по иску прокурора Нижегородского района города Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Нижнего Новгорода и администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода об обязании принять меры в ликвидации несанкци



Судья: Хохлова Н.Г. Дело № 33-10587

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 ноября 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего: Погорелко О.В. и судей: Крашенинниковой М.В., Пятовой Н.Л.,

при секретаре: Филипповой З.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пятовой Н.Л.,

с участием представителя администрации г. Н.Новгорода - по доверенности А.Д.Н.

дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Н.Новгорода - по доверенности А.Д.Н. и по кассационному представлению прокурора Нижегородского района г. Н.Новгорода

на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 22 сентября 2010 года по иску прокурора Нижегородского района города Нижнего Новгорода в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Нижнего Новгорода и администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода об обязании принять меры в ликвидации несанкционированной свалки

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указывая, что 19.05.2010 г. прокуратурой Нижегородского района города Нижнего Новгорода совместно с Нижегородским отделом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об утилизации отходов производства и потребления, в ходе которой установлено наличие несанкционированной свалки бытового мусора на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода, расположенной на <...>. Не исполнение администрацией г. Н. Новгорода требований действующего законодательства об утилизации отходов производства и потребления и законодательства об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения и непринятие мер по ликвидации имеющихся на территории Нижегородского района г. Н. Новгорода несанкционированных свалок строительного и бытового мусора приводит к ущемлению прав на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц. В соответствии с п.16 ч.4, п.18 ч.7 ст.43 Устава г.Н.Новгорода, п.3.1.5 Правил благоустройства в г.Н.Новгорода прокурор просил суд обязать ответчиков организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, находящихся на территории Нижегородского района г. Н.Новгорода, а именно: <...>.

Представители администрации г. Н. Новгорода и администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода - по доверенности А.Д.Н. и К.Т.А. с иском не согласились.

Решением суда от 22 сентября 2010 года на администрацию города Нижнего Новгорода возложена обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на <...>. В удовлетворении исковых требований прокурора Нижегородского района г. Н. Новгорода к администрации Нижегородского района г. Н. Новгорода отказано.

В кассационной жалобе представителя администрации г.Н.Новгорода - по доверенности А.Д.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В кассационном представлении поставлен вопрос об изменении решения суда в части дополнения резолютивной части указанием на срок исполнения ответчиком возложенных на него решением суда обязанностей.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации вех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с ч.2 ст.21 и ч.1 ст.22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 43 Устава города Н. Новгорода к полномочиям администрации города относится обеспечение исполнения вопросов местного значения.

В рамках указанных полномочий администрация г.Н.Новгорода в соответствии с п.16 ч.4, п.18 ч.7 ст.43 Устава г.Н.Новгорода организует проведение на территории города санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил, организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст.44 устава г.Н.Новгорода и положениями об администрациях районов г.Н.Новгорода, утв. постановлением городской Думы г.Н.Новгорода от 25.01.2006 № 2, администрации районов г.Н.Новгорода являются территориальными органами администрации города Нижнего Новгорода, организующими реализацию предусмотренных Уставом г.Н.Новгорода, Положением об администрации района задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района. Администрация района финансируется в соответствии со сметой доходов и расходов в пределах средств, предусмотренные на эти цели в бюджете города.

Согласно Положению об администрации Нижегородского района города Нижнего Новгорода (утв. Постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 25 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Положений об администрациях районов города Нижнего Новгорода»), администрация района города Нижнего Новгорода (далее администрация района) является территориальным органом администрации города Нижнего Новгорода, организующим реализацию предусмотренных Уставом города Нижнего Новгорода, настоящим Положением задач и полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на территории района (п.1.1.).

Типовыми правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечение чистоты и порядка на территории Нижегородской области (утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 года № 309), установлены единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определены порядок уборки и содержания городских и поселковых территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Нижегородской области, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.

Согласно п. 6.5.15 Типовых правил, ответственность за уборку и содержание территорий, не закрепленных за хозяйствующими субъектами, возлагается на администрацию муниципального образования.

Исходя из приведенных понятий, прилегающая территория, входящая в уборочную территорию хозяйствующего субъекта, должна определяться актом органа местного самоуправления.

Согласно постановлению главы администрации города Нижнего Новгорода от 14 марта 2007 г. N 893 «Об организации работ по сбору и вывозу крупно – габаритного мусора на территории города Нижнего Новгорода», во исполнение Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 12.12.2005 N 309 «Об утверждении Типовых правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории Нижегородской области», ст.43 Устава города Нижнего Новгорода, с целью обеспечения санитарного содержания придомовых территорий жилищного фонда города Нижнего Новгорода, упорядочения отношений между жилищными управляющими организациями и мусоровывозящими предприятиями, а также оптимизации деятельности жилищных организаций в вопросах определения объема образования крупногабаритного мусора и мест его сбора на территории города Нижнего Новгорода администрациям районов города Нижнего Новгорода в срок до 27 апреля 2007 года: определить объемы образования крупногабаритного мусора в районе (п.1.1.); с целью надлежащего сбора и вывоза крупногабаритного мусора с территорий районов города Нижнего Новгорода до 15 июня 2007 года провести конкурс на право вывоза крупногабаритного мусора с включенных в реестр площадок (п.1.5.); контроль за исполнением постановления возложить на директора департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода (п.2.)

Правила благоустройства города Н. Новгорода, утвержденные постановлением Городской думы № 56 от 20.06.2007 года, предусматривают, что администрация города Нижнего Новгорода за счет средств бюджета города обеспечивает содержание (уборку и ремонт) проезжей части улиц, площадей, скверов, парков, остановок общественного транспорта, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, содержание и уборку которых обязаны осуществлять юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством и настоящими Правилами (п.3.1.5).

Как видно из дела, 19.05.2010 г. прокуратурой Нижегородского района города Нижнего Новгорода совместно с Нижегородским отделом Инспекции административно-технического надзора Нижегородской области проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об утилизации отходов производства и потребления, в ходе которой установлено наличие несанкционированной свалки бытового мусора <...> (л.д. 6).

Согласно акту проверки Инспекции административно-технического надзора № <...> от 19.05.2010 года, в результате проведенного обследования <...> обнаружен навал бытового, строительного, крупногабаритного мусора, веток (л.д. 7-8).

Разрешая заявленные по настоящему делу требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для удовлетворения иска путем возложения указанной обязанности на Администрацию города, поскольку в соответствии с действующим законодательством обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям администрации г.Н.Новгорода и осуществляется за счет средств бюджета города, в то время как администрации районов, в рамках предоставленных им полномочий и в объемах финансирования, осуществляемого администрацией города, принимают участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов, образующихся на территории соответствующего района.

При этом администрацией г.Н. Новгорода меры в рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством по ликвидации несанкционированных свалок, скопления отходов бытового и строительного мусора на территории Нижегородского района, а именно <...>, не предпринимаются.

Факт наличия не вывезенных отходов на территории Нижегородского района г. Н.Новгорода, указанной прокурором, подтверждается материалами дела. Администрацией г.Н.Новгорода не представлено доказательств закрепления данного участка для содержания каким-либо хозяйствующим субъектом. Обязанность администрации г.Н.Новгорода по уборке спорной территории имеет место в силу Устава г.Н.Новгорода.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии у прокурора полномочий на предъявление настоящего иска подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, в частности ст.45 ГПК РФ и Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», поскольку принятие либо непринятие иных мер прокурорского реагирования, предусмотренных законом, не лишает прокурора права на обращение в суд.

Довод кассационной жалобы об отсутствии бюджетных средств на реализацию возложенных на администрацию г.Н.Новгорода Уставом г.Н.Новгорода обязанностей также не может повлечь отмены решения суда как несостоятельный.

Между тем, учитывая положения ч. 1 ст. 206 ГПК РФ, согласно которой при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов, судебная коллегия полагает необходимым изменить судебное постановление, дополнив резолютивную часть решения указанием срока исполнения возложенных на администрацию г. Н. Новгорода обязанностей, а именно в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 22 сентября 2010 года изменить, дополнив резолютивную часть указанием срока об исполнении возложенных на администрацию г. Н. Новгорода обязанностей в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, кассационную жалобу представителя администрации г. Н.Новгорода - по доверенности А.Д.Н. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: