Судья Казакова М.М. Дело N 33-8910 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 12 октября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Серова В.А. судей: Курепчиковой О.С., Крайневой Н.А. при секретаре: Шелеховой Л.В. с участием представителя Администрации г. Дзержинска Солдатовой М.А. (по доверенности) рассмотрела в открытом судебном заседании 12 октября 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Администрации г. Дзержинска Михайличенко Н.А. (по доверенности) на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 06 августа 2010 года по иску Прокурора г.Дзержинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Дзержинска о ликвидации несанкционированного навала мусора на территории городского округа город Дзержинск, заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Курепчиковой О.С., объяснения представителя администрации г.Дзержинска, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, установила: Прокурор г.Дзержинска в интересах неопределенного круга лиц предъявил иск к Администрации г.Дзержинска Нижегородской области о ликвидации несанкционированного навала мусора на территории городского округа города Дзержинск. В обоснование исковых требований указано следующее: Прокуратурой г.Дзержинска проведена проверка по обращению начальника Дзержинского отдела УРТ Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области о нарушении законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории г.Дзержинска. Из указанного обращения следует, что сотрудниками Дзержинского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области выявлено наличие очаговых навалов мусора на территории городского округа города Дзержинск по адресам: 1) г.Дзержинск, автодорога Южный объезд города Н.Новгород, 0 км+900 м слева в лесопосадке, на территории, прилегающей к полосе отвода автодороги (3 очаговых навала мусора); 2) г.Дзержинск, лесная зона, прилегающая к полосе отвода автодороги Красный мыс - Гнилицкие дворики, 13 км, слева, за земляным валом - навалы бытового мусора: 3) обочина автодороги М7 - Березовая Пойма. 0 км+10м, слева - навал мусора. Как установлено проведенной проверкой с выездом на место, по состоянию на 01.06.2010 несанкционированные навалы мусора, выявленные по указанным адресам, не устранены. Обследованные земельные участки захламлены отходами жизнедеятельности, строительным и бытовым мусором, что подтверждается фото-таблицей. Указанные территории расположения очаговых навалов мусора за какими-либо хозяйствующими субъектами не закреплены. В соответствии с подпунктами 6.5, 6.5.15 пункта 6 Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 №309, ответственность за уборку и содержание территорий, не закрепленных за хозяйствующими субъектами, возлагается на администрацию муниципального образования. Непринятие Администрацией г.Дзержинска должных мер, направленных на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории городского округа, влечет за собой как нарушение требований федерального законодательства, так и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. С учетом изложенного прокурор г.Дзержинска просил суд обязать Администрацию г.Дзержинска ликвидировать несанкционированные навалы мусора на территории городского округа города Дзержинск по указанным адресам. Прокурор Жаровская И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила обязать Администрацию г.Дзержинска ликвидировать несанкционированные навалы мусора на территории городского округа город Дзержинск по указанным адресам в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель Администрации г.Дзержинска по доверенности Афанасьев Д.И. в судебном заседании заявленные требования не признал, пояснил следующее: несанкционированные навалы мусора расположены в полосах отвода автомобильных дорог как федерального, так и регионального значения. На основании постановления Правительства РСФСР от 24.12.1991г. №62 «Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР» автомобильная дорога М-7 «Волга» отнесена к федеральным дорогам, в связи с чем находится в федеральной собственности. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 27.05.2008г. №207 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области» дорога Красный мыс – Гнилицкие дворики находится в государственной собственности Нижегородской области. Таким образом, администрация г. Дзержинска не является собственником земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Представитель Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области по доверенности Кузнецов В.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что свалка мусора находится на территории г. Дзержинска, в связи с чем Администрация г.Дзержинска обязана ликвидировать навалы мусора по указанным адресам. Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 06 августа 2010 года постановлено: «Исковые требования Прокурора г. Дзержинска удовлетворить. Обязать Администрацию г. Дзержинска в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные навалы мусора на территории городского округа горд Дзержинск по адресам: 1) г. Дзержинск, автодорога Южный объезд города Н.Новгород, 0 км+900 м слева в лесопосадке, на территории, прилегающей к полосе отвода автодороги (3 очаговых навала мусора); 2) г. Дзержинск, лесная зона, прилегающая к полосе отвода автодороги Красный мыс - Гнилицкие дворики, 13 км, слева, за земляным валом - навалы бытового мусора; 3) обочина автодороги М7 - Березовая Пойма. 0 км+10м, слева - навал мусора». В кассационной жалобе представитель Администрации г. Дзержинска Михайличенко Н.А. (по доверенности) просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность в связи с нарушением судом ст. 42 Земельного кодекса РФ и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Законность и обоснованность оспариваемого судебного решения проверена судебной коллегией по правилам Главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно постановлено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона. Приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат правовых оснований для отмены постановленного судом решения в силу следующего. В статье 42 земельного кодекса РФ предусмотрены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. К обязанностям как собственников, так и других лиц, относится, в числе других обязанностей, перечисленных в вышеназванной статье ЗК РФ, обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Судом установлено, что по обращению начальника Дзержинского отдела УРТ Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области прокуратурой г. Дзержинска проведена проверка фактов нарушения законодательства об обращении с отходами производства и потребления на территории г. Дзержинска. Из указанного обращения следует, что сотрудниками Дзержинского отдела Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области выявлено наличие очаговых навалов мусора на территории городского округа город Дзержинск по адресам: 1) г. Дзержинск, автодорога Южный объезд города Н.Новгород, 0 км+900 м слева в лесопосадке, на территории, прилегающей к полосе отвода автодороги (3 очаговых навала мусора); 2) г. Дзержинск, лесная зона, прилегающая к полосе отвода автодороги Красный мыс - Гнилицкие дворики, 13 км, слева, за земляным валом - навалы бытового мусора: 3) обочина автодороги М7 - Березовая Пойма. 0 км+10м, слева - навал мусора. Как установлено проведенной проверкой с выездом на место, по состоянию на 01.06.2010г. несанкционированные навалы мусора, выявленные по указанным адресам, не устранены, представитель ответчика данное обстоятельство не оспаривает. Обследованные земельные участки захламлены отходами жизнедеятельности, строительным и бытовым мусором, что подтверждается фото-таблицей, представленной в материалах дела. Указанные территории расположения очаговых навалов мусора за какими-либо хозяйствующими субъектами не закреплены. Ссылка представителя ответчика на то, что ответственными за уборку бытовых отходов и мусора должны быть собственники дорог федерального и регионального значения, так как очаговые навалы мусора расположены в полосах отвода дорог, правильно признана судом не состоятельной. Согласно ст. 25 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007г «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ), порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления (п.5). Как указано в Правилах установления и использования полос отвода Федеральных автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007г. №233 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.09.2009 N 717), под полосой отвода федеральной автомобильной дороги понимается совокупность земельных участков, предоставленных в установленном порядке для размещения конструктивных элементов и инженерных сооружений такой автомобильной дороги, а также зданий, строений, сооружений, защитных и декоративных лесонасаждений и устройств, других объектов, имеющих специальное назначение по обслуживанию указанной дороги и являющихся ее неотъемлемой технологической частью (п.2). Формирование земельных участков, образующих полосу отвода федеральной автомобильной дороги, осуществляется на основании документации по планировке территории и проектов границ земельных участков. Границы полосы отвода федеральной автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, подготавливаемой с учетом утвержденных Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса (п.3) Документы, подтверждающие надлежащим образом оформленные границы полос отвода дорог, возле которых имеются навалы мусора, ответчик суду не представил. В соответствии с подп. 6.5, 6.5.15 пункта 6 Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 № 309, ответственность за уборку и содержание территорий, не закрепленных за хозяйствующими субъектами, возлагается на администрацию муниципального образования. В силу п.24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Согласно ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В соответствии с ч.1 и 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Основываясь на установленных юридически значимых обстоятельствах во взаимосвязи с правильным применением положений норм права, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что непринятие Администрацией г.Дзержинска должных мер, направленных на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории городского округа, влечет за собой нарушение требований действующего законодательства и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. На основании вышеизложенного суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение о возложении обязанности на Администрацию г. Дзержинска в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные навалы мусора на территории городского округа города Дзержинск. Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку основаны на субъективном толковании закона, все они являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции и не содержат обстоятельств, опровергающих его выводы. Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены решения в кассационном порядке, судом не допущено. ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 06 августа 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Администрации г. Дзержинска Михайличенко Н.А. – без удовлетворения. Председательствующий судья Судьи Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия