Судья Бушмина А.Е. Дело № 33- 8985 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Нижний Новгород 12 октября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Паршиной Т.В. судей: Гориной Л.Н. Лазорина Б.П. при секретаре: Лебедевой О.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 12 октября 2010 года дело по кассационной жалобе представителя Министерства регионального развития РФ на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 08 июня 2010 года по иску Якушева А.М., Якушевой М.В., Якушевой Н.А., Якушева А.А. к Администрации города Н.Новгорода, Министерству гегионального развития Российской Федерации о признании несовершеннолетнего Старова Л.Г. членом семьи, возложении обязанности предоставить жилое помещение, заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Б.П. Лазорина, объяснения Якушева А.М., Низовцева А.Н., представляющего интересы Администрации г.Н.Новгорода, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, УСТАНОВИЛА: Якушев А.М., Якушева М.В., Якушева Н.А., Якушев А.А. обратились в суд с иском к администрации города Нижнего Новгорода, Министерству регионального развития РФ о признании несовершеннолетнего Старова Л.Г. членом семьи, возложении обязанности предоставить жилое помещение. В обоснование заявленных требований истец указал, что Якушев А.М., с семьей в составе четырех человек (жена - Якушева М.В., дочь - Якушева Н.А., сын- Якушев А.А.) с 17 августа 1993 года состоит на учете нуждающихся в получении жилья в выбранном месте жительства городе Нижнем Новгороде. Глава семьи Якушев А.М. 1 ноября 1995 года приказом главнокомандующего Войсками ПВО №0720 уволен с военной службы с зачислением в запас. С 1 декабря 1995 года приказом командира войсковой части ***** исключен из списков личного состава части и направлен на учет в **** РВК города Нижнего Новгорода. Календарная выслуга составляет 27 лет. Все истцы проживают и зарегистрированы по адресу: город ******, ул. *****, д. *, кв. *. Вместе с ними, с момента рождения, проживает Л.Г. Старов, ***** года рождения, сын Якушевой Н.А., внук Якушева А.М. и Якушевой М.В., племянник Якушева А.А. На момент увольнения с военной службы Якушева А.М. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусматривалось предоставление гражданам уволенным с военной службы жилья, в избранном месте жительства, в течение трех месяцев со дня обращения. На обращение в администрацию ***** района города Нижнего Новгорода с просьбой предоставить семье жилье получен отказ. На обращение в ***** Нижегородской области получен ответ из Министерства *****, из которого следует, что в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем оформления государственных жилищных сертификатов, либо путем предоставления жилого помещения. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, в целях улучшения жилищных условий указанной категории граждан могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно или жилые помещения, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Жилые помещения предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, которая составляет 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека. Однако порядок предоставления жилых помещений в настоящее время не урегулирован. На обращение в Министерство регионального развития Российской Федерации получен письменный ответ. Таким образом, право Якушева А.М. и членов его семьи на получение жилой площади в выбранном месте жительства не реализовано до сих пор. Истцы просят суд признать местом жительства Старова Л.Г. город *****, ул. ******, д. *, кв. *, а также признать его членом семьи. Возложить обязанность на администрацию города Нижнего Новгорода, Министерство регионального развития Российской Федерации предоставить на семью в долевую собственность по 1/5 доли - Якушеву А.М., Якушевой М.В., Якушевой Н.А., Якушеву А. А., Старову Л.Г. благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте г. ***** общей площадью не менее 90 квадратных метров. В судебном заседании истец Якушев А.М., действующий от своего имени и по доверенностям от имени Якушевой М.В., Якушев А.А., Якушевой Н.А. исковые требования поддержал. В судебное заседание истцы Якушева М.В., Якушев А.А., Якушева Н.А. не явились. В судебном заседании представитель ответчика Администрации Г.Н.Новгорода Низовцев А.Н., с заявленными требованиями не согласился. В судебное заседание представитель ответчика Министерства регионального развития РФ не явился. В судебном заседании представитель третьего лица Министерства социальной политики Нижегородской области оставил рассмотрение исковых требований на усмотрение суда. Представитель третьего лица администрации Советского района города Нижнего Новгорода, в судебное заседание не явился. Третье лицо Старов Г.Ю. в судебное заседание не явился. Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 08 июня 2010 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 02.07.2010 года постановлено: Исковые требования Якушева А.М., Якушевой М.В., Якушевой Н.А., Якушева А.А. к Министерству регионального развития Российской Федерации удовлетворить. Признать постоянным местом жительства Старова Л.Г. квартиру, расположенную по адресу город ******, ул. *****, д. *, кв. *. Признать Старова Л.Г. членом семьи Якушева А.М., Якушевой М.В., Якушевой Н.А., Якушева А.А. Возложить на Министерство регионального развития Российской Федерации обязанность предоставить в долевую собственность по 1/5 доли каждому - Якушеву А.М., Якушевой М.В., Якушевой Н.А., Якушеву А.А., Старову Л.Г. благоустроенное, изолированное, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в черте города ****** общей площадью не менее 90 квадратных метров. В удовлетворении исковых требований Якушева А.М., Якушевой М.В., Якушевой Н.А., Якушева А.А. к Администрации Г.Н.Новгорода отказать. В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшееся решение суда по доводам того, что суд первой инстанции принял решение без учета всех юридически значимых обстоятельств по спору, неправильно применены нормы материального права. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда и удовлетворению кассационной жалобы заявителя. Доводы кассационной жалобы о несогласии с позицией суда первой инстанции нельзя признать состоятельными по следующим основаниям. Из материалов гражданского дела следует, что истец Якушев А.М. приказом главнокомандующего войсками противовоздушной обороны № 0720 от 01.11.1995 года был уволен с военной службы с зачислением в запас по ст. 48 (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), при увольнении его выслуга лет составляла в календарном исчислении 26 лет 11 месяцев. Приказом командира войсковой части ***** от 01.12.1995 года № 231 истец Якушев А.М. с 01.11.1995 года исключен из списков личного состава части, календарная выслуга - 27 лет. Постановлением Главы администрации Советского района № 304 от 15.08.1993г. Якушев А.М. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как офицер, уволенный в запас (отставку) с 17.08.1993г., состав семьи - 4 человека. Распоряжением администрации Советского района города Нижнего Новгорода № 909-р от 02.07.2009г. восстановлен в списках очередников по решению суда. На 14.12.2009г. Якушев А.М. состоит в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий семьей из четырех человек (он, жена Якушева М.В., сын Якушев А.А., дочь Якушева Н.А.), номер очереди -10. При постановке на учет Якушев А.М. состоял на регистрационном учете по адресу ***** область, ***** район, п. ****, ул. *****, д. * кв. **, совместно с Якушевой М.В., Якушевым А.А. Якушев А.М. 28.12.1995г. снялся с регистрационного учета, 05.12.1997г. встал на регистрационный учет в квартиру * дома * по ул. ****** города ****** родственников по линии жены, 27.11.1999г. встал на регистрационный учет в квартиру * дома * по ул. ***** города *****, где и проживает в настоящее время. Якушева Н.А. с 07.09.1999 г. была зарегистрирована в квартире * дома ** по ул. ***** города ******, в настоящее время зарегистрирована по адресу город *****, ул. *****, д. * кв. *. Якушев А.А. постоянно зарегистрирован по адресу ***** область, ***** район, п. ****, ул. *****, д. * кв. **, с 28.12.2009г. по 28.12.2010г. зарегистрирован по месту пребывания по адресу город ******, ул. *******, д. *, кв. *. Якушева М.В. постоянно зарегистрирована по адресу ***** область, ***** район, п. *****, ул. *****, д. * кв. **, с 14.03.2008г. по 14.03.2011г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу город ******, ул. ******, д. *, кв. *. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истцов. Из положений Постановления Совета Министров СССР «Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку и их семей» от 17.02.1981 года № 193, действовавшего на момент увольнения Якушева А.М., которого военнослужащие сверхсрочной службы, прапорщики, мичманы и лица офицерского состава, уволенные в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, обеспечиваются исполнительными комитетами местных Советов, народных депутатов жилой площадью (независимо от ее ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны, Комитета государственной безопасности СССР и внутренних войск) в первую очередь, но не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства. Данное постановление утратило силу на территории РФ в части льгот для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей в связи с принятием Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года№ 76-ФЗ. Федеральным Законом «О статусе военнослужащих» (ст. 15) в редакции до 31.12.2004 года, было предусмотрено, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями в собственность по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. С 1 января 2005 года изменен порядок реализации права на жилище как военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, так и граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях. Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в действие с 01.01.2005 года, в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, согласно которым жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета Федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; обеспечение жильем военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств Федерального бюджета Федеральными органами исполнительной власти; обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных, жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет. Таким образом, данная норма распространяет свое действие на всех граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, то есть уже имеющих право на получение жилого помещения, но не реализовавших его до 01.01.2005 года. Постановлением Конституционного Суда РФ от 05,04.2007 года N 5-П «По делу о проверке конституционности положений п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и п. 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами граждан», п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции п. 8 ст. 100 ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 01.01.2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 01.01.2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. В соответствии с п. 2.2 указанного Постановления, законодатель был вправе освободить органы местного самоуправления с 1 января 2005 года от обязанности предоставлять в трехмесячный срок жилье из муниципального фонда по договору социального найма гражданам, уволенным с военной службы, и - исходя из того, что государство не может произвольно отказываться от выполнения своих публично-правовых обязательств, возложить обязанности по их обеспечению жильем за счет федерального бюджета на орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2.1 указанного Постановления, с 1 января 2005 года, граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органах местного самоуправления до 1 января 2005 года и уволенные с военной службы до этой даты, утратив право на получение жилого помещения в пользование от органов местного самоуправления по договорам социального найма из фонда муниципального жилья, сохранили лишь право на получение государственных жилищных сертификатов как единственно возможную для них форму обеспечения жильем, тогда как те из них, кто был уволен либо подлежит увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. Из содержания вышеуказанного Постановления следует, что право граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не может быть ограничено выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, которые могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи государственных жилищных сертификатов, либо в иных формах, в частности посредством приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции от 14.03.2009г.), обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005г. принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами ; исполнительной власти субъектов РФ. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, для обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005г. принятых на учет в муниципальных образованиям в соответствии с соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2008г. N / 902 « О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах», в целях стимулирования рынка жилищного строительства и обеспечения квартирами в многоквартирных домах некоторых категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Правительство Российской Федерации определило Министерство регионального развития Российской Федерации уполномоченным органом по координации мер, направленных на стимулирование рынка жилищного строительства в 2008 - 2009 годах, которое осуществляется, в том числе, путем приобретения квартир в многоквартирных домах Министерством обороны Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации для граждан, уволенных с военной службы. Согласно данному Постановлению, в 2008 году направляются ассигнования из федерального бюджета на приобретение квартир в многоквартирных домах: для нуждающихся в жилых помещения военнослужащих - граждан, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением мест военной службы - для граждан, уволенных с военной службы, и членов и семей, до 1 января 2005 г. принятых на учет в муниципальных образованиях качестве нуждающихся в жилых помещениях - в сумме до 11 601 млн. рублей предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675. Из материалов гражданского дела следует, что истец в программе «Государственные жилищные сертификаты» не участвовал, заявление о включении его в список на получение государственного жилищного сертификата не подавал и в список включен не был. Разрешая заявленные по данному делу требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку право Якушева А.М. и членов его семьи на получение жилого помещения в собственность возникло при его увольнении из Вооруженных Сил РФ 01.11.1995 года, когда он был исключен из списков личного состава, то истцы не могут быть ограничены в своих правах на получение жилья посредством выдачи им государственных жилищных сертификатов, и имеют право на обеспечение жилыми помещениями из средств федерального бюджета. При этом, реализация истцами права на обеспечение жилым помещением, установленного законодательно, не может быть поставлена в зависимость от того, являлся ли Якушев А.М. участником федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы или нет, поскольку на момент возможного участия в данной программе предполагалось реализация прав на жилое помещение только путем предоставления жилищного сертификата, что в конечном итоге признано неконституционным. Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из постановления Конституционного Суда РФ от 05.04.200.7 года N 5-П «По делу о проверке конституционности положений п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и п. 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей з состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами граждан», суд первой инстанции дал аргументированное суждение о том, что восстановление прав истцов должно быть произведено тем ответчиком, который на момент разрешения судебного спора является уполномоченным по обеспечению жильем лиц, уволенных с военной службы и членов их семей. С учетом изложенного, суд правомерно возложил указанную обязанность на Министерство регионального развития РФ, поскольку в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.01.2005г. № 40, именно Министерство регионального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Постановлением Правительства РФ № 902 от 4 декабря 2008 года «О мерах по стимулированию рынка жилищного строительства в 2008-2009 годах», федеральное государственное учреждение «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ», подведомственное Министерству регионального развития Российской Федерации, определено государственным заказчиком приобретения квартир в многоквартирных домах для граждан, уволенных с военной службы. Исходя из положений укачанных нормативных актов, учитывая, что нарушенное право истцов подлежит восстановлению и не может быть поставлено в зависимость от отсутствия разработанного федеральными органами исполнительной власти механизма предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан в рамках исполнения ФЗ РФ «О статус военнослужащих», суд первой инстанции, с учетом положений ст.15.1 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и ст.40 ЖК" РФ, возложил на Министерство регионального развития РФ обязанность по предоставлению истцам в долевую собственность благоустроенного, изолированного, отвечающего установленным санитарным и "техническим требованиям жилого помещения в черте г. Нижнего Новгорода общей площадью не менее 90 кв.м. Таким образом, суд первой инстанции всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства по делу, установил правоотношения сторон, применил закон, регулирующий данный вид правоотношений, и в соответствии с представленными сторонами доказательствами вынес законное и обоснованное решение. С учетом изложенного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Нижегородского районного суда г.Нижнего от 08 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий: Паршина Т.В. Судьи: Горина Л.Н., Лазорин Б.П.
Российской Федерации и муниципальных образований, а также функции но
предоставлению государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, Федерального фонда финансовой поддержки
субъектов Российской Федерации, субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в установленной сфере деятельности Министерства), согласованию федеральных целевых программ и
ведомственных целевых программ в части, касающейся комплексного
территориального развития, осуществлению прав государственного заказчика государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, связанных с экономическим развитием субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований, осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.