Баландин В.Н. к Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Автозаводского района г. Н. Новгорода о признании права нуждающегося в жилом помещении с 1993 года, возложении обязанности включения в список нуждающихся в жилом помещении



Судья Лебедев Д.Н. Дело №33 – 9804/2010 год

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Башаркиной Н.Н. и Гаврилова В.С., при секретаре Бурдуковой Е.И.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Железновой Н.Д.

дело по кассационной жалобе Баландина В.Н.

с участием истца Баландина В.Н., представителя Администрации Автозаводского района г. Н. Новгорода Новиковой И.Г.

на решение Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 31 мая 2010 года

по делу по иску Баландина Валерия Николаевича к Администрации г. Н. Новгорода, Администрации Автозаводского района г. Н. Новгорода о признании права нуждающегося в жилом помещении с 1993 года, возложении обязанности включения в список нуждающихся в жилом помещении

у с т а н о в и л а:

Баландин В.Н. обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он является пенсионером Министерства обороны РФ. С 05 августа 1976 года он проходил военную службу в городе Владивостоке Тихоокеанского флота в в/ч <...>

24 марта 1993 года он был уволен из рядов вооруженных сил в звании ст.лейтенант запаса. Календарная выслуга – 16 лет 7 месяцев, в льготном исчислении – 20 лет 9 месяцев. В период прохождения службы жильём обеспечен не был. По прибытии в г. Н.Новгород временно зарегистрировался у родственников до 21.04.2010 г. в с. Воздвиженское Воскресенского района Нижегородской области. В настоящее время проживает на съёмной квартире, расположенной по адресу: в <...>. Своего жилья не имеет.

Истец считает, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции до 31.12.2004 г.) он имеет право на получение в собственность жилое помещение по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Кроме того, полагает, что поскольку он был уволен из ВС РФ в 1993 году, он имеет право состоять на учёте нуждающихся в жилье с 1993 года.

Истец просил суд признать за ним право как нуждающегося в жилом помещении с 1993 года и обязать Администрацию города Нижнего Новгорода включить его в список нуждающихся в жилом помещении.

В ходе судебного разбирательства Баландин В.Н. изменил исковые требования, предъявив иск также к Военному комиссариату Нижегородской области (л.д.34-35). Впоследствии истец повторно изменил требования, указав, что Военный комиссариат Нижегородской области необходимо привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, и предъявил свои требования о возложении обязанности включить его в список нуждающихся в жилом помещении к Администрации Автозаводского района г. Н. Новгорода (л.д.74-77).

Решением Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 31 мая 2010 года исковые требования Баландина В.Н. оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе Баландин В.Н. просит отменить решение суда как незаконное, указывая на то, что он имеет право на получение жилого помещения в порядке статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции до 31.12.2004 г.).

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения, поскольку оно вынесено в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции до 31.12.2004г.) военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями в собственность по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Однако, Федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившим в действие с 01.01.2005, в ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» были внесены изменения, согласно которым жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба; обеспечение жильем военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти; обеспечение жилыми помещениями

граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Следовательно, с 1 января 2005 года изменен порядок реализации права на жилище как военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 01.01.2005, так и граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях.

Таким образом, данная норма распространяет свое действие на всех граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, т.е. уже имеющих право на получение жилого помещения, но не реализовавших его до 01.01.2005 года.

Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства утверждены постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054.

Согласно указанных Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в п.6 Правил и уволенных с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

Из дела видно, что Баландин В.Н. является ветераном военной службы (л.д.8). Военную службу проходил с 05 августа 1976 года (л.д.9). С 19 сентября 1980 года проходил службу в городе Владивостоке Тихоокеанского флота (л.д.10). Был уволен 24 марта 1993 года в звании ст.лейтенанта по статье 61 (за совершение проступков, дискредитирующих высокое звание офицера). Выслуга лет на пенсию составляет 20 лет 09 месяцев, из них календарная выслуга лет – 16 лет 07 месяцев, в льготном исчислении – 04 года 1 месяц (л.д.5-7, 11,16).

В период военной службы истец служебной квартирой не пользовался (л.д.13).

С 22.04.2005 года истец временно зарегистрирован по месту пребывания: <...>(л.д.14). Из имеющегося в материалах дела договора аренды видно, что с 20.09.2004 года истец арендует квартиру, расположенную по адресу: <...>(л.д.15).

Суд первой инстанции, тщательно выяснив все, имеющие значение для дела обстоятельства, и исследовав все, представленные доказательства, пришел к правильному выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Баландина В.Н. не имеется.

Как уже отмечалось право на жилище военнослужащих закреплено статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В отличие от других категорий немалоимущих граждан в соответствии с указанной статьей данного Закона «государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Основными условиями получения военнослужащими в собственность жилья от государства являются:

1) признание их в установленном законом порядке нуждающимися в жилых помещениях (это не распространяется на военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих);

2) увольнение с военной службы, при условии наличия на момент увольнения общей (календарной) продолжительности военной службы 20 лет и более;

3) увольнение с военной службы, если на момент увольнения военнослужащего с военной службы он имеет общую (календарную) продолжительность военной службы 10 лет и более, при условии что основаниями для увольнения явились (являются): а) достижение предельного возраста пребывания на военной службе, б) состояние здоровья, в) организационно-штатные мероприятия.

Как видно из дела, Баландин В.Н. в администрацию Автозаводского района г. Н.Новгорода с заявлением о признании его нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий не обращался.

Более того, вышеуказанные нормы закона предоставляют право на получение жилья в собственность гражданам, уволенным с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе; состоянию здоровья или организационно-штатным мероприятиям.

Из имеющейся в материалах дела Справки, выданной военным комиссариатом Нижегородской области видно, что истец был уволен из Вооруженных Сил по статье 61 (за совершение проступков, дискредитирующих высокое звание офицера) (л.д.11).

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оснований для признания права Баландина В.Н. на получение жилья не имеется.

В суде кассационной инстанции истец пояснил, что после увольнения со службы в 1993г. он остался проживать в г. Владивосток, встал на очередь по улучшению жилищных условий, однако, жилым помещением обеспечен не был.

Судебная коллегия полагает, что после увольнения со службы истец выбрал своим местом жительства не город Нижний Новгород, а город Владивосток, где пытался решить вопрос с получением жилого помещения.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Баландина В.Н. не имеется.

По вышеизложенным мотивам не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы Баландина В.Н. о том, что он имеет право на получения жилого помещения в порядке статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции до 31.12.2004 г.), тем более, что данным доводам судом первой инстанции была дана оценка, о чем мотивировано изложено в решении.

На содержание принятого судом решения доводы кассационной жалобы повлиять не могут.

Судом, при вынесении решения нормы материального права применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Автозаводского районного суда г. Н.Новгорода от 31 мая 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Баландина В.Н. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: