Судья: Рахманкина Е.П. Дело № 33-8008 14 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В., судей: Цыпкиной Е.Н., Пятовой Н.Л., при секретаре Ястребовой Д.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пятовой Н.Л. дело по кассационной жалобе представителя Хаймовой Т.Г. - по доверенности Макарова В.М. на решение Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода от 14 мая 2010 года по иску Хаймовой Т.Г. к Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области и Министерству внутренних дел РФ о взыскании денежных сумм У С Т А Н О В И Л А: Истица обратилась в суд с настоящим иском к ответчикам, указывая, что в период с 1995 года по 2004 год проходила службу в войсковой части № 6752 ВВ МВД РФ. В соответствии с приказами МВД РФ № 049 от 23.08.1996 года, № 03 от 19.01.1998 года, № 04 от 19.01.1998 года, № 056 от 02.11.1998 года, военнослужащие войсковой части № 6752 (ранее войсковая часть № 5484), привлекались к выполнению задач по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионах Северного Кавказа РФ с 5 января 1995 года по 31 декабря 1996 года, а также были включены в состав Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона с 1 июля по 30 сентября 1997 года и со 2 ноября 1998 года. В соответствии с приказом МВД РФ № 066 от 29.09.1999 года, № 083 от 31.12.1999 года к зоне проведения контртеррористических операций по разоружению незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона РФ от 29.09.1999 г. по 2009 год отнесен г. Махачкала Республики Дагестан, на территории которого дислоцирована часть № 6752, включенная в состав Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ приказом МВД РФ от 13.10.1999 года № 068. Таким образом, в соответствии с п. 10 Постановления Правительства РФ от 09.12.1994 года № 1360 следует, что выполнение военнослужащими войсковой части № 6752 своих обязанностей в соответствии с ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ», в течение вышеуказанных периодов и в последующем осуществлялось в условиях вооруженного конфликта. В связи с этим на них должны распространяться все льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами РФ. Истица в период с 1995 года по 2004 год выполняла служебно-боевые задачи в условиях вооруженного конфликта на территории, прилегающей к Чеченской Республике. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1440 от 31.12.1994 года «Об условиях оплаты труда и предоставления дополнительных льгот работникам, находящимся в Чеченской Республике», работникам, командированным в Чеченскую Республику, выплачиваются суточные в трехкратном размере установленной нормы. Постановлением Правительства РФ № 61 от 27.01.1996 года военнослужащим воинских частей, штабов, подразделений, оперативных групп, дислоцированных на территории Чеченской республики и прилегающих к ней Северо-Кавказского региона РФ, выполняющих задачи в условиях вооруженного конфликта и включенные в перечень воинских частей, утвержденные руководителем федерального органа исполнительной власти, установлена выплата «полевых» (суточных) денег по нормам, установленным для работников, командированных в Чеченскую Республику. На основании ФЗ № 75 «О распространении действия закона «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим воинскую службу на территориях Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике» и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащим и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» истица имеет права на получение денежного довольствия, исходя из двукратного увеличения должностного оклада и оклада по воинскому званию и на зачет выслуги лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы за три месяца. Однако командованием войсковой части № 6752 Хаймовой Т.Г. не были произведены выплаты суточных за период с 27 января 1996 года по 1 октября 2004 года. Задолженность составляет 200 800 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.04.2001 года № 315-22, приказами МВД России от 31.12.1999 года № 1106, от 21.07.2001 года № 681, установлено, что военнослужащие из состава Объединенной группировки, привлекаемые по приказу руководителя Регионального оперативного штаба к участию в проведение контртеррористических операций, за участие в проведение этих мероприятий получают денежное вознаграждение исходя из суммы 20 000 рублей, в месяц, пропорционально количеству дней их участия в этих операциях. Таким образом, истица считает, что ей невыплачена сумма вознаграждения за период с 1 августа 1999 года по 1 марта 2001 года в размере 380 000 рублей. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 930-54 от 20.08.1999 года и указанием начальника главного штаба ВВ МВД РФ от 16.02.2002 года истцу полагается денежное вознаграждение в размере 850 рублей в сутки, а всего за период с 1 августа 1999 года по 1 марта 2001 года 491 300 рублей. Поскольку в добровольном порядке ответчики уклоняются от выплаты суммы задолженности, Хаймова Т.Г. обратилась в суд и просила взыскать солидарно с ответчиков сумму задолженности по суточным в размере 282 915 рублей, «боевые» – в размере 491 300 рублей, денежное вознаграждение за участие в контртеррористической операции в размере 380 000 рублей. Представитель МВД РФ - по доверенности Федоров А.Г. исковые требования не признал. Представитель УФК РФ по Нижегородской области в судебное заседание не явился. Решением суда от 14 мая 2010 года в удовлетворении исковых требований Хаймовой Т.Г. постановлено отказать. В кассационной жалобе представителя Хаймовой Т.Г. - по доверенности Макарова В.М. поставлен вопрос об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ. Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассатора по следующим основаниям. В соответствии со ст. 3 ФЗ РФ «О борьбе с терроризмом», контртеррористическая операция – специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасное физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Согласно ст. ст. 10, 11, 12, 16 указанного ФЗ, для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, который имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 20.08.1999 г. № 930-54 и от 28.10.1999 № 1197-68, время, место выполнения боевых действий подразделениями и группами определяются командующим Объединенной группировкой войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ. В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 28.02.2001 № 135-9 установлено, что денежное вознаграждение («боевые») выплачиваются на основании приказов с указанием дат и периодов, когда сотрудники принимали участие в контртеррористических операциях, утверждаемых руководителем Регионального оперативного штаба. Из материалов дела следует, что Хаймова Т.Г. 11 апреля 1995 года была зачислена Кировским РВК г. Махачкалы Республики Дагестан на военную службу по контракту сроком на три года в войсковую часть № 5484, на должность старшего писаря по учету личного состава 1 патрульного батальона, с ней был заключен контракт о прохождении военной службы в МВД РФ. Приказом командира в/ч 5484 № 249 от 06.09.1995 года истица была переведена на должность санитарного инструктора медицинского пункта полка. Приказом командира в/ч № 6752 истец была принята на должность фельдшера приемно-сортировочного взвода медицинской роты в/ч 6752 99-й дивизии СКО ВВ МВД РФ - заключен контракт, который впоследствии перезаключался до 21 октября 2004 года. Судом первой инстанции установлено, что истица в период прохождения службы находилась в служебной командировке в районе вооруженного конфликта в Чеченской Республики в период с 22 мая 1995 года по 4 июня 1995 года, с 3 июля 1995 года по 7 сентября 1995 года, а также с 10 октября 1995 года по 30 октября 1995 года - данные обстоятельства подтверждаются записью начальника отделения кадров в/ч № 6752, имеющейся в личном деле Хаймовой Т.Г., а также справками, выданными начальником ВОГ в/ч № 3737. Кроме того, согласно записи в личном деле истицы в период с 4 августа 1999 года по 5 октября 1999 года, с 19 ноября 1999 года по 22 ноября 2001 года, с 25 ноября 2001 года по 5 декабря 2001 года, с 8 декабря 2001 года по 31 декабря 2001 года истица выполняла служебно-боевые задачи в составе оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона, фактически участвовала в боевых действиях в период с 6 октября 1999 года по 31 октября 1999 года, с 1 ноября 1999 года по 18 ноября 1999 года, с 23 ноября 2001 года по 24 ноября 2001 года, с 6 декабря 2001 года по 7 декабря 2001 года, что также подтверждается выписками из приказов. Из Приказа Минфина РФ № 87н от 13 августа 1999 года, действовавшего с 1 сентября 1999 года по 1 января 2002 года, следует, что оплата суточных была предусмотрена в сумме 55 рублей за каждый день нахождения в командировке. Кроме того, согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 31 мая 2000 г. № 424 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, сотрудникам уголовно исполнительной системы и гражданскому персоналу вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона», действовавшего на тот момент, действие постановления Правительства Российской Федерации от 7 мая 1997 г. № 535 «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона» распространялось на военнослужащих и сотрудников: воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики; командированных в воинские части и органы, дислоцированные на территории Чеченской Республики; направленных в составе воинских частей, подразделений и групп в Чеченскую Республику для выполнения восстановительных мероприятий, в том числе по обустройству воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики. Указанным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и сотрудникам «полевые» (суточные) деньги выплачивались в двукратном размере. В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 31 мая 2000 г. № 424, в случае привлечения военнослужащих и сотрудников воинских частей и органов, дислоцированных на территории Чеченской Республики, к выполнению задач в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ, им предоставлялись дополнительные гарантии и компенсации в порядке и на условиях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1999 г. № 1197-68. При этом на время выполнения указанных задач выплата полевых (суточных) денег в двукратном размере не производится. Данное постановление вступило в силу с 15 июня 2000 года, и распространялось на правоотношения, возникшие после 15 июня 2000 года. Постановлением Правительства РФ № 65 от 09.02.2004 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона РФ» установлено, что сотрудникам и военнослужащим, участвующим в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ в составе специальных сил и сил объединенной группировки, привлекаемых Региональным оперативным штабом, выплачивается в порядке, определяемом руководителем оперативного штаба, денежное вознаграждение за фактическое участие в этих от расчета 20 000 рублей в месяц пропорционально количеству дней участия в конкретных контртеррористических операциях. Указанное денежное вознаграждение выплачивается на основании приказов с указанием дат или периодов, в которые сотрудники и военнослужащие принимали участие в контртеррористических операциях. Данные приказы издавались командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений внутренних дел, иных органов и подразделений и утверждались руководителем Регионального оперативного штаба. С учетом изложенного, суд первой инстанции дал аргументированное суждение о том, что основания для выплаты «боевых» ограничены по размеру и фактическому участию не в любых боевых действиях, а в определенных контртеррористических операциях в составе специальных сил и Объединенной группировки войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ. Указанные выплаты предоставлялись лицам фактически участвовавших в таких операциях, в начальный период – в боевых действиях, затем - в специальных операциях, и за все время такого участия. Согласно справке, предоставленной в/ч № 6752 № 87 от 1 апреля 2010 года, за период прохождения службы с 1995 года по 2004 год, Хаймовой Т.Г. было выплачено денежное довольствие: за период с 1995 года по 1997 год в размере 15 213 630 рублей, с 1998 года по 2004 год – 146 465, 20 рублей. Кроме того, Хаймовой Т.Г. было выплачено за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона за периоды: с 1августа 1999 года по 31 декабря 1999 года – 3 778, 17 рублей, с 1 января 2000 года по 31 июля 2000 года, с 11 сентября 2000 года по 31 декабря 2000 года – 10 179, 30 рублей, с 1 января 2001 года по 31 октября 2001 года – 9 538, 92 рублей, и с 1 ноября 2002 года по 31 декабря 2002 года – 5 536, 41 рублей. Судом первой инстанции установлено, что истица обращалась военную прокуратуру Махачкалинского гарнизона, где была проведена проверка, в ходе которой установлено, что денежные средства за фактическое участие в боевых действиях были выплачены в полном объеме, а выслуга лет Хаймовой Т.Г. исчислена в соответствии с нормами действующего законодательства. Каких-либо нарушений в действиях должностных лиц в\ч № 6752 в ходе проверке выявлено не было. Таким образом, суд первой инстанции, анализируя имеющиеся по делу доказательства, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного иска, поскольку установил, что денежные средства, а именно суточные по командировкам и в связи с участием в боевых действиях при прохождении службы были выплачены Хаймовой Т.Г. правильно. Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется. В решении суда в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими. Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению в силу изложенного, а также, поскольку по существу направлены на иную оценку доказательств, имеющихся в материалах дела, что в силу закона не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе и не содержится. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется. На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода от 14 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Хаймовой Т.Г. - по доверенности Макарова В.М.– без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: