о признании права на досрочное назначение пенсии



Судья Дуцева Н.Е. Дело №33-8501/2010 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 сентября 2010 года коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Железновой Н.Д. судей Щербакова М.В. и Башаркиной Н.Н., при секретаре Нуждине В.Н., заслушала в открытом судебном заседании по докладу Железновой Н.Д.

дело по кассационной жалобе Управления пенсионного фонда РФ В Автозаводском районе г. Н. Новгорода

с участием истицы Клещевниковой О.А.

на решение Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 28 июня 2010 года

по делу по иску Клещевниковой Ольги Алексеевны к Управлению пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

у с т а н о в и л а:

Клещевникова О.А. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что с 1980 года она осуществляет деятельность по охране здоровья населения в должности медицинской сестры. По достижению необходимого трудового стажа она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, однако, решением комиссии по реализации пенсионных прав в назначении пенсии ей было отказано.

Истица просила признать незаконным отказ ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж периоды работы с 15.07.1982г. по 05.01.1987г. в должности анестезиологической медсестры в операционной Нижегородского онкологического диспансера в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 6 мес.; с 01.10.1993г. по 02.02.2010г. в должности медицинской сестры массажного кабинета МДОУ Детский сад    № 17 в календарном исчислении; признать за ней право на досрочное назначение пенсии и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 02.02.2010г.

Решением Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 11 февраля 2010 года исковые требования Клещевниковой О.А. были удовлетворены.

Отказ государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода в назначении Клещевниковой О.А. досрочной трудовой пенсии по старости признан незаконным.

ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода обязано включить в медицинский стаж Клещевниковой О.А.

периоды работы: с 15.07.1982г. по 05.01.1987г. в должности анестезиологической медсестры в операционной Нижегородского онкологического диспансера в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год 6 мес.; с 01.10.1993г. по 02.02.2010г. в должности медицинской сестры массажного кабинета МДОУ Детского сада № 17, в календарном исчислении.

За Клещевниковой О.А. признано право на досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 02.02.2010 года.

ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода обязано назначить Клещевниковой О.А. трудовую пенсию по старости досрочно, начиная с 02.02.2010 года.

В кассационной жалобе представитель ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г. Н.Новгорода просит отменить решение суда как незаконное, указывая на то, что суд необоснованно включил в медицинский стаж период работы истицы с 01.10.1993г. по 02.02.2010г. в должности медицинской сестры массажного кабинета МДОУ Детского сада № 17.

В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, поэтому судебная коллегия в силу ст.347 ГПК РФ проверила законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения истицы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения, так как оно вынесено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Из дела видно, что Клещевникова О.А. с 1980 года осуществляет деятельность по охране здоровья населения в должности медицинской сестры в различных медицинских и образовательных учреждениях, в том числе с 01 октября 1993 года и по настоящее время в должности массажной медицинской сестры в Детском саду №17 л.д.15-18). По достижению необходимого трудового стажа истица обратилась в пенсионный фонд с заявлением о назначении трудовой пенсии, однако, решением №НН 8167 от 30.03.2010 года в назначении трудовой пенсии ей было отказано л.д.9-10).

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, работа в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях – садах включается с медицинский стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

Вместе с тем, указанное постановление утратило свою силу после вступления в действие постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, а в дальнейшем постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1066 и постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, согласно которых, право на исчисление медицинского стажа имеет средний медицинский персонал лечебно – профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений. Детский сад, в котором работала истица с 1993 года, к учреждениям здравоохранения не относятся.

В связи с изложенным, следует согласиться с доводами кассационной жалобы ответчика о том, что после утраты силы постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, детские сады действительно к учреждениям здравоохранения не относятся.     

Между тем, анализ действовавшего и действующего пенсионного законодательства, тщательное выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора сторон, а также наличие представленных истицей доказательств, позволил суду сделать правильный вывод о том, что работа в спорный период в должности массажной медицинской сестры в Детском саду №17 подлежит включению в специальный медицинский стаж, поскольку весь спорный период работы истица осуществляла деятельность по охране здоровья населения (воспитанников детского сада).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Таким образом, период работы истицы в должности массажной медсестры в спорные периоды в детском саду подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Кроме того, как видно из дела, Клещевникова О.А., имея медицинское образование и пройдя курс обучения лечебного массажа л.д.19,23,24), осуществляла деятельность по охране и укрепления здоровья детей в медицинском пункте (кабинете), расположенном в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №17 л.д.54-55). Клещевникова О.А. периодически повышала свою квалификацию именно в медицинской области (медицинский массаж) л.д.20-21,22,25,26).

Согласно п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 – в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими правилами, работа в должности медицинской сестры, старшей медицинской сестры в санитарно-контрольных пунктах, врачебных здравпунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).

Следует также отметить, что согласно лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития л.д.56-57) видно, что Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №17, где работала истица, имеет право осуществлять доврачебную медицинскую помощь по: сестринскому делу в педиатрии, лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу. Кроме того, согласно Уставу детского сада №17 л.д.29-35) основными задачами учреждения являются охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья детей и др.

По вышеизложенным мотивам не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы ответчика о том, что суд необоснованно включил в медицинский стаж периоды работы в качестве массажной медицинской сестры в детском саду №17, тем более, что все они судом первой инстанции были учтены и им дана надлежащая правовая оценка. Ссылок на какие-либо новые факты или обстоятельства, которые судом первой инстанции остались бы без внимания, в кассационной жалобе не содержатся.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.

Нормы материального права при рассмотрении настоящего дела судом применены правильно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

 Решение Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 28 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: