Елизарова Н.А. к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе о назначении пенсии



Судья Байкова О.В. Дело № 33-8013

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород от 14 сентября 2010 года                                     

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе

председательствующего судьи Паршиной Т.В.,

судей Гориной Л.Н., Старковой А.В.,

при секретаре Поваровой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело

по кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Нижнего Новгорода

на решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 31 мая 2010 года по делу по иску Елизаровой Надежды Александровны к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Нижнего Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии, компенсации морального вреда,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Старковой А.В., выслушав объяснения Елизарова А.Е., представляющего интересы Елизаровой Н.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

У С Т А Н О В И Л А:

        

         Елизарова Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода о назначении досрочной трудовой пенсии, компенсации морального вреда. В обоснование требований указала на то, что в сентябре 2009 года обратилась в ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда.

Указывает, что на момент достижения 51 года (на 19 сентября 2009 года), она имела общий трудовой стаж не менее 20 лет и специальный стаж 9 лет 4 месяца, связанный с выполнением постоянно в течение полного рабочего дня работы с вредными и тяжелыми условиями труда. Работала на должности специалиста, постоянно занятого на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 МК радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях, что предусмотрено Спискам №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда.

         Однако решением № 38 от 24 сентября 2009 года в назначении пенсии ей было отказано.

С указанным решением истица не согласна, просит признать незаконным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода в назначении Елизаровой Н.А. досрочной трудовой пенсии по старости, обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода зачесть Елизаровой Н.А. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости период работы с 24 сентября 1976 года по 29 января 1986 года в лаборатории №30 Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических смол, обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода назначить Елизаровой Н.А. досрочную трудовую пенсию с 19 сентября 2009 года.

        В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ Елизарова Н.А. требования дополнила, просила взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.

         В отзыве на исковое представитель ответчика указал, что из специального стажа Елизаровой Н.А. был исключен период работы в должности лаборанта, старшего лаборанта, инженера лаборатории № 30 Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических смол с 24 сентября 1976 года по 17 мая 1985 года, поскольку занятость на работах с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте не менее 0,1 МК радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ не доказана представленными документами. В связи с этим указанный период работы не подлежит включению в специальный трудовой стаж Елизаровой Н.А.

         В судебном заседании Елизарова Н.А. и ее представитель по доверенности Елизаров А.Е. требования поддержали.

Представитель ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода по доверенности Фадеева Е.А. иск не признала.

Решением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 31 мая 2010 года признан незаконным отказ Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода в назначении Елизаровой Н.А. досрочной трудовой пенсии по старости.

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода обязано зачесть Елизаровой Н.А. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с 24.09.1976года по 29.01.1986года в лаборатории №30 Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических смол.

Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Нижнего Новгорода обязано назначить Елизаровой Н.А. досрочную трудовую пенсию с 19 сентября 2009года.

В остальной части иска Елизаровой Н.А. отказано.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Н. Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения, которым в удовлетворении исковых требований Елизаровой Н.А. отказать. Считает решение суда незаконным, принятым с нарушением норм материального права. Указано на применение судом первой инстанции закона, не подлежащего применению, и неправильное толкование норм права.

Законность и обоснованность решения первой инстанции проверена судебной коллегией по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.

При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173 –ФЗ от 17.12.2001г. применяются Списки № 1 и № 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10. Для периодов работы до 01.01.1992г. могут применяться Списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173.

В соответствии с п.4 постановления Правительства от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянное в течение полного рабочего дня.

Согласно подразделу 2 раздела ХХХ11 « Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений и бериллием», утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие, руководители и специалисты, постоянно занятые на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях. При этом указанные работы могут выполняться как на предприятиях, так и в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских и опытно-конструкторских организациях.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Елизарова Н.А. 24 сентября 1976 года назначена на должность лаборанта в лаборатории № 30 ВНИИ синтетических смол, 01 августа 1979 года назначена на должность стершего лаборанта с высшим образованием, 19 августа 1983 года - на должность инженера лаборатории № 30, 29 января 1986 года уволена в связи с переездом к месту службы мужа в другую местность.

Согласно материалам дела в указанный период в лаборатории № 30 проводились исследования с использованием рентгеновских установок УРС-50ИМ, ДРОН-I, КРМ-I, ДРОН-УМI л.д. 26).

Согласно инвентарной ведомости эксплуатации рентгеновских установок за время функционирования лаборатории структурных исследований полимерных материалов приведенная активность рентгеновского аппарата УРС-50ИМ составляет 1,4 мкюри радия 226, приведенная активность рентгеновского аппарата ДРОН-I составляет 0,36 мкюри радия 226, аппарата КРМ-7 – 3,6 мкюри радия 226, ДРОН-УМ7 – 0,144 мкюри радия 226 л.д. 26).

Кроме того в материалы дела представлена карта условий труда на рабочем месте, согласно которой рентгеновское излучение в лаборатории структурных исследований полимерных материалов № 30 на рабочем месте научного сотрудника-рентгенолога составляет 0,4 мкр/сек л.д. 73).

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Из материалов дела усматривается, что в ОАО «Полимерсинтез», в которое преобразован ВНИИ синтетических смол, отсутствуют должностные инструкции лаборанта и инженера лаборатории № 30, журналы дозиметрического контроля, журналы и табели учета рабочего времени, санитарные паспорта лаборатории № 30, рабочие журналы за 1976 – 1986 г.г., карты условий труда и протоколы заседаний аттестационной комиссии по аттестации рабочих мест лаборанта, старшего лаборанта и инженера лаборатории № 30 за 1991 – 1993 г.г. л.д. 86).

Таким образом, первичные документы, подтверждающие характер работы истицы в спорный период, не сохранились. Однако отсутствие у работодателя соответствующих доказательств не может быть основанием для ущемления прав работника, имеющего право на досрочное назначение пенсии по старости.

Более того, материалами дела подтверждается, что в лаборатории № 30, где находилось рабочее место истицы, эксплуатировались рентгеновские аппараты, уровень излучения которых превышал установленную норму, равную 0,1 милликюри радия 226. При этом протокол измерений мощности дозы от 07 июня 1990 года, согласно которому мощность дозы рентгеновского излучения не превышает предельно допустимых значений в соответствии с НРБ-71/87 и ОСП-72/87 л.д. 75), не может быть принят в качестве допустимого доказательства, поскольку обследование, на основании которого он составлен, проводилось в 1990 году, после увольнения Елизаровой Н.А.

При таких обстоятельствах факт занятости истицы на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ подтверждается материалами дела, а вывод суда о включении спорного периода в специальный трудовой стаж является законным и обоснованным.

С учетом указанного доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 31 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. 

   

Председательствующий:                               Паршина Т.В.

Судьи:                                                      Горина Л.Н., Старкова А.В.