об исчеслении стажа и назначении пенсии



Судья Казакова М.М.

Дело № 33-8043

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Серова В.А.,

судей: Кондаковой Т.А., Курепчиковой О.С.,

при секретаре: Труновой Д.А.,

с участием Кандриной О.В., по доверенности Михай

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Кондаковой Т.А.,

дело по кассационной жалобе Кандриной О.В. на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 14 июля 2010 по делу по иску Кандриной О.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску об исчислении стажа и назначении пенсии,

установила:

Кандрина О.В. обратилась с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и обязании назначить досрочную трудовую пенсию. В обоснование иска истица указывала, что ответчик необоснованно не включил в ее педагогический стаж периоды нахождения в учебных отпусках (в общей сложности 5 месяцев 17 дней), периоды работы в должности руководителя кружка с 01.09.1984 г. по 31.12.1984 г. и с 01.09.1987 г. по 01.11.1987 г., ссылаясь на то, что Правилами исчисления стажа они не предусмотрены, а также период работы в должности преподавателя с 01.01.2001 г. по 08.07.2009 г., по тем причинам, что на 01.01.2001 г. ее педагогический стаж менее 16 лет 8 месяцев.

Истица просила обязать ответчика включить в ее специальный стаж указанные периоды и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 08.07.2009 года.

В суде первой инстанции истица заявленные требования поддержала, пояснила, что с 08.07.2009 г. продолжает работу в должности преподавателя, считает, что право на пенсию у нее возникло с 08.07.2009 г., работая в должности руководителя кружка, она фактически выполняла обязанности преподавателя музыки, работала с детьми аккомпаниатором на фортепиано. КЗоТ РСФСР, действующий на время ее учебы в высшем учебном заведении, предусматривал включение учебных отпусков в специальный стаж для назначения пенсии.

Представитель ответчика иск не признала по причинам, указанным в решении комиссии. В суде первой инстанции пояснила, что у истицы по состоянию на 08.07.2009 г. педагогический стаж составляет 15 лет 2 месяца 24 дня и ей обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Также уточнила, что в педагогический стаж истицы не включен период с 01.09.1986 г. по 01.11.1987 г. в должности аккомпаниатора, в письме и решении комиссии этот период ошибочно указан с 01.09.1987 г.

Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 14 июля 2010 года постановлено: исковые требования Кандриной О.В. удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по г. Дзержинску включить в педагогический стаж Кандриной О.В., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды нахождения ее в учебных отпусках с 08.01.1988 г. по 06.02.1988 г., с 01.06.1988 г. по 30.06.1988 г., с 03.04.1990 г. по 24.04.1990 г., в остальной части исковых требований Кандриной О.В. отказать.

В кассационной жалобе Кандрина О.В. просит отменить решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 14 июля 2010 года, дело направить на новое рассмотрение в ином составе. В обоснование жалобы указывает, что решение ответчика об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии является незаконным и противоречит ст. 80 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и нормативным актам, регламентирующим досрочное пенсионное обеспечение для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, а именно Постановлению Совета Министров СССР от 21.04.1949 г. № 1577 (в ред. Постановления Совмина СССР от 06.11.1986 г.№1326), Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067.

Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле при рассмотрении кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 вышеназванного Закона (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ).

29.10.2002 г. Постановлением Правительства РФ № 781 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 449) были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в соответствие с п.п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Список) и Правила исчисления периодов работы при назначении такой пенсии (далее – Правилами).

Суд согласно записям в трудовых книжках и представленным истицей документам установил, что Кандрина О.В. работала:

- с 16.09.1983 г. по 01.06.1984 г.- преподавателем музыкальной школы № 3;

- с 01.09.1984 г. по 01.06.1985 г. – руководителем кружка в ДК им. Луначарского;

- с 01.01.1985 г. по 01.07.1985 г. – преподавателем музыкальной школы № 3;

- с 02.07.1985 г. по 27.08.1985 г. - музыкальным руководителем яслей сада № 10;

- с 28.08.1985 г. по 29.08.1986 г. - музыкальным работником яслей сада № 10;

- с 01.09.1986 г. по 01.11.1987 г. – аккомпаниатором во Дворце пионеров;

- с 01.11.1987 г. по настоящее время преподавателем в Детской школе искусств № 5.

Работа в учреждениях дополнительного образования детей засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка.

Поскольку и в вышеуказанном Списке, и в действовавших в спорные периоды правовых актах, дающих право на начисление досрочной трудовой пенсии, отсутствовали такие наименования должностей, как руководитель кружка, аккомпаниатор, суд пришел к правильному выводу об обоснованном исключении из специального стажа периодов работы Кандриной О.В. на данных должностях.

Пунктом 12 Правил установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Таким образом, в пункте 12 Правил определены условия, при которых работа в должности педагога в учреждениях дополнительного образования детей включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. В нем воспроизведены критерии, позволявшие засчитывать данную работу в выслугу лет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067». Этим Постановлением должность педагога дополнительного образования была исключена из категории должностей, работа в которых зачитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Одновременно была установлена специальная гарантия для граждан, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, что обеспечивало необходимую стабильность в правовом регулировании, создавало возможность для граждан адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Исходя из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П и воспроизведенной в определении от 16 ноября 2006 года № 512-О, само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению, сопровождающееся установлением указанной специальной гарантии, не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.

Пункт 12 Правил позволяет засчитывать в специальный стаж работу после 1 января 2001 года в должностях педагога в учреждениях дополнительного образования детей на тех же условиях, на которых ранее данная работа включалась в выслугу лет. Таким образом сохраняется специальная гарантия, установленная в 2001 году при исключении должности педагога дополнительного образования детей из категории должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Поскольку педагогический стаж истицы по состоянию на 01.01.2001 г. составил 15 лет 5 месяцев 16 дней, то есть менее установленного законом, ответчик обоснованно исключил из ее стажа период работы после 01.01.2001г. и отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истицы в данной части.

Ссылка кассатора на Постановление Совета Министров СССР от 21.04.1949 г. № 1577 (в ред. Постановления Совмина СССР от 06.11.1986 г. № 1326) «Об отпусках работникам научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительских учреждений» необоснованна. Данным Постановлением установлена продолжительность основных отпусков работникам научно-исследовательских, учебных и культурно-просветительных учреждений и какого-либо смысла о приобретении права руководителя кружка на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности указанное Постановление не содержит.

Доводы кассационной жалобы решение ГУ УПФ РФ по г. Дзержинску об отказе в назначении истцу досрочной трудовой пенсии является незаконным и противоречит ст. 80 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и нормативным актам, регламентирующим досрочное пенсионное обеспечение для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, а именно Постановлению Совета Министров СССР от 21.04.1949 г. № 1577 (в ред. Постановления Совмина СССР от 06.11.1986 г.№1326), Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 также являются несостоятельными.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, действовавшим в спорные периоды осуществления истицей своей педагогической деятельности, был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги при назначении такой пенсии.

В перечисленных Списках также отсутствуют должности – руководитель кружка и аккомпаниатор.

Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 № 1397, предусматривало назначение пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по Перечню учреждений, в котором спорные должности тоже не поименованы.

Довод кассационной жалобы о том, работа Кандриной О.В. в должностях руководителя кружка, аккомпаниатора, концертмейстера всегда включала в себя образовательно-воспитательную деятельность с детьми младшего и среднего возраста удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 14 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кандриной О.В. – без удовлетворения, указав в резолютивной части решения о включении в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период нахождения в ученическом отпуске с 03.03.1990 года по 24.05.1990 года.

Председательствующий

Судьи -