о взыскании денежных средств



Судья: Баженова Т.П. Дело № 33-8551

 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

           28 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего:   Погорелко О.В. и судей: Цыпкиной Е.Н., Пятовой Н.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пятовой Н.Л.,

при секретаре: Лебедеве Д.Н.,

дело по кассационной жалобе министра здравоохранения Нижегородской области Карцевского А.В.

с участием Потаповой А.М. и представителя министерства здравоохранения Нижегородской области – по доверенности Хлапова О.И.

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 марта 2010 года по иску Потаповой А.М. к ГУ НРО ФСС РФ и  Министерству здравоохранения Нижегородской области о взыскании денежных средств

У С Т А Н О В И Л А:

          Истица обратилась в суд с настоящим иском к ответчикам, указывая, что 15.12.2008г. на консультацию в ГИТО ей рекомендовали срочно прооперировать левый коленный сустав. При этом объяснили, что эту операцию можно сделать бесплатно в порядке очереди в течение 2-3 лет. Но, так как она не могла ждать, то приобрела эндопротез коленного сустава стоимостью «…» рублей 24.12.2008г., и на 17.03.2009г. ей была назначена операция. До операции в Выксунской ЦРБ ей посоветовали оформить реабилитационную карту, поскольку как инвалиду 2 группы возможна компенсация денежных средств. Она оформила эту карту. 26.03.2009г. её прооперировали. Она обращалась за возмещением денежных средств, затраченных на производство операции, однако в  возмещении денежных средств ей отказано. Истица просила суд признать незаконным отказ ГУ НРО ФСС РФ в выплате ей компенсации за приобретенный эндопротез коленного сустава, взыскать с ГУ НРО ФСС РФ в ее пользу компенсацию за приобретенный эндопротез в размере «…» рублей.

Представитель ГУ НРО ФСС ПФ  - по доверенности Паутов А.И. пояснил Учреждение является ненадлежащим ответчиком, поскольку средства, выделяемые ГУ НРО ФСС РФ из федерального бюджета для обеспечения протезно-ортопедическими изделиями обратившихся граждан льготной категории, являются федеральной собственностью. Эндопротезирование суставов относится к высокотехнологичной помощи и выполняется в счет выделенных Министерству здравоохранения НО федеральных квот. Кроме того, расходы на приобретение эндопротеза Потаповой А.М. произведены ранее, чем это ей было рекомендовано программой реабилитации инвалида.

Представитель Министерства здравоохранения НО – по доверенности Мыленков Д.С. исковые требования не признал.

Решением суда от 26 марта 2010 года постановлено взыскать с Министерства Здравоохранения Нижегородской области в пользу Потаповой Антонины Михайловны «…»рублей, госпошлину в доход государства в размере 3 200 руб.

В иске к ГУ НРО ФСС РФ отказано.

В кассационной жалобе министра здравоохранения Нижегородской области Карцевского А.В. поставлен вопрос об отмене решения, поскольку судом были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права при разрешении заявленных истцом требований. А именно, указано, что эндопротезирование выполнялось в 2009 году в счёт выделенных Нижегородской области федеральных квот в рамках приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2008 г. № 786н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи за счёт ассигнований федерального бюджета». В связи с высокой потребностью жителей области в выполнении эндопротезирования коленных суставов, существует очередь на выполнение данного вида медицинской помощи на бюджетной основе. По вопросу выполнения эндопротезирования левого коленного сустава Потапова А.М. в Министерство не обращалась. Согласно информации, полученной от директора ННИИТО профессора А.В. Воробьёва, Потапова А.М. была на консультативном приёме 15.12.2008 г. и была информирована о возможности выполнения операции на бюджетной основе в счёт федеральных квот, но приобрела необходимый эндопротез по собственной инициативе, не дожидаясь бюджетной очереди. Как инвалид II группы Потапова А.М. имеет право на возмещение денежных средств, затраченных на приобретение технических средств реабилитации инвалида, к которым относится и эндопротез коленного сустава, за счёт средств Фонда социального страхования РФ. Однако данный вид медицинской помощи в 2009 году из областного бюджета не финансировался. Кроме того, в соответствии со ст.11.1 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» финансирование расходных средств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и ФСС РФ. Таким образом, если выделенная квота не покрыла расходы инвалида в полном объеме, бюджетные средства могут быть выделены для возмещения инвалиду таких расходов за счет другого источника бюджетных средств, т.е. за счет средств Фонда.

          Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

          В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.

          На основании ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

          Согласно п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 19.12.2003г. № 23 «О судебном решении»  решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

          При рассмотрении настоящего дела допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые заключаются в следующем.

Как усматривается из материалов дела, Потапова А.М. является инвалидом 2 группы л.д.4). 

Согласно справки ННИИТО от 15 декабря 2008 года № 8229 Потапова А.М. была на консультативном приёме -  ей поставлен диагноз«…», в связи с чем, показано тотальное эндопротезирование коленных суставов, поставлена на очередь л.д.10, 12).

 24.12.2008г. для проведения операции Потапова А.М. приобрела за свой счет за «…»руб. эндопротез коленного сустава л.д.11). 

Индивидуальной программой реабилитации Потаповой А.М. от 29 января 2009 года было рекомендовано эндопротезирование коленного сустава л.д.13-16), операция по эндопротезированию коленного сустава была проведена в ННИИТО 26 марта 2009 года.

Разрешая заявленные по настоящему делу требования, суд пришел к выводу о том, что ГУ НРО Фонд социального страхования РФ является ненадлежащим ответчиком по данному иску, поскольку не наделен законодателем полномочиями по обеспечению граждан-инвалидов иными реабилитационными мерами, рекомендованными индивидуальной программой реабилитации инвалида и по их финансированию, к которым отнес протезирование, квалифицировав его как медицинскую реабилитацию.

С учетом изложенного, исходя из приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2008 г. N 786н «О порядке формирования и утверждении государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ за счет ассигнования Федерального бюджета» и приложения  № 2 к  нему, где указано медицинское учреждение, участвующее в выполнении государственного задания на оказание в 2009 году высокотехнологичной медицинской помощи - Федеральное государственное учреждение «Нижегородский научно-исследовательский институт травматологии и  ортопедии», суд первой инстанции дал суждение о том, что оказанная Потаповой А.М. в марте 2009 года за счет ее личных средств указанным учреждением медицинская помощь по эндопротезированию коленного сустава, относящаяся к высокотехнологичной медицинской помощи, должна быть компенсирована за счет средств федерального бюджета именно путем взыскания с Министерства здравоохранения Нижегородской области.

Судебная коллегия не может согласиться с изложенным по следующим основаниям.

В силу ст. 10 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»  инвалидам гарантируется за счет средств федерального бюджета проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, который утверждается Правительством Российской Федерации.

В ст.11 указанного ФЗ предусмотрено, что индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, в котором указаны такие реабилитационные меры как -  технические средства реабилитации, реабилитационные услуги, а также реабилитационные мероприятия (восстановительная терапия, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, обеспечение профессиональной ориентации инвалидов), которые не отнесены ни к техническим средствам реабилитации, ни к реабилитационным услугам.

          Во исполнение ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановлением правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240
утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, которые определяют порядок обеспечения, в том числе, лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), техническими средствами реабилитации, предусмотренными федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р.

Правилами предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п.2).

 Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется, в том числе, и путем выплаты компенсации расходов на мероприятия в  случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана.

В п.4 Правил предусмотрено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).

В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы (п.7).

Российская Федерация, установив федеральными законами льготы по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, приняла, тем самым, обязанность полного возмещения расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.

Фонд социального страхования РФ наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов, санаторно-курортным лечением (ч.1 ст.6.2, ч.5 ст.6.3 ФЗ РФ «О государственной социальной помощи», раздел Ш Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328), а также техническими средствами реабилитации (ст.11.1 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветераном протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240). На указанные цели Фонду социального страхования РФ выделяются средства из федерального бюджета.

Таким образом, определение суда первой инстанции ГУ НРО ФСС РФ ненадлежащим ответчиком по настоящему делу является необоснованным, поскольку данный вывод сделан при неправильном толковании норм материального права.

          Суд кассационной инстанции, полагая необходимым отменить решение суда в силу указанных выше нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой инстанции, считает возможным принять по данному делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены на основании имеющихся доказательств (абз.4 ст.361 ГПК РФ).

          По мнению судебной коллегии, отказ ГУ НРО ФСС РФ от 16 декабря 2009 года в компенсации Потаповой А.М. денежных средств, затраченных на приобретение эндопротеза коленного сустава, нуждаемость в котором была подтверждена в индивидуальной программе реабилитации истицы как инвалида 2 группы, является незаконным, поскольку указанная обязанность возникает у Фонда как учреждения, уполномоченного законодателем на проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

          При этом, факт приобретения эндорпротеза до указания нуждаемости в нем в указанной выше индивидуальной программе, не влияет на право Потатовой А.М. на получение соответствующей компенсации в порядке ст.11 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», поскольку операция по установке эндопротеза была осуществлена после ее рекомендации истице ФГУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области.

          Таким образом, исковые требования Потаповой А.М. подлежат удовлетворению путем взыскания компенсации именно с ГУ НРО ФСС РФ, а в удовлетворении иска к Министерству здравоохранения Нижегородской области должно быть отказано.

          В порядке ч.1 ст.103 ГПК РФ судебная коллегия разрешает вопрос о взыскании судебных расходов.

            Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

          Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 26 марта 2010 года отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым признать отказ ГУ НРО ФСС РФ от 16 декабря 2009 года в выплате Потаповой А.М. компенсации в счет стоимости технического средства реабилитации незаконным и взыскать с ГУ НРО ФСС РФ в пользу Потаповой А.М. компенсацию в размере «…»руб., в доход государства государственную пошлину в размере 3 200 руб.

          В удовлетворении иска Потаповой А.М. к Министерству здравоохранения Нижегородской области о взыскании денежных средств отказать.

          Председательствующий:

          Судьи: