23 сентября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи В.В.Самарцевой судей Колесниковой Н.Т. и Кручинина М.А.. при секретаре Антоновой Е.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи областного суда Самарцевой В.В. с участием представителя Зотина Г.М. по доверенности Жуковой О.М., представителя ОИК №14 по доверенности Захарова О.Ю., прокурора Котеевой М.Г. по кассационной жалобе Зотина Геннадия Марковича на решение Московского районного суда г.Нижнего Новгорода от 14.09.2010 года по заявлению Зотина Геннадия Марковича о признании достоверными подписей избирателей, признании незаконными действий комиссии, признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода от 3 сентября 2010 года № 15 об отказе в регистрации Зотину Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14, обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода зарегистрировать Зотина Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14, УСТАНОВИЛА: Зотин Г.М. обратился в Московский районный суд г.Нижнего Новгорода с заявлением о признании достоверными подписей избирателей, признании незаконными действий комиссии, признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода от 3 сентября 2010 года № 15 об отказе в регистрации Зотину Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14, об обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода зарегистрировать Зотина Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14. Свое заявление Зотин Г.М. мотивировал тем, что решением городской Думы г. Нижнего Новгорода назначены выборы депутатов городской Думы г. Нижнего Новгорода пятого созыва на 10.10.2010 года. 06.08.2010 года он подал в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов городской Думы г. Н. Новгорода пятого созыва заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения, представив все необходимые документы. 25 августа 2010г. представил в окружную избирательную комиссию №14 документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата, в том числе и подписные листы с подписями избирателей в поддержку своего выдвижения. Постановлением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов городской Думы г. Нижнего Новгорода от 03.09.2010 г. №15 ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода пятого созыва в связи с недостаточностью количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. По мнению Зотина Г.М., отказ в регистрации его кандидатом является незаконным поскольку все представленные в подписных листах подписи избирателей являются достоверными и действительными. Кроме того, комиссией при проверке допущены нарушения требований закона, а именно, незаконно была назначена повторная проверка подписных листов после составления протокола об итогах проверки 30.08.2010 года, незаконно был привлечен к повторной проверке эксперт, заключение эксперта не отвечает предъявляемым требованиям, незаконно использовалась программа ГАС «Выборы» и привлечены специалисты Управления федеральной миграционной службы, а результаты повторной проверки доведены до сведения заявителя с вручением протокола менее чем за два дня до заседания комиссии по вопросу регистрации, комиссией не были приняты во внимание личные заявления избирателей о подлинности их подписи; в ведомостях повторной проверки подписей избирателей сделана ссылка на нарушение п.п.9 п.10 ст.33 Закона 108-З, хотя таких нарушений установлено не было. В судебном заседании Зотин Г.М. не принимал участия. Представитель Зотина Г.М. – Жукова О.И. в судебном заседании поддержала доводы своего доверителя в полном объеме. Представитель окружной избирательной комиссии № 14 по выборам депутатов городской Думы г. Нижнего Новгорода Захаров О.Ю. с требованием Зотина Г.М. не согласился, суду пояснил, что отказ в регистрации Зотина Г.М. в качестве кандидата в депутаты городской Думы носит законный характер, поскольку комиссией установлен ряд недостоверных и недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата. Оставшихся подписей недостаточно для регистрации. Комиссия заседала правомочным составом, рабочая группа работала в соответствии с требованиями закона. При этом дополнил, что помимо нарушений, указанных в двух протоколах проверки подписных листов от 30 августа и 3 сентября 2010 года, в остальных подписных листах имеются аналогичные нарушения, в общей сложности в количестве 122. Комиссией допущены некоторые отступления от процедуры проведения проверки и решения вопроса о регистрации кандидата Зотина Г.М., однако, эти нарушения не являются основанием для признания подписей избирателей достоверными и подлинными. Решением Московского городского суда г.Нижнего Новгорода от 14.09.2010 года в удовлетворении заявления Зотину Г.М. о признании достоверными подписей избирателей, признании незаконными действий комиссии, признании незаконным постановления окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода от 3 сентября 2010 года № 15 об отказе в регистрации Зотину Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14, обязании окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 14 по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода зарегистрировать Зотина Г.М. кандидатом в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 14 – отказано. В кассационной жалобе Зотин Г.М. просит об отмене решения Московского городского суда г.Нижнего Новгорода от 14.09.2010 года, как незаконного и необоснованного. Проверив материалы дела в соответствии со ст. 347 ч.1 ГПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заслушав прокурора, полагавшего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции. С доводами кассационной жалобы Зотина Г.М. судебная коллегия не может согласиться по следующим мотивам. Согласно ч.1 ст. 259 ГПК РФ, кандидаты, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права, вправе обратиться с заявлением в суд. В соответствии с п.п. д. п.24 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. В соответствии с п.8 ст.37 и п.3 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои Ф.И.О., год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись, и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, а также основания для признания подписей недействительными. Согласно ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.05.2002г.): п.5 - адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; п.12 - ГАС "Выборы" - Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы"; п.12.1 - государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума - комплекс обеспечивающих гарантии и реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации мер по сбору, систематизации и использованию сведений об избирателях, участниках референдума; п.44 - недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа; п.45 - недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Согласно п.1 ст.25 Закона 67-ФЗ, Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Согласно п.8 ст.25 Закона 67-ФЗ, Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет на территории избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации; б) взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе; в) осуществляет регистрацию кандидатов. В соответствии с п.п.5, 6 ст. 29 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» от 06.09.2007 года № 108-З : 5. Подписные листы изготавливаются при самовыдвижении кандидата по форме, приведенной в приложении 1, а при выдвижении кандидата избирательными объединениями - по форме, приведенной в приложении 2. 6. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование субъекта Российской Федерации, города, района, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) кандидата, а также наименование выборов, номер избирательного округа, в котором он выдвинут. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, по желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. По желанию кандидата, сведения о котором содержатся в подписном листе, в нем могут также указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению, если это указано в его заявлении о согласии баллотироваться, и о его статусе в этом общественном объединении. В соответствии с п.6 ст.31 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» от 06.09.2007 года № 108-З, при сборе подписей избирателей в поддержку кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, подписной лист заверяется лицом, осуществляющим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа с указанием наименования или кода, выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и кандидатом, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения. В соответствии с п.2 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, а так же достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. В соответствии с п.4 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел РФ, органов юстиции РФ, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, и другие специалисты. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, недостоверности и недействительности подписей, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности подписей, иных данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии также вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, списки избирателей, использовавшиеся на предыдущих выборах, документы из органов регистрационного учета граждан, иные документы, содержащие сведения об избирателях и (или) их подписи. В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В соответствии с п.п.5 п.10 ст.33 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» от 06.09.2007 года № 108-З, подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем В соответствии с п.п.6 п.10 ст.33 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» от 06.09.2007 года № 108-З, подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы. В соответствии с п.п.7 п.10 ст.33 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» от 06.09.2007 года № 108-З, все подписи в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидатом, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей, в дате внесения подписи указанным лицом, уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей, уполномоченным представителем, кандидатом, либо если подписи собраны лицом, не имеющим права сбора подписей, либо если подписной лист заверен с нарушениями, указанными в пунктах 2-6, 8 и 10 настоящей части применительно к лицу, заверяющему подписной лист. В соответствии с п.6 ст.33 Закона Нижегородской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» от 06.09.2007 года № 108-З, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частями 8-10 ст.34 настоящего Закона и иных требований, предусмотренных законом. Как следует из материалов настоящего дела, 06.08.2010 года Зотин Г.М. подал заявление в ОИК одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения. 25.08.2010 года Зотиным Г.М. в ОИК одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов городской Думы г.Нижнего Новгорода пятого созыва были поданы документы на регистрацию кандидатом в депутаты с общим количеством подписей 753. В соответствии с ч.4 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. № 108-3 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» (ред. от 04.12.2009), для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, была создана рабочая группа из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. Решением окружной избирательной комиссии №14 от 10 августа 2010 года избраны две рабочие группы по проверке подписных листов (Протокол № 2 от 10.08.2010г). 30.08.2010г. рабочей группой в составе С.Х.Х., Ш.В.А., К.О.К. были составлены и подписаны ведомость проверки подписных листов и протокол, согласно которым были признаны недостоверными 10 подписей избирателей. Протокол вручен кандидату в депутаты Зотину Г.М. 30.08.2010г. В тот же день председателем окружной избирательной комиссии Скочиловой Н.П. было подписано и отправлено письмо на имя начальника экспертно-криминалистического центра при ГУВД по Нижегородской области с просьбой о выделении эксперта-почерковеда для проверки достоверности подписей. На экспертизу были представлены подписные листы кандидата Зотина Г.М., по которым экспертом К.Ю.Ю. 31.08.2010г. было дано заключение, согласно которому в ряде листов выявлены записи даты подписи нескольких избирателей, выполненные одним лицом, ряд подписей вызвали сомнение эксперта, как вероятно выполненные одним лицом. Всего эксперт подверг сомнению в достоверности 38 подписей. На заседании избирательной комиссии №14 01.09.2010г. в связи с полученным результатом экспертизы было принято решение о проведении проверки подписных листов кандидата Зотина Г.М. в составе двух рабочих групп с использованием системы ГАС «Выборы», с привлечением специалистов Управления федеральной миграционной службы. Проверка по программе ГАС «Выборы» показала, что данные о личностях избирателей, отраженные в подписных листах, содержат недостоверные сведения, в связи с чем был сделан запрос для проверки этих сведений в Управление федеральной миграционной службы России по Нижегородской области в Московском районе (УФМС). 03.09.2010 года из службы УФМС получен ответ, с приложением перечня несоответствий данных подписных листов с базой данных, согласно которому было установлено, что из сведений о 36 граждан, несоответствующие сведения имеют место в отношении 10 граждан, частично соответствуют сведения в отношении-17 граждан, отсутствуют сведения вообще в отношении 2 граждан, а всего 29 лиц, сведения о которых не соответствуют действительности. Визуальная проверка подписных листов выявила дополнительно нарушения порядка заполнения подписных листов, а именно: не оговоренные исправления, отсутствие полных сведений о сборщике подписей, в количестве 12. Решением избирательной комиссии №16 от 03.09.2010 года признаны недействительными 79 подписей из 753. В ходе рассмотрения заявления Зотина Г.М. судом первой инстанции были исследованы все подписи, которые комиссия признала недействительными, и которые вошли в итоговый протокол проверки подписных листов с указанием оснований недействительности. Судом первой инстанции было установлено, что из общего числа подписей избирателей, представленных Зотиным Г.М. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №14 подписи в количестве 70 штук являются недействительными и недостоверными. Так суд первой инстанции достаточно всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, исследовал представленные и собранные по делу доказательства, оценил эти доказательства в их совокупности в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ и пришел к обоснованным и мотивированным выводам по делу. Судом первой инстанции установлено, что по протоколу проверки подписных листов от 30.08.2010г. фактически указаны недостоверными и недействительными 11 подписей, из них недостоверными являются подписи в листе 29, строка 2 – отсутствие номера паспорта, пятая цифра «S»; в листе 186 строка 1 указан З.С.М., который по сведениям УФМС зарегистрированным в Московском районе г.Н.Новгорода не значится. Из указанного протокола проверки подписных листов, судом первой инстанции признаны действительными 9 подписей граждан, 2 подписи, указанные выше признаны судом недействительными. При этом суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в обоих протоколах проверки подписных листов отмечена строка 1 лист 186, то по обоим протокола проверки подписных листов недействительной следует признать 1 подпись – на листе 29 строка 2 Анализируя протоколы проверки подписей от 30.08.2010 года и от 3.09.2010 года, суд первой инстанции установил, что недостатки в подписных листах, отраженные в протоколе от 30.08.2010г., не включены в протокол от 03.09.2010г. Таким образом, по двум протоколам рабочими группами признаны недостоверными и недействительными 80 подписей. В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции установил недействительными и недостоверными 70 подписей, а именно из 80 недостоверных и недействительных подписей суд вычел 9 подписей, признанных действительными и 1 подпись на листе 186 строка 1 как повторяющуюся в обоих протоколах. При проверке подписных листов, суд первой инстанции из числа недостоверных и недействительных подписей исключил, подписи указанные в экспертном заключении, как «вероятно выполненные одним лицом», т.е. листы 17 строки 2.3., 51-1,52-1.2, 29-3,5, 67 - 3.4.5.- всего 10 подписей. Подписи в листах 1-4,5; 3-1,2; 15-1,2; 17-1-5; 51-1-4; 52-1-4; 29-1; 34-1; 35-3; 40-2,3; 52-3,4; 146-1,2,4; 159-4,5; 172-2,3, всего в количестве 33, признаны судом первой инстанции недостоверными, поскольку даты и сами подписи избирателей по заключению эксперта заполнены одним лицом, что соответствует положениям п.9 ст.33 Закона Нижегородской области №108-З. При проверке доводов кассационной жалобы в этой части судебная коллегия произвела пересчет подписей признанных недостоверными и установила, что судом первой инстанции произведена арифметическая ошибка, и суд дважды посчитал подписи в листе 51- строки 1,2 и в листе 52 строки 3.4. Поэтому недостоверными следует признать подписи недостоверными всего 29 подписей. По сведениям УФМС к числу недействительных, в силу требований п.п.2 п.10 ст.33 Закона Нижегородской области №108-З суд первой инстанции отнес следующие подписи избирателей: не соответствующие действительности паспортные данные – лист 1, строка 5; 21-3, 30-1, 30-2, 53-2, 71-2, 83-2, всего -7 подписей; не соответствующие действительности в части указания адреса проживания – 6-4; 9-5; 11-2; 21-2; 29-4; 54-4; 53-1; 88-4; 180-4; 185_1; 185_2; 185-5- всего 12 подписей; не соответствующие действительности фамилия, имя, отчество избирателя – 23-3; 52-1; 59-1; 74-3; 89-1; 102-5, всего – 6 подписей; не соответствующая действительности дата рождения – 36-5; 89-2; отсутствие в базе данных, как лиц, проживающих в Московском районе г.Н.Новгорода – 17-3; 186- 1, всего – 4 подписи. Всего по сведениям УФМС судом первой инстанции признаны недействительными всего 29 подписей. При проверке подсчета суда первой инстанции в этой части, судебная коллегия не исключает подпись в листе 52 строка 1, поскольку выше эта подпись исключалась из подсчета как подпись недостоверная. В данном же подсчете эта подпись подлежит зачету как недействительная, поскольку в указанной строке указаны сведения об избирателе не соответствующие действительности. Кроме того, судом первой инстанции установлено, что в листах 161-5, 162-1, 170-5, 143-4, имеются исправления, не оговоренные избирателем, что влечет их недействительность в силу требований п.п.5 п.10 ст.33 Закона 108-З; а в листе 182- строки 1-3 подписи недостоверны в связи с отсутствием даты удостоверения подписного листа лицом, собирающем подписи - основание п.п.7, п.10 ст.33 Закона 108-З. Всего судом по этим основаниям судом первой инстанции исключены из числа достоверных подписей 7 подписей. В ходе разбирательства дела судом первой инстанции при исследовании подписных листов, представленных Зотиным Г.М. в ОИК №14, дополнительно установлены нарушения требований закона, делающие недействительными 11 подписей: лист 169 строки 1,2,3 – по основаниям п.6,7. ч.10 ст.33 Закона области 108-З; листы 46-1,2,4,5; 142-2,3,4,5 – по основаниям п.п.7 п.10 ст.33 Закона области 108-З (отсутствие даты рождения сборщика подписей), листы 26-5; 25-1; - неоговоренные избирателем исправления даты рождения – по основаниям п.п.5, п.10 ст.33 Закона области 108-З; лист 36-5 – отсутствует число и месяц рождения избирателя, 1992 года – по основаниям п.п. 3 п.10 ст.33 Закона области 108-З. Судебная коллегия произвела арифметический пересчет подписей, признанных недействительными и недостоверными судом первой инстанции и их число составило 77 подписей из расчета : 1 подпись по протоколу проверки от 30.08.2010 года + 29 подписей по заключениям экспертов + 29 подписей по данным УФМС + 18 подписей, установленных судом первой инстанции, как несоответствующих требованиям подпунктам 5,6,7 п.10 ст.33 Закона области 108-З. Как следует из материалов дела (л.д.59 том 1) для регистрации кандидатов в депутаты городской Думы г. Нижнего Новгорода пятого созыва Зотину Г.М. следовало представить 684 достоверных подписи. Зотин Г.М. представил в ОИК №14 подписи избирателей в количестве 753 подписей. Исключив из общего числа подписей 753, подписи, признанные ОИК №14 и судом первой инстанции недостоверными и недействительными в количестве 77 подписей, получается, что Зотин Г.М. представил для его регистрации в качестве кандидата в депутаты 676 достоверных подписей избирателей, то есть на 9 подписей меньше чем требуется. При таких обстоятельствах отказ окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов городской Думы города Нижнего Новгорода о регистрации кандидатов в депутаты Зотина Г.М. является законным и обоснованным и по этому основанию у суда первой инстанции имелись основания для отказа Зотину Г.М. в удовлетворении его заявления. Между тем, судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что все подписные листы, представленные Зотиным Г.М. в ОИК №14 для регистрации его кандидатом не соответствуют требованиям Закона области 108-З в части оформления самой формы подписного листа. С этим выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим мотивам. В соответствии с положениями п.8 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с п.6 ст.29 закона Нижегородской области №108-З при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, наименование субъекта Российской Федерации, города, района иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий) кандидата, а так же наименование выборов, номер избирательного округа, в котором он выдвинут. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержаться в подписном листе, является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, по желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа. По желанию кандидата, сведения о котором содержаться в подписном листе, в нем могут так же указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению, если это указано в заявлении о согласии баллотироваться, и о его статусе в том общественном объединении. Отсутствие в подписном листе пустой сроки с подстрочником «иные сведения о кандидате» нельзя признать нарушением Закона области, поскольку основная часть подписного листа, содержит все необходимые сведения и реквизиты. Сведения, которые кандидат может указать в пустой строке с подстрочником «иные сведения о кандидате» указываются кандидатом по его желанию. Сведения о наличии у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе указываются обязательно при их наличии. Закон области № 108-З не содержит обязательных указаний для кандидата о сообщении им в подписном листе сведений об отсутствии у него судимости. Отсутствие в подписном листе пустой сроки с подстрочником «иные сведения о кандидате» не может повлиять на мнение избирателей о кандидате, нельзя признать нарушением законодательства и не может служить основанием для признания недействительными подписей в подписном листе по мотивам его неправильного оформления. Поэтому судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части суда первой инстанции суждения о признании недействительными подписей избирателей в подписных листах, представленных Зотиным Г.М. в ОИК №14 по мотивам неправильного оформления подписных листов. С доводами кассационной жалобы Зотина Г.М. относительно проведения повторной проверок подписных листов экспертами и УФМС, судебная коллегия не может согласиться по следующим мотивам. В соответствии с п.18 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о его регистрации либо об отказе в регистрации. В соответствии с п.4 ст.33 Закона Нижегородской области от 06.09.2007г. №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел РФ, органов юстиции РФ, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, и другие специалисты. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, недостоверности и недействительности подписей, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности подписей, иных данных, содержащихся в подписных листах, избирательные комиссии также вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, списки избирателей, использовавшиеся на предыдущих выборах, документы из органов регистрационного учета граждан, иные документы, содержащие сведения об избирателях и (или) их подписи. Таким образом, сопоставив положения федерального законодательства и Закона области №108-З, следует, что соответствующая избирательная комиссия вправе привлекать экспертов из числа специалистов органов внутренних дел РФ, органов юстиции РФ, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, и других специалистов, а так же вправе использовать Государственную систему регистрации (учета) избирателей, списки избирателей, использовавшиеся на предыдущих выборах, документы из органов регистрационного учета граждан, иные документы, содержащие сведения об избирателях и (или) их подписи. Федеральным законом №67-ФЗ ограничен лишь срок проведения проверки – 10 дней и этот срок не связывает проведение проверки подписных листов кандидата лишь с составлением протокола об окончании такой проверки. Федеральный закон не предписывает порядок проведения проверки подписных листов специалистами и экспертами. Следовательно, эксперты и специалисты для проведения проверки подписей и сведений об избирателях могут привлекаться в любое время в течение 10-ти дневного срока проверки подписных листов. Исходя из изложенного, следует, что повторной проверки подписных листов, представленных Зотиным Г.М. в ОИК№14» не проводилось. Подписные листы, представленные Зотиным Г.М, в ОИК №14 были проверены в срок установленный федеральным законодательством. Так же судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно провел проверку подписных листов, представленных Зотиным Г.М. в ОИК №14, а не ограничился доводами, изложенными в заявлении Зотина Г.М. Гражданские дела о защите избирательных прав граждан относится к категории гражданских дел, вытекающих из публичных правовых отношений. Поэтому в силу положений ч.3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правовых отношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. При рассмотрении данного гражданского дела суд первой инстанции вправе был проверить все материалы и документы, представленные Зотиным Г.М. в ОИК №14 для регистрации его в качестве кандидата в депутаты городской Думы города Нижнего Новгорода пятого созыва. Судебная коллегия так же имеет право в силу приведенной нормы проверить все материалы дела, включая подписные листы кандидата, и арифметические подсчеты, выполненные судом первой инстанции. Судебная коллегия воспользовалась своим правом, и проверила материалы дела и законность решения суда первой инстанции в полном объеме, не ограничиваясь доводами жалобы. При этом судебная коллегия установила, что выводы суда первой инстанции являются обоснованными, подтверждаются материалами дела, сделаны на основании оценки доказательств в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, оснований для переоценки доказательств у судебной коллегии не имеется, поскольку коллегия соглашается с их оценкой судом первой инстанции. Оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не установила. Поэтому доводы кассационной жалобы Зотина Г.М. судебная коллегия находит неубедительными, а решение суда первой инстанции не подлежащим отмене. На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Московского районного суда г. Нижнего Новгорода по данному делу от 14 сентября 2010 года оставить без изменения, исключив из мотивировочной части решения суждения Московского районного суда г. Нижнего Новгорода о признании недействительными подписей избирателей в подписных листах, представленных Зотиным Г.М. в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №14 по выборам депутатов городской Думы г. Нижнего Новгорода пятого созыва по мотивам неправильного оформления подписных листов. Кассационную жалобу Зотина Геннадия Марковича на решение Московского районного суда г. Нижнего Новгорода от 14 сентября 2010 года по данному делу оставить без удовлетворения. Председательствующий : Судьи: