Павловский городской прокурор к Администрации Павловского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов



Судья – Минеева И.А. Дело № 33-8466/2010

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 сентября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

в составе председательствующего ПогорелкоО.В.,

судей: Цыпкиной Е.Н., Пятовой Н.Л.

при секретаре Жилкине А.М.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Цыпкиной Е.Н.

с участием представителя администрации Павловского района Нижегородской области Киселевой И.В.

дело по кассационному представлению старшего помощника Павловского городского прокурора – Ягодиной Ж.Е.

на решение Павловского городского суда Нижегородской области от12августа2010года

по иску Павловского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Павловского муниципального района об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,

У С Т А Н О В И Л А:

Павловский городской прокурор обратился в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Павловского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования.

В ходе проверки установлено, что здание, в котором расположена адми­нистрация Павловского района, по адресу: <…>, является муниципальной собственностью Павловского муниципального района.

Согласно ст. 15 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», органы местного самоуправления и органи­зации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации, включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации.

К объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные орга­низации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые ус­луги.

В связи с этим должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в зданиях и поме­щениях учреждений культуры, включая пандусы, специальные лифты.

Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», необходимо обеспечивать в обязательном порядке, как при строительстве новых уч­реждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капи­тальному ремонту существующих учреждений.

В соответствии с данными нормативными актами Госстроем РФ совместно с Минтрудом России разработана нормативная и методическая докумен­тация, предназначенная для обеспечения организации и проведения в
городах и других населенных пунктах Российской Федерации мероприятий по реализации положения Федерального закона «О социальной защите
инвалидов Российской Федерации» в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В нарушение требований закона установлено, что в помещении указанного здания условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребно­стей, в частности, беспрепятственного доступа в здание администрации, не созданы. В здании администрации не имеется пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Данное нарушение законода­тельства в свою очередь, посягает на право инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры, на социальную реабили­тацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реали­зации своих прав.

Подача прокурором заявления в суд является способом защиты прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор просил суд возложить на администрацию Павловского муниципального района обязанность по выполнению строительных работ по устройству пандуса – средства для обеспечения доступ­ности маломобильных групп населения при входе в здание администрации Павловского района и поручней на наружной лестнице.

Представитель ответчика Администрации Павловского муниципального района по доверенности Киселева И.В. иск прокурора не признала.

Решением Павловского городского суда Нижегородской области от 12августа2010года исковые требования Павловского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц оставлены без удовлетворения.

В кассационном представлении старшего помощника Павловского городского прокурора – Ягодиной Ж.Е. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, постановленного с на­рушением норм ма­териального права.

В силу п.1 ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относи­тельно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, вы­слушав объяснения представителя администрации Павловского района Нижегородской области – Киселевой И.В. судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.

Однако данная позиция суда основана на неправильном установлении юридически значимых обстоятельств по делу, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Из материалов гражданского дела следует, что в ходе проверки соблюдения законодательства об обеспечении прав маломобильных групп населения на доступность мест общего пользования, проведенной прокуратурой Павлов­ского района, установлено, что в здании, в котором расположена администра­ция Павловского района, по адресу: <…>, условия инвалидам для удовлетворения минимальных по­требностей, в частности, беспрепятственного доступа в здание администрации, не созданы. В здании администрации не имеется пандуса, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Отказывая Павловскому городскому прокурору в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции основывался на техническом заклю­чении, составленном Комитетом архитектуры и градо­строительства Админист­рации Павловского муниципального района Нижего­родской области № 325 от 12.08.2010г., согласно которому, устройство пандусов в здании админи­страции Павловского муниципального района технически невозможно, по­скольку в со­ответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооруже­ний для маломобильных групп населения» при существующей вы­соте крыльца 1,2 м уклон лестничного марша составляет 37,5 %, а допусти­мый уклон при устройстве пандусов не должен превышать 5%.

Делая вывод о невозможности установления пандусов, суд не учел положения действующего законодательства и требования СНиП 35-01-2001.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и орга­низации независимо от организационно-правовых форм создают условия инва­лидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводни­ков) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооруже­ниям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и дру­гим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодо­рожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средст­вами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирую­щих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транс­портных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и соци­альной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на прове­дение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муници­пальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещен­ных законодательством Российской Федерации

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспо­собить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 8 Закона Нижегородской области от 05 марта 2009 года №21-З «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» контроль за выполнением требований законодательства в области обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных граж­дан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур при разработке документации и на всех стадиях проектирования, строительства но­вых, реконструкции, капитального ремонта и переоборудования действующих помещений, зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, благоустрой­ства территорий наряду с иными уполномоченными органами осуществляется должностными лицами органов социальной защиты населения, должностными лицами органа исполнительной власти Нижегородской области, уполномочен­ного на осуществление государственного строительного надзора, а также орга­нами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в пределах их компетенции.

В соответствии с п. 1.4 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и соору­жений для маломобильных групп населения» проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посе­щения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения, а также мест проживания, обслуживания и при­ложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать обо­рудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятель­ности.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 05 марта 2009 года №21-З «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан относятся административные здания и сооружения.

Согласно п. 3. 29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и соору­жений для маломобильных групп населения» максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.

Из представленного Администрацией Павловского района заключения № 325 от 12.08.2010г. следует, что невозможность установления пандусов объясняется крутым подъемом лестничного марша. Иные варианты установления пандусов, предусмотренные СНиП 35-01-2001, в заключении не рассмотрены.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из вышеуказанных требований закона, бремя доказывания невозможности установления пандусов лежит на Администрации Павловского района.

Однако доказательств невозможности установления пандусов по иным вариантам, в том числе предусмотренным СНиП 35-01-2001, Администрацией Павловского района не представлено.

С учетом приведенных мотивов решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, и в силу ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене.

Судебная коллегия на основании представленных суду доказательств полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести по делу новое решение, которым исковые требования прокурора удовлетворить в части обязания Администрации Павловского района принять меры к обеспечению доступности маломобильных групп населения при входе в здание администрации Павловского района.

Что касается требований прокурора об установлении срока принятия мер к установке пандусов до 01.08.2011 г., то судебная коллегия отказывает в их удовлетворении, поскольку согласно ст. 6 Закона Нижегородской области
от 05 марта 2009 года № 21-З «О безбарьерной среде для маломобильных граж­дан на территории Нижегородской области» создание условий маломобильным гражданам для беспрепятственного доступа к объектам инже­нерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в преде­лах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в областном бюджете и местных бюджетах.

На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПКРФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Павловского городского суда Нижегородской области от12августа2010года отменить, и вынести новое решение, которым исковые требования Павловского городского прокурора удовлетворить частично: Обязать Администрацию Павловского муниципального района принять меры к обеспечению доступности маломобильных групп населения при входе в здание администрации Павловского района путем установления пандусов и устройства поручней.

В остальной части исковых требований Павловского городского прокурора отказать.

Председательствующий:

Судьи: