НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Н. Новгород 03 августа 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Лазорина Б.П., судей: Юрковой Н.В., Щербакова М.В., при секретаре: Самарцевой Д. А. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Щербакова М. В. дело по кассационной жалобе Орлика Александра Михайловича с участием Орлика А. М., представителя УФМС России по Нижегородской области – Зайцевой А. А. на решение Сормовского районного суда г. Н. Новгорода от 30 июня 2010 года по делу по заявлению Орлика Александра Михайловича об отмене решения Управления Федеральной Миграционной службы РФ по Нижегородской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации, У С Т А Н О В И Л А: Орлик А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС РФ по Нижегородской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что 16 апреля 2010 года УФМС России по Нижегородской области приняло в отношении него решение об отказе в выдаче разрешения на временное проживание в РФ на основании подпункта 14 пункта 1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года №115-ФЗ. Считает данное решение незаконным, поскольку до 27.03.2010года ему было необходимо представить в УФМС России по Нижегородской области документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ Федеральным органом исполнительной власти, а так же сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекции). Ввиду болезни с 10.03.2010года по 25.03.2010года, представить данные сведения смог только 30.03.2010года. Таким образом, на данное время он исполнил все требования закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». К административной ответственности за нарушение миграционного законодательства не привлекался, за пределы РФ не выдворялся, на территории России проживает год, учится на 1-м курсе Академии правосудия. Просил отменить решение УФМС по Нижегородской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. Решением Сормовского районного суда г. Н. Новгорода от 30 июня 2010 года в удовлетворении заявления Орлика А. М. отказано. В кассационной жалобе Орлик А. М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что данное решение вынесено без учета конкретных обстоятельств по делу, а именно суд необоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что он не представил недостающие документы в УФМС в установленный срок по уважительной причине, т.к. с 10.03.2010г. по 25.03.2010г. находился на «больничном». Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям. По делу установлено, что Орлик А. М., **** года рождения, является гражданином республики Украина, прибыл в Российскую Федерацию в январе 2010 года. 27.02.2010 года он обратился с заявлением в УФМС России по Нижегородской области о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ, заявление принято к рассмотрению 27.02.2010 года. В заявлении о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ, Орлик А. М. предупрежден, что в выдаче разрешения на временное проживание ему может быть отказано, либо выданное разрешение может быть аннулировано, в случаях, предусмотренных подпунктами 1-8, 10,11, 13 и 14 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Орлик А.М. обязался в течение 30 дней, т.е. начиная с 27.02.2010 года (и не позднее 28.03.2010г.), представить в УФМС России по Нижегородской области сертификат об отсутствии у него заболеваний, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), а также наркомании и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В установленный срок заявитель данные документы в органы УФМС не представил, а представил только 30.03.2010г. С заявлением о продлении срока в УФМС не обращался. По утверждению заявителя в установленный срок он не смог представить документы, в связи с тем, что с 10.03.2010г. по 25.03.2010г. болел «острым трахеобронхитом», что также подтверждается справкой о нетрудоспособности, имеющейся в материалах дела. Решением УФМС России по Нижегородской области ***** было принято решение об отказе в выдаче разрешения Орлику А.М. на временное проживание на территории Российской Федерации по основаниям п.п.14 п.1 ст.7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» №115-ФЗ. 27.02.2010 года. В соответствии с п.п. 1 п.5 ст.6.1. Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание. В соответствии с п.п.14 п.1 ст.7 Федерального Закона РФ от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона. Исходя из общих принципов права, установление ответственности нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55 часть 3 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охран государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другим правами, признанными нормами Международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 2 статьи 2 Протокола №4 к ней). Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что лежащая на государствах ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает их контролировать въезд в страну и пребывание иностранцев и высылать за пределы страны правонарушителей из их числа, однако подобные решения, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод должны быть оправданы крайней социальной необходимостью соответствовать правомерной цели. Оценивая нарушения тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, именно как административный проступок, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде высылки за пределы Российской Федерации, отказа в выдаче разрешения на временное пребывание, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности. Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1), при этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности и защиты прав и свобод других лиц (пункт 2). С учетом изложенного, органы исполнительной власти и суд, при решении вопроса о временном проживании в Российской Федерации, должны учитывать фактические обстоятельства в каждом конкретном случае. Учитывая, что Орлик А. М. умысла на нарушение действующего законодательства, регулирующего правовое положении иностранных граждан в Российской Федерации не имел, не предоставление в установленный срок (с опозданием на два дня), документов перечисленных в п.п. 1 п.5 ст.6.1. Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» со стороны Орлика А. М. имело место в результате его болезни, что подтверждается справкой о временной нетрудоспособности, которая необоснованно не была применена во внимание судом первой инстанции, к моменту рассмотрения заявления Орлика А. М. в УФМС по Нижегородской области все необходимые документы им были представлены, иных каких либо препятствий к получению у Орлика А. М. разрешения на временное проживание в РФ не имеется, кроме того, он является студентом второго курса Российской академии правосудия, судебная коллегия полагает, что в данном случае решение УФМС России по Нижегородской области об отказе в выдаче Орлику А.М. разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (с учетом причин нарушения законодательства о правовом положении иностранных граждан) не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, закрепленным в Конституции РФ, а поэтому подлежит отмене. При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение Сормовского районного суда г. Н. Новгорода от 30 июня 2010 года, которым отказано в удовлетворении заявления Орлика А. М. об отмене решения Управления Федеральной Миграционной службы РФ по Нижегородской области об отказе в выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации подлежит отмене, а по делу следует принять новое решение, которым заявление Орлика А. М. удовлетворить. Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия - ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сормовского районного суда г. Н. Новгорода от 30 июня 2010 года – отменить. Принять новое решение. Заявление Орлика Александра Михайловича удовлетворить. Решение УФМС России по Нижегородской области об отказе Орлику Александру Михайловичу в выдаче разрешения на временное проживание в РФ – отменить. Председательствующий: Судьи: