Аршинов Д.В. к ОВД по Балахнинскому району, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда



Судья Козлов О.А. Дело № 33-9216/2010 год

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 октября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Башаркиной Н.Н. и Гаврилова В.С.,

при секретаре Магдановой Е.Р.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Башаркиной Н.Н.

дело по кассационной жалобе Аршинова Д.В.

с участием представителя Министерства Финансов РФ Анохина В.А.

на решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 31 августа 2010 года

по иску Аршинова Д.В. к ОВД по Балахнинскому району, Министерству финансов РФ о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л А:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам с требованием взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в солидарном порядке * *** *** рублей, по * *** *** рублей с каждого, ссылаясь на то, что в отношении истца, в 2008 г была избрана мера пресечения – заключение под стражу. В помещении ИВС при ОВД по Балахнинскому ОВД он находился в период содержания под стражей в течение 140 суток. В помещении ИВС в нарушение Федеральных законов, международных Конвенций и иных нормативных актов созданы ненадлежащие условия содержания задержанных в камерах, а именно:

- в камере отсутствует санузел, умывальник (раковина), душ;

- нет окон;

-в камерах не проводится дезинфекция, в связи с чем присутствует большое количество кровососущих насекомых, мышей и крыс;

-грязные матрас и подушка, одеяло предоставлено было впервые в 2009году, после смены начальника ИВС;

-в камере стены отделаны под «шубу» имеют темный цвет;

-круглые сутки камеры освещаются тусклым светом от лампочки ночного освещения, что делает невозможным читать без ухудшения зрения, т.к. естественного солнечного освещения в камеры не поступает, форточек для вентиляции нет;

-предоставляется только одноразовое питание в обед;

-не предоставлялись прогулки;

-не предоставляется питьевая вода;

-камеры не соответствуют нормам площади, ее размер 3,3 на 2,3м, находятся в ней 3 человека;

-нет вешалок для одежды, шкафов для посуды;

-дневное освещение просто не предусмотрено в камерах;

- нет зеркала, потолок также окрашен в темный цвет;

- вместо унитаза в камере находится бачок, который выносится 3 раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу, и за оставшееся время бачок ничем не закрывается;

-сроки содержания в ИВС были значительно превышены в нарушение ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых»: а именно в феврале 2009г. вместо разрешенных 10 суток в месяц он находился в ИВС по Балахнинскому району – 14суток, в марте 2009г. – 12 суток, в августе 2009г. – 15суток, в сентябре 21 суток, т.е. в полтора и 2 раза срок его нахождения в ненадлежащих условиях был самовольно превышен сотрудниками ОВД по Балахнинскому району. Данные условия содержания причинили истцу моральный вред, который он оценивает в * *** *** рублей, из расчета ** *** рублей в сутки его пребывания в ИВС ОВД по Балахнинскому району.

Решением суда от 31 августа 2010г. постановлено- взыскать с Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Аршинова Д.В. компенсацию морального вреда в сумме **** (*) рублей.

В удовлетворении исковых требований Аршиинова Д.В. к ОВД по Балахнинскому району отказать.

В кассационной жалобе Аршинов Д.В. просит об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Минфина, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит изменению.

Согласно ст.9 абз. 3 Федерального закона от 15.07.95 г № 103-ФЗ (в редакции 27.09.09 г.) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ст.15 указанного Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Согласно ст.23 указанного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).

Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.

Согласно абз. 1 ст.24 указанного Федерального закона лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Согласно Приказа МВД РФ от 22.11.05 г № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел"

19. Администрация ИВС исходя из имеющихся возможностей принимает меры к тому, чтобы отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержались…лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащими внутренних войск МВД России

42. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.

43. Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования:

спальным местом;

постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом;

постельным бельем: двумя простынями, наволочкой;

полотенцем;

столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой.

Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование.

45. Камеры ИВС оборудуются:

индивидуальными нарами или кроватями;

столом и скамейками по лимиту мест в камере;

шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов;

санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности;

краном с водопроводной водой;

вешалкой для верхней одежды;

полкой для туалетных принадлежностей;

бачком для питьевой воды;

радиодинамиком для вещания общегосударственной программы;

кнопкой для вызова дежурного;

урной для мусора;

светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа;

приточной и/или вытяжной вентиляцией;

детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми;

тазами для гигиенических целей и стирки одежды.

47. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Материалами дела установлено, что моральный вред истцу причинен в результате содержания его в помещении ИВС ОВД по Балахнинскому району в условиях, не соответствующих нормативным актам, регулирующим деятельность ИВС и связан с отсутствием санузлов, водопровода с питьевой водой в камерах ИВС, наличие одноразового горячего питания, что не соответствует требованиям Приказа МВД № 950 от 22.11.05 г.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что виновным в ненадлежащих условиях содержания лиц, находящихся в ИВС при ОВД по Балахнинскому району, в том числе и Аршинова Д.В., является МВД РФ, поэтому, вред, нанесенный истцу подлежит взысканию с казны РФ от имени которой, согласно требований ст.1071 ГК РФ выступает Минфин РФ.

Согласно ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Из анализа приведенных норм следует, что в зависимости от уровня органов государственной власти, местного самоуправления, чьими незаконными действиями причинен вред, определяется соответствующая казна РФ, ее субъекта или муниципалитета, за счет которой подлежит возмещению причиненный вред.

В силу ст.ст.1,7 Закона РФ «О милиции» Милиция в Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.

Указами Президента РФ от 9.03.04 г № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 20.05.04 г № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и от 18.07.96 г № 1039 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел РФ» установлено, что МВД РФ является федеральным органом исполнительной власти и возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят органы управления внутренних дел субъектов РФ.

Таким образом, милиция составляет единую систему органов внутренних дел, в которую входят и территориальные органы внутренних дел.

Наличие финансирования в установленных законом случаях отдельных подразделений милиции за счет средств бюджетов субъектов РФ не влияет на определение органов внутренних дел как федеральных органов исполнительной власти.

ИВС ОВД по Балахнинскому району входит в милицию общественной безопасности и также относится к органам исполнительной власти федерального уровня.

Поскольку вред истцу был причинен должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, то обязанность возмещения вреда должна быть возложена на казну РФ, а ОВД по Балахнинскому района является по заявленным требованиям ненадлежащим ответчиком, поскольку непосредственно на исполнительный орган действующее законодательство такой обязанности не возлагает.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования Аршинова Д.В..

Размер компенсации морального вреда в соответствии со ст.1101 ГК РФ определяется судом в зависимости от характера причиненных истцу физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред.

Судебная коллегия считает возможным изменить решение суда и увеличить размер компенсации морального вреда до ** *** руб., учитывая принцип разумности и справедливости и другие конкретные обстоятельства дела.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Балахнинского районного суда Нижегородской области от 31 августа 2010г. изменить, увеличить размер компенсации морального вреда, взысканного в пользу Аршинова Д.В. до ** *** руб.,

Председательствующий

Судьи

: