Гладышев С.Н. к ГУВД по Нижегородской области о признании решения незаконным, обязании выплачивать пенсию с применением коэффициента 70%



Судья: Поляков Е.С. Дело №33-10003/10

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 ноября 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В. и судей: Пятовой Н.Л.., Крашенинниковой М.В.

при секретаре Филипповой З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу Погорелко О.В.

с участием Гладышева С.Н., представителя ГУВД по Нижегородской области Козырихиной В.В.

дело по кассационной жалобе представителя ГУВД по Нижегородской области по доверенности – Бойко В.Д.

на решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 07 июля 2010 года по иску Гладышева С.Н. к ГУВД по Нижегородской области о признании решения незаконным, обязании выплачивать пенсию с применением коэффициента 70%,

У С Т А Н О В И Л А:

Гладышев С.Н. обратился в суд с иском к ГУВД по Нижегородской области, указав, что является пенсионером МВД РФ по выслуге лет. Службу проходил с 19 декабря 1977 года по 25 декабря 1997 года в <…>. Пенсию получает в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей». В соответствии с ч.1 ст. 48 указанного Закона РФ «Применение районных коэффициентов к размерам пенсий», истцу была назначена пенсия с учетом районного коэффициента, применяемого непосредственно перед увольнением в <…>. Верховный Совет Якутской Саха ССР постановлением от 28 июля 1991 года «Об упорядочении районных коэффициентов к зарплате, пенсии, стипендиям и др. выплатам населению, проживающему на территории Якутской Саха ССР» установил размер районного коэффициента по городу Якутску - 1,7. В декабре 1997 года Гладышеву С.Н. была назначена пенсия по выслуге лет, с применением районного коэффициента - 70 %. До нового года истец переехал на постоянное место жительства в город Нижний Новгород. Пенсионное дело истца поступило в ГУВД Нижегородской области, где после тщательной проверки и сбора соответствующих документов, ему начали выплачивать пенсию. С декабря 1997 года пенсия не раз была пересмотрена в соответствии со ст. 49 Закона РФ от 12.02. 1993 года №4468-1 (увеличением денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел), и на 01 февраля 2010 года составила <…> рублей <…> копеек. 15 февраля 2010 года из Центра пенсионного обслуживания ГУВД по Нижегородской области (исх. №43/99 от 12.02.2010 года) поступило письмо, за подписью начальника центра о том, что с 01 марта 2010 года истцу уменьшена пенсия и будет составлять <…> рубля <…> копеек. Истец считает, что действия ГУВД по Нижегородской области по перерасчету пенсии незаконны и просит суд признать не соответствующим законодательству решение руководства Центра пенсионного обслуживания ГУВД по Нижегородской области об уменьшении пенсии, обязать ответчика выплачивать пенсию, которую истец получал по состоянию на 01 февраля 2010 года, т.е. с применением районного коэффициента 70%.

В судебном заседании Гладышев С.Н. заявленные требования поддержал.

Представитель ГУВД по Нижегородской области по доверенности Козырихина В.В. с заявленными требованиями не согласилась.

Решением суда от 07 июля 2010 года исковые требования Гладышева С.Н. удовлетворены - признано незаконным решение ГУВД по Нижегородской области о перерасчете пенсии истцу, на ГУВД по Нижегородской области возложена обязанность выплачивать Гладышеву С.Н пенсию с применением районного коэффициента 70%.

В кассационной жалобе представителя ГУВД по Нижегородской области по доверенности – Бойко В.Д. поставлен вопрос об отмене судебного решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушениями норм материального права.

Согласно ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, установил характер спорных правоотношений, к которым применил соответствующие нормы действующего законодательства.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Согласно ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей (ч.1).

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.2).

Установленный Правительством РФ в соответствии с указанным Законом Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, также предусматривает обязанность уполномоченных органов сохранять размер пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за пенсионерами из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и непосредственно перед увольнением проходивших военную службу (службу) в этих районах и местностях, где им была исчислена пенсия за выслугу лет или по инвалидности с применением районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, в случае их последующего выезда на новое постоянное место жительства в местности, где районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих не установлен или установлен в меньшем размере (п.16.1).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает для лица, получающего пенсионное обеспечение в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1, которому пенсия была назначена по месту службы в районе Крайнего Севера, с учетом действующего там районного коэффициента, при выезде из указанного района сохранение права на получение ранее назначенной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента.

Из материалов дела видно и не оспаривается сторонами, что с 26.12.1997г. пенсия Гладышеву С.Н. была назначена в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 по месту службы в г.<…> с учетом районного коэффициента 70%, установленного постановлением Совета Министров Якутской-Саха ССР от 24.09.1991г. №486 (л.д.32).

Данный районный коэффициент применялся к размеру пенсии Гладышева С.Н. с момента назначения до 01 марта 2010 года (л.д.7-8), в том числе, и при переезде на постоянное место жительство в г.Н.Новгород в январе 1998г.

Письмом начальника Центра пенсионного обслуживания ГУВД по Нижегородской области №43/99 от 12.02.2010г. до Гладышева С.Н. доведена информация о том, что с 01.03.2010г. к размеру его пенсии будет применяться районный коэффициент 40 % (л.д.7-8).

Суд первой инстанции, осуществляя казуальное толкование подлежащих применению к спорным правоотношениям норм права, обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для восстановления нарушенного ответчиком права Гладышева С.Н.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции привел аргументированное суждение о том, что выплачиваемое с 01.03.2010 г. истцу пенсионное обеспечение не соответствует требованиям действующего пенсионного законодательства в части применения к размеру его пенсии районного коэффициента 40%, а следовательно, решение ГУВД по Нижегородской области о перерасчете пенсии Гладышева С.Н. незаконно, и ГУВД по Нижегородской области обязано выплачивать истцу пенсию с применением районного коэффициента 70%.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.

При этом, ссылка ответчика на Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку данное положения указанного нормативного правового акта применяются для случаев назначения трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в то время как пенсионное обеспечение истца осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Доводы кассационной жалобы об ограничении районного коэффициента, подлежащего применению к размеру пенсии Гладышева С.Н. предельным размером 1,5 подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании подлежащих применению норм материального права, поскольку данное ограничение, обозначенное в ч.3 ст.48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, распространяется на случаи первичного назначения пенсии лицам, выехавшим за пределы района Крайнего Севера, в то время как по настоящему делу установлено, что пенсия истцу уже была назначена по правилам ч.1 ст. 48 указанного Закона и размер установленного при назначении районного коэффициента при выезде на другое место жительства должен быть сохранен за ним в силу ч.2 данной статьи Закона.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится.

Нормы материального и процессуального права применены судом правильно, поэтому предусмотренных ст.362 ГПК РФ оснований к отмене решения в кассационном порядке не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Нижегородского районного суда г.Н.Новгорода от 07 июля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: