Судья: Лелекин С.А. Дело №33-9988/2010 НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г.НижнийНовгород 30ноября2010года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи: Пряничниковой Е.В. судей: Таниной Н.А., Нижегородцевой И.Л. при секретаре судебного заседания: Гончаровой Н.С. рассмотрела в открытом судебном заседании по кассационной жалобе Медведева С.И. на решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 сентября 2010 года гражданское дело по заявлению Медведева С.И. о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления администрации г. Арзамаса, не обеспечивающих соответствия состояния окружающей среды (экологии) нормативному, Заслушав доклад судьи областного суда Пряничниковой Е.В., выслушав объяснения представителя администрации г.Арзамаса Рейно Е.Б., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Медведев С.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления администрации г. Арзамаса (далее - администрации), не обеспечивающих соответствия состояния окружающей среды (экологии) нормативному. В обоснование своих требований указывает на то, что бездействие администрации нарушает права и свободы его личности, как гражданина РФ и жителя г. Арзамаса, создаёт препятствие для осуществления его прав и свобод на безопасное существование, нарушает ст.2, ст.6 п.2, ст. 7 п.2, ст. 15 п.1,2, ст. 17, ст. 18, ст. 27, ст. 132 п.2 Конституции РФ, Федеральный Закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» гл.3 ст.11 п.11,24,25, Устав г. Арзамаса, Правила благоустройства г.Арзамаса, Положение о деятельности администрации г. Арзамаса, поскольку охрана окружающей среды в г. Арзамасе осуществляется ненадлежащим образом, а именно вырубка зеленых насаждений в местах точечной застройки, загрязнение (неочистка) водоемов, уборка улиц, площадей, дворов без утилизации пыли, отсутствие работ по сохранению лесных насаждений (городской дендрарий), поливомоечные работы, не соответствующие нормативам (перемещение грязи с улиц на тротуары), отсутствие ливневой канализации, задымленность и присутствие канцерогенных веществ в воздухе в результате задымления (от горения свалки в районе с. Саблуково, пожаров лесов), отсутствие регулярных данных по радиационной обстановке в средствах массовой информации. На обращения по указанным вопросам в администрацию ответа он не получил. Считает, что бездействие администрации г. Арзамаса нарушает Конституцию РФ, не позволяет пользоваться её защитой в области безопасного и комфортного проживания на территории г. Арзамаса (тротуары в облаках пыли при несоблюдении норм ее утилизации, грязь, передвинутая с проезжей части на тротуары, заваленные мусором территории с несанкционированными свалками, пруды с опасным содержанием). Представитель администрации г. Арзамаса по доверенности Никитина И.Н. с заявлением Медведева С.И. не согласилась. Указывает, что гражданин, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействий) органа местного самоуправления, обязан указать на нарушение его прав и свобод, т.е. указать на реальное нарушение своих прав. Медведев С.И., обращаясь с заявлением, указывает на абстрактные, предположительные обстоятельства, в результате которых могут наступить неопределенные последствия. Отсутствует указание на нарушение его конкретных прав с указанием конкретной нормы права. Согласно Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» п. 11 ст. 16, в полномочия городского округа входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. В соответствии с предоставленным полномочием администрация города осуществляет свою деятельность по данному направлению, заключает муниципальные контракты, осуществляет необходимые мероприятия в рамках переданных полномочий по охране окружающей природной среды. Контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Решением Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 сентября 2010 года в удовлетворении заявления Медведева С.И. о признании действий (бездействия) органа местного самоуправления администрации г. Арзамаса, не обеспечивающих соответствия состояния окружающей среды (экологии) нормативному, отказано. В кассационной жалобе, заявителем поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного. Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены не установлено. В силу положений ст. 254, 258 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Отказывая в удовлетворении заявления Медведеву С.И., суд обоснованно исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявления Медведева С.И. Как установлено судом, в соответствии с Уставом г. Арзамаса, город Арзамас является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа. Администрация города Арзамаса является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Арзамаса. Согласно п. 11 ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», в полномочия городского округа входит организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. В соответствии со статьей 43 Устава города Арзамаса Нижегородской области, принятого решением Арзамасской городской Думы от 30.06.2006 N *** администрация города в области охраны окружающей природной среды осуществляет следующие полномочия: 1) организует мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа; 2) определяет основные направления охраны окружающей природной среды на территории города, разрабатывает и реализует городскую комплексную экологическую программу; 3) производит оценку состояния окружающей природной среды и природных ресурсов на территории города; 4) планирует и финансирует материально-техническое обеспечение городских природоохранных мероприятий; 5) осуществляет взаимодействие с государственными органами по охране окружающей среды и экологическому контролю. Из материалов дела следует, что администрации г.Арзамаса мероприятия по охране окружающей природной среды осуществляет в пределах имеющихся полномочий и выделенных средств бюджета. В частности, администрацией г. Арзамаса заключен муниципальный контракт с ГУ «Нижегородский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями», предметом которого является предоставление информации о загрязнении атмосферного воздуха города Арзамаса, а также муниципальные контракты с организациями на содержание ливневой канализации, по вывозу крупногабаритного мусора, на содержание улиц и дорог, зеленых насаждений и цветников. Администрацией г. Арзамаса утверждены условия приема загрязняющих веществ со сточными водами предприятий в систему канализации города Арзамаса. Следовательно, утверждения заявителя о бездействии администрации г.Арзамаса в осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, не основательны. Мнение заявителя о недостаточности принимаемых мер, само по себе, не является доказательством нарушения его прав и свобод. Представленные заявителем в подтверждение его позиции фотографии, обозревающие проблемы, связанные с охраной окружающей природной среды, носят безотносительный к делу характер, поскольку не содержат сведений о том, когда и где производилось данное фотографирование. Кроме того, для удовлетворения требований заявителя Медведева С.И. следовало установить наличие причинной связи между означенными заявителем в его заявлении проблемами и недостаточностью, как полагает заявитель, принимаемых администрацией г.Арзамаса мер по их разрешению. Между тем, доказательств тому, что именно действия администрации, которые она осуществляет в пределах полномочий и выделенных для этих целей средств, повлекли те негативные последствия, о которых Медведев С.И. упоминает в обоснование заявления в суд и в кассационной жалобе в деле не имеется. Таким образом, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с учетом представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений доказательств, сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении требований Медведева С.И. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в кассационной жалобе не содержится. Решение постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами. Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется. Руководствуясь ст.360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда ОПРЕДЕЛИЛА: решение Арзамасского городского суда Нижегородской области от 23 сентября 2010 года по заявлению Медведева С.И. о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления администрации г. Арзамаса, не обеспечивающих соответствия состояния окружающей среды (экологии) нормативному оставить без изменения, кассационную жалобу Медведева С.И. – без удовлетворения. Председательствующий Судьи