Судья – Спирина И.В. Дело № 33-8126/10 14 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Погорелко О.В., судей: Цыпкиной Е.Н., Пятовой Н.Л. при секретаре Жилкине А.М. заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Цыпкиной Е.Н. с участием представителя Администрации г. Н. Новгорода – Аристовой Д.Н. дело по кассационной жалобе представителя Администрации Нижнего Новгорода по доверенности Аристовой Д.Н. на решение Нижегородского районного суда Нижнего Новгорода от 23 марта 2010 года по иску прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нижнего Новгорода, администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки на придомовой территории нежилого дома по ул. <…>, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Нижегородского района г. Нижнего Новгорода обратился в суд с иском к администрации г. Нижнего Новгорода, администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода о возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки на придомовой территории нежилого дома по улице <…>. В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой Нижегородского района проверкой исполнения органами местного самоуправления законодательства об утилизации отходов производства и потребления, установлено наличие на территории <…>, а именно на придомовой территории нежилого дома по ул. <…>, навалов бытового, строительного, крупногабаритного мусора, веток, т.е. несанкционированной свалки. Данный факт подтверждается актом проверки Инспекции административно-технического надзора № <…> от <…> г. В соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации г. Нижнего Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города. Администрации районов в рамках предоставленных им полномочий и в объемах финансирования, осуществляемого администрацией города, принимают участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории соответствующего района. Однако администрацией г. Нижнего Новгорода, администрацией Нижегородского района Нижнего Новгорода меры, в рамках полномочий, предоставленных им действующим законодательством, по ликвидации несанкционированных свалок, скоплений отходов бытового и строительного мусора на территории <…>, а именно на придомовой территории нежилого дома по ул. <…>, не предпринимаются. Не принятие администрацией г. Нижнего Новгорода, администрацией Нижегородского района мер по ликвидации несанкционированных свалок строительного и бытового мусора, свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства об утилизации отходов производства и потребления и законодательства об обеспечении санитарноэпидемиологического благополучия населения. Наличие указанных несанкционированных свалок на территории <…> создает неблагоприятную экологическую обстановку, представляет опасность для здоровья населения и оказывает негативное воздействие на окружающую среду, приводит к ущемлению прав граждан на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания, в связи с чем, прокурор в силу ст. 45 ГПК РФ, а также положений ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с указанными исковыми требованиями. Представитель Администрации г.Нижнего Новгорода по доверенности Аристова Д.Н. исковые требования не признала. Представитель Администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода по доверенности Князева Т.А. иск не признала. Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 23 марта 2010 года постановлено: Исковые требования Прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода удовлетворить. Обязать Администрацию города Нижнего Новгорода принять меры к ликвидации несанкционированной свалки на придомовой территории нежилого дома по улице <…>. В удовлетворении исковых требований прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода к администрации Нижегородского района г. Нижнего Новгорода отказать. В кассационной жалобе представителя Администрации г. Нижнего Новгорода по доверенности Аристовой Д.Н. поставлен вопрос об отмене указанного решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, и возражениях относительно жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами. Из дела следует, что проверкой, проведенной прокуратурой Нижегородского района, установлено наличие на территории <…>, а именно на придомовой территории нежилого дома по ул. <…>, бытового, строительного, крупногабаритного мусора, веток, что представляет собой несанкционированную свалку. Данный факт подтверждается актом проверки Инспекции административно-технического надзора № <…>от <…> г. Судом первой инстанции установлено, что нежилой дом № <…> по улице <…> является муниципальной собственностью. Основываясь на положениях ст.ст. 1, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 2, 21, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 14 ст. 15 Закона РФ № 131 ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», Устава г. Н. Новгорода, суд пришел к правильному выводу об обязании Администрации г. Н. Новгорода к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки на придомовой территории по ул. <…> При этом суд обоснованно исходил из того, что обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации г. Нижнего Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города. Согласно п. 14 ст. 15 Закона РФ № 131 ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относятся: в том числе организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. Поскольку администрации районов города не являются органами местного самоуправления, а входят в структуру администрации г. Н. Новгорода, финансируются в пределах средств, предусмотренных бюджетом города, суд правомерно отказал в удовлетворении требований прокурора, предъявленных к Администрации Нижегородского района. Исходя из вышеуказанных требований закона и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на Администрацию г. Н. Новгорода. Доводы кассационной жалобы о вмешательстве в деятельность органов местного самоуправления являются необоснованными, поскольку заявление прокурора подано в интересах неопределенного круга лиц. Непринятие Администрацией г. Н. Новгорода мер по ликвидации несанкционированной свалки свидетельствует о несоблюдении требований федерального законодательства об утилизации отходов производства и потребления и об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и нарушает права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, безопасные условия проживания. Остальные доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств, имеющихся в материалах дела, что в силу закона не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется. Вместе с тем, судебная коллегия полагает возможным установить срок устранения нарушения. Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав неопределенного круга лиц, судебная коллегия полагает возможным установить срок для принятия мер по ликвидации свалки в течение одного месяца. На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 23 марта 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Уточнить резолютивную часть решения суда, дополнив абзац второй фразой «в течение одного месяца». Председательствующий: Погорелко О.В. Судьи: Цыпкина Е.Н. и Пятова Н.Л.