Судья Зайцева Е.Г. Дело № 33-9928 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 09 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Железновой Н.Д., судей Башаркиной Н.Н. и Давыдова А.П., при секретаре Бурдуковой Е.И. заслушала в открытом судебном заседании по докладу Башаркиной Н.Н. дело по кассационной жалобе ЗАО «ОКБ-Нижний Новгород» с участием представителей ЗАО «ОКБ-Нижний Новгород» Куприянова Г.Н. и Шуртыгина Ю.Н. на решение Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 28 июля 2010 года по заявлению Прокурора Автозаводского района г. Н. Новгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «ОКБ – Нижний Новгород» об устранении нарушений закона о социальной защите инвалидов, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Автозаводского района г. Н. Новгорода, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ЗАО «ОКБ – Нижний Новгород» об устранении нарушений закона о социальной защите инвалидов, ссылаясь на то, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе данной проверки выявлены нарушения действующего законодательства ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород». По информации ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород» списочная численность организации на 01.06.2010 года составляет 193 человека. Директор Государственного учреждения «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода» в своем обращении к прокурору города Нижнего Новгорода указывает, что ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород» отказалось принимать граждан в счет квоты. Ответчиком не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Таким образом, ответчиком нарушаются конституционные права инвалидов, не обеспечиваются установленные законом государственные гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов. Просит суд обязать ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород» устранить нарушения Решением суда от 28 июля 2010г постановлено - исковые требования Прокурора Автозаводского района г. Н. Новгорода, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ЗАО «ОКБ – Нижний Новгород» об устранении нарушений закона о социальной защите инвалидов, - удовлетворить. Обязать ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород» устранить нарушения Обязать ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород» предоставлять в Государственное учреждение «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В кассационной жалобе ЗАО «ОКБ-Нижний Новгород» просит об отмене решения суда как незаконного. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Часть 2 ст. 7 Конституции РФ гарантирует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Согласно ст. 2. федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст.9 указанного закона, реабилитация инвалидов -система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья" со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию. Статья 20 федерального закона № 181-ФЗ предусматривает, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. В соответствии со ст. 24 федерального закона № 181-ФЗ, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов) (статья 21 Федерального закона № 181-ФЗ). В части 3 ст.25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность работодателя ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. И дела видно, что в ЗАО «ОКБ-Нижний Новгород» 196 работающих (л.д. 34). Установлено, что в нарушение вышеприведенных норм ЗАО «ОКБ-Нижний Новгород» не выделило рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора. Решение постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами. Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и обоснованно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления, судом первой инстанции не допущено. Довод в жалобе на то, что суд не учел, что в закон Нижегородской области от 26 декабря 2007г. «О квотировании рабочих мест» 1 июля 2010г. внесены изменения, а именно: в ст.4, согласно которой квота рабочих мест для инвалидов устанавливается в размере 2 процентов, моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в размере 1 процента, не может служить основанием для отмены решения суда, так как суд не обязал установить квоту в каком-либо конкретном размере, а лишь обязал ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород» устранить нарушения Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода от 28 июля 2010г. оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения. Председательствующий Судьи
закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства
инвалидов в пределах установленной квоты в месячный срок; обязать ЗАО «ОКБ - Нижний Новгород» предоставлять в Государственное учреждение «Центр занятости населения города Нижнего Новгорода» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства
инвалидов в пределах установленной квоты в месячный срок.
закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства
инвалидов в пределах установленной квоты в месячный срок.