Слепнев С.А., Слепнева М.Н.. Слепнева Д.С. к Финансовому управлению Администрации Ковернинского района НО о взыскании убытков



Судья Доможирова Л.Ю. Дело № 33-9746

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

Председательствующего Железновой Н.Д.

и судей Башаркиной Н.Н., Гаврилова В.С.

при секретаре Бурдуковой Е.И.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Башаркиной Н.Н.

дело по кассационной жалобе Слепневой М.Н.

с участием Слепневой М.Н., адвоката Гришанина И.К., представителя финансового управления администрации Ковернинского района Некрасовой С.В.

на решение Ковернинского районного суда Нижегородской области от 17 сентября 2010 года по делу по иску Слепнева Сергея Александровича, Слепневой Марины Николаевны. Слепневой Даримы Сергеевны к Финансовому управлению Администрации Ковернинского района Нижегородской области о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛА:

Истцы обратились с иском в суд к Финансовому отделу администрации Ковернинского района Нижегородской области о взыскании убытков в сумме 648000 рублей, указывая на то, что 05 марта 2008 годи Слепнева М.Н. обратилась в администрацию Ковернинского района с заявлением о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище на 2002 -2010 годы». Однако письмом от 29.09.2008 года администрация Ковернинского района Нижегородской области отказала во включении семьи в число участников подпрограммы. Решением Ковернинского районного суда Нижегородской области от 15 декабря 2008 года отказано в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения администрации Ковернинского района. Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 03 марта 2009 г. кассационная жалоба на решение Ковернинского районного суда Нижегородской области оставлена без удовлетворения, а решение без изменения. Постановлением Президиума Нижегородского областного суда от 13 августа 2009 года: отменены решение Ковернинского районного суди Нижегородской области от 15 декабря 2008 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 03 марта 2009 года по иску Слепнева С.А., Слепневой М.Н. к администрации Ковернинского района Нижегородской области о признании незаконным отказа во включении семьи в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». По делу вынесено новое решение: Удовлетворен иск Слепнева С.А., Слепневой М.Н. о включении в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Признан незаконным отказ администрации Ковернинского района Нижегородской области во включении семьи Слепневых: Слепнева С.А., <...> года рождения, Слепневой М.Н. <...> года рождения, Слепневой Д.С., <...> года рождения, в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». На администрацию Ковернинского района Нижегородской области возложена обязанность поставить семью Слепнева С.А. и Слепневой М.Н., состоящую из трех человек, на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении семьи Слепневых составом три человека в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы» по Ковернинскому району Нижегородской области. Истцы полагают, что вынесенное судебное постановление до настоящего времени не исполнено. Пока шли судебные разбирательства бюджетные средства, предусмотренные в 2009 году на предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья, распределены. Таким образом, в результате незаконных действий работников органа местного самоуправления, выразившихся в отказе включить семью в участники подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» вопреки действующему законодательству, семье Слепневых были причинены убытки, которые в соответствие со ст.ст.15, 16, 1069, 1071 ГК РФ подлежат возмещению. Сумму убытков истцы рассчитали исходя из пунктов 9-12 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006г. №285 «06 утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Однако, с учётом того, что до настоящего времени социальная выплата не произведена, размер убытков должен рассчитываться исходя из установленной нормативной стоимости 1 кв.м. на сегодняшний день. Стоимость 1 кв.м. для расчета социальной выплаты за 1 квартал 2010 год в Ковернинском районе Нижегородской области составляет 30 000 рублей за 1 кв.м. Следовательно, общий размер составляет 648 000 (30 000 X 54 X 40%) рублей.

В судебном заседании истцы уточнили заявленные исковые требования и просили взыскать в их пользу денежные средства в равных долях в сумме 648 000 рублей, а так же понесенные судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 9680 рублей, расходов на оплату услуг представителя в сумме 20000 рублей, расходов на проезд к месту судебного разбирательства в сумме 4000 рублей.

Решением Ковернинского районного суда Нижегородской области от 17 сентября 2010 года постановлено: в удовлетворении исковых требований Слепневу С.А., Слепневой М.Н., Слепневой Д.С. к Финансовому управлению Администрации Ковернинского района Нижегородской области о взыскании денежных средств в равных долях в сумме 648 000 рублей, и судебных расходов отказать.

В кассационной жалобе Слепневой М.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда как вынесенного с нарушением норм материального процессуального права. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствие со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с п.п. 5, 8 Постановления Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая определенным условиям. Участие в подпрограмме является добровольным. Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз,

В соответствие с п.п. 15, 17, 21 Постановления Правительства от 13 мая 2006 года №285 для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства соответствующие документы. Орган местного самоуправления организуем работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

В соответствие с п.п.22, 23 Постановления Правительства от 13 мая 2006 года №285 орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы. поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.

Из дела видно, что Слепнева М.Н. 30 июня 2008 года в соответствие с п. 15 Постановления Правительства от 13 мая 2006 года №285 представила в Администрацию Ковернинского района заявление по установленной форме и приложенные к нему необходимые документы для включения ее семьи в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы» по Ковернинскому району Нижегородской области.

Письмом от 29.09.2008 года Администрация Ковернинского района Нижегородской области отказала Слепневым во включении семьи в число участников программы.

Постановлением Президиума Нижегородского областного суда от 13 августа 2009 года отказ администрации Ковернинского района Нижегородской области во включении семьи Слепневых: Слепнева С.А., <...> года рождения, Слепневой М.Н., <...> года рождения, Слепневой Д.С., <...> года рождения, в качестве участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» признан незаконным. На администрацию Ковернинского района Нижегородской области возложена обязанность поставить семью Слепнева С.А. и Слепневой М.Н., состоящую из трех человек, на учёт и качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении семьи Слепневых составом три человека в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы» по Ковернинскому району Нижегородской области.

В соответствие с постановлением Правительства Нижегородской области от 13.07.2008 года №323 очередность в списках молодых семей формируется в зависимости от даты, с которой данные молодые семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. В соответствие с п. 22 Постановления Правительства от 13 мая 2006 года №285 в первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Как следует из сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2009 году, утвержденного Распоряжением Правительства Нижегородской области от 31 июля 2009 года №1853-р первой в списке, состоящем из 34 семей, значится семья /P/ с датой постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 13.07.2000 года. Семья Слепневых с датой постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий 10.11.2005 года в указанном списке отсутствует (л.д.48).

Из указанного Распоряжения следует, что в 2009 году социальная выплата в Ковернинском районе Нижегородской области была предоставлена только на одну семью. Данной семьей стала семья /P/, как значащаяся в списке первой. Более социальных выплат в 2009 году остальным участникам программы в Ковернинском районе Нижегородской области не производилось.

Как следует из письма Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.08.2010 года, получателем социальной выплаты в 2009 году в Ковернинском районе стала одна молодая семья с датой постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 13.07.2000 года (л.д. 122 - 123).

Семья Слепневых на учет, в качестве нуждающийся в улучшении жилищных условий, была поставлена 10.11.2005 года, то есть позднее семьи /P/.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что практически включить семью Слепневых в список участников подпрограммы на 2009 год не представлялось возможным, так как списки уже были сформированы и направлены в Министерство социальной политики до 1 сентября 2008 года.

В настоящее время семья Слепневых включена в список получателей социальной выплаты в 2010 году под номером один, что соответствует ст.ст.21, 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», то есть их право восстановлено.

Является правильным вывод суда о том, что право Слепневых на получение социальной выплаты не реализовано не по вине ответчика, поскольку на день рассмотрения дела в суде денежные средства на выполнение программы району выделены не были.

Однако, судебная коллегия считает, что до конца 2010 года истцами право на получение полагающейся социальной выплаты в случае высвобождения средств не утрачено, то есть до конца 2010 года Слепневыми право на получение субсидии может быть реализовано в установленном подпрограммой порядке. Кроме того, из письма Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.08.2010 года следует, что срок предоставления социальной выплаты семье Слепневых зависит от финансирования мероприятий подпрограммы в 2011-2015 году (л.д.122-123).

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 предусмотрено, что социальная выплата молодым семьям предоставляется на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам. Таким образом, предусмотрен строго целевой порядок предоставления указанной социальной выплаты.

В ходе рассмотрения дела Слепневыми не представлено доказательств, что истребуемая ими сумма убытков в размере 648000 рублей будет целенаправленно использована ими на приобретение жилья, а не какие-либо иные нужды.

В связи с тем, что истцами заявлен иск об убытках, истцам необходимо было в соответствии со ст.15 ГК РФ доказать наличие убытков или реальную возможность их возникновения, а также вину ответчика в их возникновении.

Социальная выплата, на которую претендуют истцы, - деньги целевые, их выделяют на улучшение жилищных условий.

Учитывая то обстоятельство, что семья Слепневых включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2010 год и право на получение социальной выплаты у нее сохраняется до окончания действия программы, суд пришел к правильному выводу, что истцами доказательств причинения им реального ущерба и упущенной выгоды не включением в подпрограмму на 2009 год е представлено.

С учетом приведенных выше правовых норм и установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов.

Довод кассационной жалобы фактически сводится к оспариванию включения семьи /P/ в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Ранее участие семьи /P/ в подпрограмме и получение ими социальной выплаты никем не оспаривалось, у истцов была возможность предъявить соответствующие требования. В связи с чем не имеет юридического значения дата включения семьи /P/ в число участников подпрограммы.

На основании изложенного, судебная коллегия не находит законных оснований для отмены решения суда, а поэтому кассационная жалоба Слепневой М.Н. удовлетворению не подлежит.

Кассационная жалоба не содержат в себе ссылок, указывающих на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права.

Все обстоятельства, которыми аргументированы кассационные жалобы, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в решении суда, не противоречат нормам материального и процессуального права, обоснованы доказательствами, которым дана надлежащая оценка, в соответствии со ст.67 ГПК. Обжалуемое судебное постановление имеет правильное правовое и фактическое обоснование.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными по основаниям, изложенным выше.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ковернинского районного суда Нижегородской области от 17 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: