прокурор г.Н.Новгорода к администрации г.Н.Новгорода о признании недействительным постановления в части



Судья: Хохлова Н.Г. Дело №33-9010

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

От 12 октября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Паршиной Т.В.

судей: Лазорина Б.П., Гориной Л.Н.

при секретаре: Лебедевой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 октября 2010 года дело по кассационному представлению прокурора

на решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 19 июля 2010 года по иску прокурора г. Н. Новгорода в интересах РФ, субъекта РФ – Нижегородской области, неопределенного круга лиц к Администрации г. Н. Новгорода, Иткесу Б.Л. о признании недействительным постановления в части, применении последствий недействительности ничтожной сделки

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Лазорина Б.П., судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Н. Новгорода обратился в суд с иском о признании недействительным постановления в части, применении последствий недействительности ничтожной сделки. В обоснование доводов ссылается на то, что пунктом 1 постановления главы администрации Г.Н.Новгорода от 21.04.2009 г. № 1598 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала ******** для дачного строительства площадью 176039 кв. метров, расположенного в к.п. «……..» в ******* районе Г.****** (№4836).

Пунктом 2 постановления главы администрации Г.Н.Новгорода от 21.04.2009 №1598 указанный земельный участок предоставлен Иткесу Б.Л. в аренду на 10 лет под дачное строительство.

Кадастровый учет вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером ******* осуществлен 17.06.2009 на основании решения Управления агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области №РКФ/09-44418.

****** между КУГИ и ЗР администрации города Нижнего Новгорода и Иткесом Б. Л. заключен договор аренды №****** вышеуказанного земельного участка под дачное строительство сроком до 18.08.2019.

Вместе с тем, на основании акта приема - передачи от ***** земельный участок с кадастровым номером ******* передан в аренду Иткесу Б. Л.

В соответствии с выпиской из государственного лесного реестра Нижегородской области земельный участок с кадастровым номером ****** является лесным участком и входит в границы ****** межрайонного лесничества в участковом лесничестве ***** город, в лесном квартале №6 выдела 12, 14, 18, 27 и №7 выдела 1, 2, 12, 13, 19 защитных лесов.

В соответствии с частью 1 ст.74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.72 Лесного кодекса РФ объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно части 3 статьи 74 Лесного кодекса РФ без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:

1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;

2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области
освоения лесов;

3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных
юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для
использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего
Кодекса.

В соответствии с частью 4 ст.74 Лесного кодекса РФ заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса, согласно которой защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером ******* не мог быть предметом договора аренды без проведения аукциона, кроме того не мог быть предоставлен на праве аренды поскольку цель его предоставления - для дачного строительства, не соответствует целям освоения защитных лесов, установленным ч.4 ст. 12 Лесного кодекса РФ.

Кроме того, согласно ст.61 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», зеленый фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе, покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

В соответствии с ч.З ст.9 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 №110-3 «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», на озелененных территориях общего пользования в соответствии с федеральным законодательством запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, в том числе: строительство зданий и сооружений, кроме случаев размещения объектов гражданской обороны, вентиляционных шахт метрополитена, объектов, предназначенных для выполнения работ, связанных с содержанием территории, объектов монументального искусства, инженерных сооружений, общественных туалетов, с учетом требований части 3 статьи 10 настоящего Закона и если иное не установлено законодательством.

Согласно ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с частью 1 статьи 165 ГК РФ несоблюдение в случаях, установленных законом, - требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность. Такая сделка считается ничтожной.

При отсутствии государственной регистрации договор на основании пункта 3 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации считается незаключенным, и у арендатора не возникает никаких прав на данное имущество.

В силу правил статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Изданием оспариваемого правового акта, заключением договора аренды земельного участка нарушены интересы Российской Федерации, поскольку несоблюдение администрацией города Нижнего Новгорода федерального законодательства свидетельствует об умалении авторитета закона органом местного самоуправления и нарушении интересов РФ, заключающихся в обеспечении верховенства закона, укрепления законности, формирования единого правового пространства на территории РФ.

Изданием оспариваемого правового акта, заключением договора
аренды земельного участка нарушаются права Нижегородской области,
поскольку в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 3 Закона "О
регулировании земельных отношений в Нижегородской области"
предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков на
территории города Нижний Новгород, государственная собственность
на которые не разграничена: расположенных в границах лесных
участков, не входящих в состав земель лесного фонда - для целей
строительства, реконструкции объектов недвижимости в случаях, если
такое строительство и реконструкция объектов допускаются

законодательством Российской Федерации, если иное не установлено подпунктами "б" и "в" пункта 1 части 1 статьи 5 и пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Закона. В соответствии с данными нормативными положениями Закона Нижегородской области органы местного самоуправления города Нижнего Новгорода принимают решения о предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам - под существующими индивидуальными жилыми домами, дачами, а также территориями садоводческих или огороднических некоммерческих объединений граждан; членам гаражно-строительных кооперативов и гаражно-строительным кооперативам - под существующими гаражами автомобилей.

Таким образом, нахождение земельного участка площадью 176040 кв.м., расположенного по адресу: Г.******, ****** район, курортный поселок «……» с кадастровым номером ******, на праве аренды у Иткеса Б.Л., нарушает права субъекта РФ - Нижегородской области, на распоряжение указанным земельным участком.

Кроме того, изданием оспариваемого правового акта, заключением оспариваемого договора нарушены права неопределенного круга лиц.

Согласно ст.З Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с преамбулой к Федеральному закону от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Просит суд признать недействительным пункт 2 постановления главы администрации Г.Н.Новгорода от ****** г. № ***** «О предоставлении Иткесу Б.Л. в аренду земельного участка в курортном поселке «……» в ****** районе Г.*******», применить последствия недействительности ничтожной сделки -
договора аренды №****** от ****** земельного участка площадью 176040 кв.м., расположенного по адресу: Г.*******, ****** район, курортный поселок «******», в виде обязания Иткеса Б.Л. возвратить администрации города Нижнего Новгорода земельный участок с кадастровым номером ****** площадью 176040 кв.м., расположенный по адресу: Г.******, ******* район, курортный поселок «…….» (Л.д. 2-7).

Определением Нижегородского районного суда от 02.06.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГУ НО «Гослесреестр».

Определением Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 30.06.2010 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Правительство Нижегородской области.

В судебном заседании пом. Прокурора г. Н. Новгорода Тарарин Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации г. Н. Новгорода (по доверенности) ****** возражала против иска, представила отзыв на исковое заявление.

Иткес Б.Л. в судебном заседании возражал против иска.

Представитель Правительства Нижегородской области (по доверенности) ****** поддержала требования прокурора, полагая их законными.

Представитель ГУ НО «Гослесреестр» в судебное заседание не явился, о дне, времени, месте слушания дела извещен надлежащим образом.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся.

Решением суда постановлено:

Исковые требования прокурора г. Н. Новгорода о признании недействительным п. 2 постановления Главы Администрации г. Н. Новгорода от ***** № ***** «О предоставлении Иткесу Б.Л. в аренду земельного участка в курортном поселке «*****» в ***** районе г. ******», о применении последствий недействительности ничтожной сделки – договора аренды земельного участка от ***** г., заключенного между Администрацией г. Н. Новгорода и Иткесом Б.Л. оставить без удовлетворения.

В кассационном представлении прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда, вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Поверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что постановлением Главы Администрации г. Н. Новгорода от ***** г. № **** Иткесу Б.Л. предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок под дачное строительство площадью 176039 кв.м. (категории – земли населенных пунктов), расположенный в к.п. «……» в ****** районе г. ******* (Л.д. 8).

****** г. между Администрацией г. Н. Новгорода и Иткесом Б.Л. заключен договор аренды указанного выше земельного участка, с указанием кадастрового номера - ******* (Л.д. 9-14), однако данный договор не был зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** области (Л.д. 15-16).

В отношении спорного земельного участка имеется кадастровая выписка, из которой следует, что указанный участок относится к землям населенных пунктов.

Прокурор в обоснование заявленных требований ссылается на выписку № 83 от 27.04.2010 г. ГК НОЛ «Гослесреестр» (Л.д. 20), согласно которой спорный земельный участок, имеющий кадастровый номер ******, расположенный по адресу: г. ***** ****** район, к.п. *****, является лесным участком и входит в границы ****** межрайонного лесничества, участковое лесничество *****, лесной квартал № * выдела 12, 14, 18, 27 и № 7 выдела 1, 2, 12, 13, 19.

Однако, по мнению суда, из указанной выписки не усматривается на основании, каких правоустанавливающих документов установлены указанные в ней обстоятельства.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным при наличии в совокупности двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Издавая оспариваемое постановление администрация города руководствовалась ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст.43 Устава города Нижнего Новгорода и решением комиссии по инвестиционной политике и земельным отношениям от 26.02.2009г. № 514.

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Нижегородской области от 13.12.2005 г. № 192-З «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» определены полномочия органа местного самоуправления по управлению и распоряжению земельными участками на территории города Нижнего Новгорода.

Статьей 2 данного Закона установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород осуществляется органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления города Нижний Новгород в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.

В силу ст.3 указанного Закона Правительство Нижегородской области Правительство Нижегородской области принимает решения о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в собственности Нижегородской области, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Нижний Новгород для целей строительства, реконструкции объектов недвижимости, если иное не установлено частью 1 статьи 5 и пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Закона.

Статьей 5 Закона Нижегородской области № 192-З от 13.12.2005 «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» установлено, что в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления города Нижний Новгород принимают решения, в том числе о предоставлении земельных участков гражданам - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, дачного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, в том числе в случае реализации прав на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, в соответствии со статьями 20, 21 и 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, данной статьей установлено, что администрация города Нижнего Новгорода вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, под дачное строительство.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 3 вышеуказанного Закона, на который ссылается прокурор, был принят после издания оспариваемого постановления, а именно 31.03.2010 г. Законом Нижегородской области № 47-З и вступил в силу с 14.04.2010г., из чего следует, что права Нижегородской области никоим образом не нарушены.

Кроме того, информация о предоставлении земельного участка под дачное строительство была опубликована в средствах массовой информации, о чем свидетельствует копия газеты «День города» № 04 (323) от 23.01.2009 г. На данную публикацию заявления от кого-либо не поступали, что еще раз подтверждает, что издание оспариваемого постановления не нарушает права неопределенного круга лиц.

Утверждение прокурора города о том, что предоставленный земельный участок является лесным участком, в выданном кадастровом паспорте не нашло отражения.

Согласно статьи 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Сведения о постановке на государственный кадастровый учет лесного участка курортного поселка Зеленый город отсутствуют. Из чего следует, что границы лесного участка на местности не установлены, на государственный кадастровый учет лесной участок не поставлен, право государственной собственности не зарегистрировано, в связи с чем предоставление земельных участков осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода.

Кроме того, согласно ст. 101 ЗК РФ,

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В соответствии со ст. 8 Лестного кодекса РФ,

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Судом установлено, что постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2006 г. по делу № А43-5296/2005-4-121 признано незаконным включение участка лесного фонда, площадью 20093 гектара, кадастровый номер ******, расположенного по адресу: г. ****** ***** лесхоз, лесничество «……», кварталы 1-53 в реестр федерального имущества, как не соответствующие ст. 7 и 10 Лесного кодекса РФ и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской области, обязано исключить этот участок из реестра федерального имущества и т.д.

Согласно ст.7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельной участок, границы которого определяются в соответствии со ст.67, 69, 92 Лесного кодекса РФ.

Указанные нормы права закрепляют обязательность проведения в отношении лесных участков лесоустройства, которое включает в себя, в том числе, проектирование лесных участков (подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков), закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.

Данные положения также закреплены в Правилах проведения лесоустройства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 г. № 377.

Государственный кадастровый учет лесных участков в силу ст.92 Лесного кодекса РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе:

сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости;

сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок;

категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

В выписке из государственного кадастра недвижимости от 27.04.2010г., выданной уполномоченным органом ФГУ «Земельная кадастровая палата» по ****** области, сведения о том, что земельный участок, предоставленный Иткесу Б.Л., входит в границы лесного участка отсутствуют.

Таким образом, суд полагает, что Администрация г. Н. Новгорода правомерно предоставила Иткесу Б.Л. в аренду под дачное строительство земельный участок площадью 176039 кв.м. (категории – земли населенных пунктов), расположенный в к.п. «……» в ***** районе г. ******.

Оснований для признания указанной сделки недействительной у суда не имеется.

Факт отсутствия государственной регистрации указанной сделки по основаниям, являющимися предметом данного судебного спора, по мнению суда, не могут служить основанием для признания ее ничтожной, поскольку именно в судебном заседании было установлено, что Администрация г. Н. Новгорода обладала законным правом по распоряжению спорного земельного участка, что не ограничивает права Иткеса Б.Л., Администрации г. Н. Новгорода обратиться за государственной регистрацией договора аренды от ****** г.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Н. Новгорода о признании недействительным п. 2 постановления Главы Администрации г. Н. Новгорода от ******* г. №***** «О предоставлении Иткесу Б.Л. в аренду земельного участка в курортном поселке «…..» в ****** районе г.*******», о применении последствий недействительности ничтожной сделки – договора аренды земельного участка от ***** г., заключенного между Администрацией г. Н. Новгорода и Иткесом Б.Л.

Доводы, изложенные в кассационном представлении, не могут служить основанием к отмене решения суда, т.к. судебная коллегия считает, что им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, приведены нормы материального права, на основании которых судом правильно был сделан вывод об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от19 июля 2010 года оставить без изменения, кассационное представление – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: