по иску Смелова А.Н. к Военному комиссариату о перерасчете пенсии, взыскании задолженности



Судья Рахманкина Е.П Дело № 33-7997

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 07 сентября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Серова В.А.

судей: Курепчиковой О.С., Кондаковой Т.А.

при секретаре Нутрике А.А.

с участием Смелова А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 сентября 2010 года гражданское дело

по кассационной жалобе Смелова А.Н.

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 апреля 2010 года

по иску Смелова А.Н. к Военному комиссариату Нижегородской области о перерасчете пенсии, взыскании задолженности по пенсии,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Курепчиковой О.С., объяснения Смелова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

установила:

Смелов А.Н. обратился в суд с иском к военному комиссариату Нижегородской области о перерасчете пенсии и взыскании недоплаченной пенсии с учетом индексации, ссылаясь на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ с 20.01.1986 года и получает пенсию, в состав которой входит месячная стоимость продовольственного пайка. По мнению истца, военный комиссариат Нижегородской области неправильно выплачивает ему пенсию в период с января 2000 года по настоящее время, что привело к недоплате пенсии. Истец считает, что расчет пенсии необходимо производить из реальной стоимости продовольственного пайка на основании данных ЦПУ МО РФ, а не из денежной компенсации в фиксированном размере.

К данному выводу истец приходит, основываясь на нормах статей 43, 49 ФЗ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, и считает, что увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии, в том числе и стоимости продовольственного пайка, должно повлечь пересмотр пенсии. Верховным судом РФ 04 октября 2001 года признаны незаконными п. 8, подпункт «б» пункта 9, подпункт «б» пункта 14 Постановления Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 года № 941 в части пересмотра пенсий без учета времени увеличения месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка. Пунктом 1 ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих» порядок продовольственного обеспечения военнослужащих определяется МО РФ. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1992 года № 479-28 стоимость продовольственных пайков и размеры денежной компенсации определяются Министерством обороны РФ.

С учетом приведенных обстоятельств истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка за период с 01.01.2000 года по день рассмотрения судом дела на основании данных ЦПУл.д.2-6)

В судебном заседании истец Смелов А.Н. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ВК НО на основании доверенности Додонова Л.П. в судебном заседании исковые требования истца не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 апреля 2010 года в иске отказано.

В кассационной жалобе Смелов А.Н. просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.

Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены решения.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой и тщательностью проверил доводы сторон, установил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а также характер спорных правоотношений, правильно применил нормы материального права, и обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, постановив законное решение.

Материалами дела установлено, что Смелов А.Н. является пенсионером МО РФ с 20.01.1986 года. В период с января 1986 года по настоящее время пенсию получает в Военном комиссариате Нижегородской области. При исчислении и выплате ему пенсии учтена не стоимость продовольственного пайка, а денежная компенсация взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей. В связи с увеличением месячной стоимости продовольственного пайка пенсия ему пересчитывалась.

В силу ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

В соответствии с пунктом «б» ст. 49 указанного Закона РФ при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ, в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Таким образом, основанием пересмотра пенсии данной категории граждан является увеличение денежного довольствия лицам рядового, начальствующего состава, исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий соответствующих лиц рядового и начальствующего состава, одновременно с его увеличением. Порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях, органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

 Согласно подпункту "б" пункта 14 данного постановления Совета Министров - Правительства РФ в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с пп. "а" п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, начисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

Указанным постановлением Совета Министров - Правительства РФ (п. 11) предусмотрено, что месячная стоимость продовольственного пайка, учитываемая при исчислении пенсий, определяется исходя из суточной нормы довольствия, установленной по продовольственному пайку для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел по ценам на продовольственные товары, существующие ко дню назначения или перерасчета пенсий.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 10 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выплата пенсий вышеуказанным гражданам обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка установлена Федеральными законами о бюджете на 2000 год - 2004 год в размере 20 рублей в сутки. С учетом того, что при определении размера компенсации месячной стоимости продовольственного пайка должен соблюдаться принцип единообразия, пересмотр пенсий указанной категории граждан также производится из суммы ежемесячной продовольственной компенсации, размер которой установлен Федеральным законом о бюджете на соответствующий год.

 Поэтому судебная коллегия полагает, что ответчик по данному делу правильно производит расчет пенсии истца за период с 2000 г. с учетом размера компенсации продовольственного пайка, исходя из указанной денежной суммы – 20 рублей в сутки.

         Ссылка истца на то, что при расчете пенсии должен приниматься размер пайка по расчету Продовольственного управления МО, не может быть признана обоснованной, так как согласно приведенным в решении законодательным актам и определению Конституционного Суда РФ, размер продовольственного пайка, увеличение которого влечет перерасчет пенсии военным пенсионерам, устанавливается Правительством РФ. В законодательном порядке основой такого расчета является специальный закон - федеральный закон о федеральном бюджете.

Судебная коллегия также считает, что ссылка истца на определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 г. № 429-О не может повлиять на выводы суда, поскольку иного толкования законодательству, регулирующему возникшие правоотношения, определением Конституционного Суда РФ не придано.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Смелова А.Н. у суда первой инстанции не имелось.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом первой инстанции не допущено.

Доводы, которыми аргументирована кассационная жалоба, являлись предметом проверки и исследования суда и по мотивам, приведенным в решении, правильно признаны не состоятельными. Ссылок на факты, которые остались без внимания суда, кассационная жалоба не содержит.

В силу изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 12 апреля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смелова А.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи