниципальному земельному контролю может также привести к различным коррупционным проявлениям со стороны должностных лиц органов местного самоуправления, так как отсутствие административной процедуры в соответствии с п.8 ст.8 Закона Нижегородской области от 07.03.2008 года №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» является коррупциогенным фактором. Просил признать бездействие органов местного самоуправления р.п.Шаранга по принятию административного регламента по осуществлению земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга незаконным, обязать органы местного самоуправления р.п.Шаранга принять административный регламент по осуществлению земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга, установить в решении суда срок, в течение которого административный регламент по осуществлению земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга должен быть принят. Решением Шарангского районного суда Нижегородской области от 21 июля 2010 года постановлено: «Заявление прокурора Шарангского района Нижегородской области Любарского С.В. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства о признании незаконным бездействия Шарангской поселковой администрации и Шарангского поселкового Совета Нижегородской области по принятию административного регламента по осуществлению земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга и обязании Шарангской поселковой администрации и Шарангского поселкового Совета принять административный регламент по осуществлению земельного контроля за использованием земель р.п.Шаранга, установление срока принятия административного регламента, оставить без удовлетворения». В кассационном представлении прокурор Шарангского района Нижегородской области, просит отменить вынесенное решение и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судом были нарушены нормы материального права. Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационного представления заявителя. Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции правильно сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска. Доводы кассационного представления не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпунктом 25 части 1 статьи 4 Устава рабочего поселка Шаранга к вопросам местного ведения поселения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Согласно п.п. 3 п.2 ст. 31 Устава рабочего поселка Шаранга решение вопросов местного значения в области земельных отношений относится к полномочиям поселковой администрации. Обеспечение осуществления местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации возложено на главу администрации (пункт 7 статьи 32 Устава). В соответствии с п.2 ч.2 ст.6 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится принятие административных регламентов при осуществлении муниципального контроля. В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Тоже самое предусмотрено ч. 3 ст. 4 Устава р.п. Шаранга. Из материалов дела следует, что 10 января 2007 года между Шарангской поселковой администрацией и администрацией Шарангского района было заключено Соглашение о передаче осуществления части полномочий. В соответствии с подпунктом 15 пункта 1.1. раздела I которого Шарангская поселковая администрация передала администрации Шарангского района осуществление земельного контроля за использованием земель поселения л.д. 44-46). Аналогичное Соглашение заключено 09 января 2008 года. В силу пункта 5.2. - срок действия указанного Соглашения устанавливается до 31 декабря 2008 года. По условиям данного соглашения по окончании этого срока, если ни одна из Сторон не заявит намерения прекратить договорные отношения, Соглашение пролонгируется на каждый последующий год л.д.35-37). Данное Соглашение действует по настоящее время л.д. 43). Таким образом, вопрос осуществления земельного контроля относится к ведению поселковой администрации р.п.Шаранга. В связи с заключенным соглашением с 10 января 2007 года полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель поселения переданы администрации Шарангского района на основании достигнутого соглашения. Администрация Шарангского района Нижегородской области в силу заключенного Соглашения о передаче ей функций по осуществлению функций земельного контроля, постановлением от 16.06.2009 года № 76 утвердила административный регламент «Осуществление муниципального земельного контроля» л.д.72-79). Учитывая изложенное, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отсутствии необходимости разработки административного регламента по осуществлению земельного контроля органами самоуправления р.п.Шаранга. Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, исследованы, оценка доказательств, произведена в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, материальный закон применен и истолкован судом правильно, нормы процессуального права соблюдены. Доводы кассационного представления не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права. С учетом изложенного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Кассационное представление прокурора Шарангского района Нижегородской области удовлетворению не подлежит. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Шарангского районного суда Нижегородской области от 21 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Шарангского района Нижегородской области - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: