по заявлению Курган В.К. об оспаривании решения межведомственной комиссии Администрации Городецкого района Нижегородской области



Судья: Савенкова Т.П. Дело № 33-10670О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

7 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего Погорелко О.В. и судей: Крашенинниковой М.В., Пятовой Н.Л.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пятовой Н.Л.,

при секретаре Филипповой З.В.,

с участием представителя Администрации Городецкого района Нижегородской области – по доверенности Т.Ю.Н.

дело по кассационной жалобе представителя Администрации Городецкого района Нижегородской области - по доверенности Ж.О.Н.

на решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 7 октября 2010 года по заявлению Курган В.К. об оспаривании решения межведомственной комиссии Администрации Городецкого района Нижегородской области

У С Т А Н О В И Л А:

Курган В.К. обратилась в суд с настоящим заявлением, указывая, что 4 августа 2010 года она совместно с Ш.Н.А. и К.Е.К. обратилась в межведомственную комиссию Городецкого района Нижегородской области с заявлением о разрешении проектирования реконструкции системы отопления с последующим отключением от центральной системы теплоснабжения в связи с установкой индивидуального газового котла в квартире № <...> <...>-ти квартирного жилого дома № <...> по ул. <...>, г. <...>. К вышеуказанному заявлению в качестве приложения в межведомственную комиссию Городецкого района были представлены: акт согласования технической возможности газификации квартиры и последующим отключением от центральной системы теплоснабжения в связи с установкой газового теплогенератора с закрытой камерой сгорания от 12 июля 2010 года; протокол от 26.07.2010 года № 1 общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме, согласно которого по вопросу № 2 повестки дня о внесении изменений в систему теплоснабжения и газоснабжения многоквартирного дома №<...>, в связи с установкой индивидуального газового оборудования для осуществления теплоснабжения квартиры № <...> и вопросу № 5 произвести демонтаж стояков теплоснабжения, проходящих через квартиру № <...>, многоквартирного дома, после перевода данных квартир на индивидуальное отопление, за счет долевого участия собственника кв. № <...> многоквартирного дома собственники жилого дома проголосовали положительно большинством голосов; технические условия от 06 августа 2010 года № 943 на реконструкцию внутридомовой системы теплоснабжения. 6 сентября 2010 года в результате повторного рассмотрения заявления о разрешении проектировании, реконструкции системы отопления с последующим отключением от центральной системы отопления межведомственная комиссия Городецкого района приняла решение, в котором указала, что не возражает против проектирования реконструкции системы отопления с последующим отключением от центральной системы теплоснабжения с установкой индивидуального газового котла в квартире № <...> жилого дома № <...> по ул. <...>, г. <...> при условии: реконструкции системы теплоснабжения всего дома, т.е. перевода всех квартир данного жилого дома на индивидуальное отопление в соответствии с письмом министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области от 18.06.2009 года №313-01-3227 «О переводе на индивидуальное отопление»; выполнения работ по устройству дымоходов и восстановлению вентиляционных каналов согласно акту Городецкого ВДПО № 215 от 20.07.2010 года; повторного проведения собрания собственников жилых помещений с присутствием представителя ООО «Управляющая компания» г. <...>. Заявитель считает решение районной межведомственной комиссии Городецкого района Нижегородской области от 06.09.2010 года о разрешении проектирования, реконструкции системы отопления с последующим отключением от центральной системы теплоснабжения под условиями, содержащимися в этом решении, не отвечающим требованиям законодательства, нарушающим её права и свободы.

Представитель Администрации Городецкого района в судебное заседание не явился.

Решением суда от 7 октября 2010 года постановлено признать решение районной межведомственной комиссии по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений Администрации Городецкого района Нижегородской области от 06.09.2010 года незаконным и обязать администрацию муниципального образования «Городецкий район» выдать Курган В.К. документ по форме и содержанию, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 г. № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения», подтверждающий принятие решения о разрешении проектирования реконструкции системы отопления с последующим отключением от центральной системы теплоснабжения в связи с установкой индивидуального газового котла в квартире № <...> <...>-квартирного дома № <...> по ул.<...> г. <...> Нижегородской области.

В кассационной жалобе представителя Администрации Городецкого района Нижегородской области - по доверенности Ж.О.Н. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассатора по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п.2 и 5).

В силу положений ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 26 ЖК РФ предусматривает, что переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч.1).

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет:

1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения;

4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;

5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма);

6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры (ч.2).

Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование (ч.3).

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган (ч.4).

Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.5).

Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства жилого помещения (ч.6).

Статья 27 ЖК РФ устанавливает, что отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Пунктом 7.3.7 Строительных норм и правил РФ «Здания жилые многоквартирные» (СНиП 31-01-2003), принятых и введенных в действие постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 г. № 109, в квартирах и встроенных помещениях общественного значения многоквартирных жилых домов, кроме помещений детских и лечебных учреждений, допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения с теплогенераторами на природном газе с закрытыми камерами сгорания.

Разрешая заявление Курган В.К., суд первой инстанции обоснованно исходил из того обстоятельства, что межведомственная комиссия Городецкого района Нижегородской области по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах наделена распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления, принимает решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, а, следовательно, ее действия могут быть оспорены в порядке гл.25 ГПК РФ.

При этом суд, из доказательств, имеющихся в материалах дела, установил, что 4 августа 2010 года Курган В.К., Ш.Н.А. и К.Е.К. обратились в межведомственную районную комиссию по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах Администрации Городецкого района Нижегородской области (далее межведомственная комиссия) с заявлением о разрешении переустройства жилого помещения - реконструкции системы отопления с последующим отключением от центральной системы теплоснабжения в связи с установкой газового котла в квартире № <...> <...>-квартирного жилого дома № <...> по ул.<...> г.<...> Нижегородской области (л.д.14).

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается в кассационной жалобе, что с заявлением были представлены: правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (л.д.21-25); протокол №1 общего собрания от 26.07.2010 года (вопрос №5), согласно которому было принято единогласное решение произвести демонтаж стояка теплоснабжения, проходящего через квартиру №<...> многоквартирного дома после перевода данной квартиры на индивидуальное отопление за счет долевого участия собственника квартиры №<...> многоквартирного дома (л.д.10-12); акт согласования технической возможности газификации квартиры и последующим отключением от центральной системы теплоснабжения в связи с установкой газового генератора с закрытой камерой сгорания, подписанный зам. главы администрации Городецкого района по развитию ЖКХ, Городецким РЭС филиала №4 ОАО «Нижегородоблгаз», ООО «Управляющая компания», МУП «Тепловые сети», УАиГ Городецкого района, Общественной противопожарной организацией (л.д.9).

Впоследствии были представлены также технические условия № 943 от 06.08.2010г. на реконструкцию внутридомовой системы теплоснабжения при установке в квартире заявителя индивидуального газового котла (л.д.16).

Согласно выписке из протокола заседания межведомственной комиссии от 06.09.2010 года № 6, комиссией принято решение, в котором указано, что комиссия не возражает против проектирования Ш.Н.А., Курган В.К. и К.Е.К. реконструкции системы отопления с последующим отключением от центральной системы теплоснабжения с установкой индивидуального газового котла в квартире № <...> жилого дома № <...> по ул.<...> г.<...> при условии:

1) реконструкции системы теплоснабжения всего дома, то есть перевода всех квартир данного жилого дома на индивидуальное отопление в соответствии с письмом Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области от 18.06.2009 года № 313-01-3227 «О переводе на индивидуальное отопление»;

2) выполнения работ по устройству дымоходов и восстановлению вентиляционных каналов согласно акту Городецкого ВДПО № 215 от 20.07.2010 года;

3) повторного проведения собрания собственников жилых помещений с присутствием представителя ООО «Управляющая компания» г. <...>.

Оценивая вышеуказанное решение комиссии, суд первой инстанции правомерно признал его незаконным, поскольку установил, что разрешение проектирования реконструкции системы отопления дано под условием реконструкции системы теплоснабжения всего дома, то есть перевода всех квартир данного жилого дома на индивидуальное отопление, требование соблюдения которого не может быть признано законным.

А именно, в своем решении комиссия в качестве обоснования правомерности позиции указывает письмо Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области от 18.06.2009 года №313-01-3227 «О переводе на индивидуальное отопление», которое обосновано было отвергнуто судом, поскольку данный документ в силу закона не является нормативным правовым актом, а носит лишь рекомендательный характер, в то время как ст. 27 ЖК РФ устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании переустройства, к которым несоблюдение рекомендаций законодателем не поименовано.

Поскольку в силу ч.1 ст.249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), - а заинтересованное лицо не предоставило доказательств правомерности предъявленных в решении условия о переводе всех квартир данного жилого дома на индивидуальное отопление – при отсутствии в акте согласования технической возможности газификации квартиры и технических условиях указания на возможность осуществления заявленного переустройства под условием реконструкции системы теплоснабжения всего дома, суд обоснованно признал оспариваемое решение незаконным, т.к. оно нарушает и создает препятствия в осуществлении заявителем прав и свобод.

При таких обстоятельствах решение суда в части признания решения районной межведомственной комиссии по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений Администрации Городецкого района Нижегородской области от 06.09.2010 года незаконным является обоснованным и отмене не подлежит.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части установления порядка устранения допущенного нарушения закона.

А именно, поскольку в настоящее время Курган В.К. в орган, осуществляющий согласование, не предоставлен подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения, возложение на заинтересованное лицо обязанности по выдаче документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и жилого помещения, преждевременно.

Суд кассационной инстанции полагает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «Городецкий район» обязанность вновь рассмотреть заявление о разрешении проектирования реконструкции системы отопления с последующим отключением от центральной системы теплоснабжения в связи с установкой индивидуального газового котла в квартире № <...> <...>-ти квартирного жилого дома № <...> по ул.<...> г.<...>.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Городецкого городского суда Нижегородской области от 7 октября 2010 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

Признать решение районной межведомственной комиссии по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений Администрации Городецкого района Нижегородской области от 06.09.2010 года незаконным.

Возложить на администрацию муниципального образования «Городецкий район» обязанность рассмотреть заявление Ш.Н.А., Курган В.К., К.Е.К. о разрешении проектирования реконструкции системы отопления с последующим отключением от центральной системы теплоснабжения в связи с установкой индивидуального газового котла в квартире № <...> <...>-ти квартирного жилого дома № <...> по ул.<...> г. <...> с учетом требований действующего законодательства РФ.

Председательствующий:

Судьи: