Судья – Копкина И.Ю. Дело № 33-11067/10 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 14 декабря 2010 г. судебная коллегия Нижегородского областного суда в составе председательствующего Железновой Н.Д., судей Гориной Л.Н., Гаврилова В.С. заслушала в открытом судебном заседании по докладу Гаврилова В.С. при секретаре Живаковой Л.Н. дело по кассационной жалобе Администрации Борского района с участием Шутовой С.Н., Трубкина Е.Ю. (по довер.) на решение Борского городского суда Нижегородской области от 03 ноября 2010 года по заявлению Шутова К.М., Шутовой С.Н. о признании незаконным распоряжения администрации Борского района Нижегородской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л А: Шутов К.М. и Шутова С.Н. обратились в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения администрации Борского района № 1114 от 31.03.2010 г. об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование заявления указали, что 28 февраля 2010 г. они обратились в администрацию Борского района с заявлением о принятии их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Однако в постановке было отказано по мотиву, что они зарегистрированы в квартире по адресу: <…>, общей площадью <…> кв.м., которая была ими подарена дочери Потапчик А.К. Условиями договора дарения предусмотрено их право пользоваться данной квартирой и они обеспечены общей площадью жилого помещения в расчете на 1 члена семьи выше учетной нормы. С данным отказом они не согласны, поскольку Шутов К.М. является участником Великой Отечественной войны, а Шутова С.Н. - ветераном Великой Отечественной войны, и в соответствии с Законом «О ветеранах» имеют право на меры социальной поддержки, а именно на принятие их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просили распоряжение администрации Борского района № 1114 от 31.03.2010 г. признать незаконным и обязать администрацию Борского района поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В судебном заседании представитель заявителей Аксенов А.Г. уточнил требования и просит признать распоряжение администрации Борского района № 1114 от 31.03.2010 г. незаконным в части касающейся отказа Шутовым, в остальной части заявление поддержал в полном объеме. Также уточнил, что заявление в администрацию Борского района о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении было написано от имени Шутова К.М. и Шутовой С.Н., однако какого-либо официального ответа Шутова С.Н. не получила. Шутова С.Н. мнение своего представителя поддержала. Представитель администрации Борского района Гельфанова Ю.И. с заявлением не согласилась, пояснив, что заявление Шутова К.М. было рассмотрено на заседании комиссии по жилищным вопросам администрации Борского района 30 марта 2010 г. Заявителю было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и пп. 2 п. 1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 г. № 179-З «О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Категории граждан, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, указаны в статьях 14, 15, 17-19, 21 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Шутова С.Н. в соответствии с удостоверением № <…> имеет права и льготы, установленные ст. 20 вышеуказанного закона и не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Кроме того, Шутова С.Н. с самостоятельным заявлением о принятии на учет как ветерана Великой Отечественной войны в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не обращалась. Шутову К.В., имеющему удостоверение участника Великой Отечественной войны, инвалиду 2 группы вследствие общего заболевания, в силу ч.2 ст.15 ФЗ «О ветеранах» предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны. На дату обращения в администрацию Борского района с заявлением о принятии на учет Шутов К.М. был обеспечен общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 16,15 кв.м, что превышает размер учетной нормы, установленной в Борском районе – 12 кв.м. Кроме того, заявителями был оформлен договор дарения квартиры по адресу: <…>, своей дочери Потапчик А.К., при этом за Шутовыми сохраняется право пользования данной квартирой. Решением Борского городского суда Нижегородской области от 03 ноября 2010 года постановлено: Заявление Шутова К.М., Шутовой С.Н. удовлетворить частично. Признать распоряжение Администрации Борского района Нижегородской области от 31.03.2010 года № 1114 «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» в части отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Шутова К.М., участника Великой Отечественной войны незаконным. Обязать Администрацию Борского района Нижегородской области принять Шутова К.М. на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В остальной части заявления – отказать за необоснованностью. В кассационной жалобе Администрации Борского района ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного в части удовлетворения иска Шутова К.М. Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения явившихся по делу лиц, приходит к следующему. Всеобщая декларация прав человека установила: «Каждый человек имеет право на восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» (ст.8). С этой нормой международного права перекликается ст.46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Как установлено в судебном заседании, 28.02.2010 года Шутов К.М., являясь участником ВОВ, обратился в администрацию Борского района с заявлением о постановке его и члена его семьи (жены Шутовой С.Н.) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. К заявлению Шутов К.М. приобщил: копию паспорта на себя и на жену, копию своего удостоверения участника ВОВ, копию удостоверения ветерана ВОВ жены, свидетельство о браке, справки УФРС, выписку из лицевого счета МУП «ОЖКХ», копию договора дарения квартиры, свидетельство о государственной регистрации права на имя Потапчик А.К. Распоряжением администрации Борского района Нижегородской области от 31.03.2010 года за № 1114 в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Шутову К.М. было отказано со ссылкой на п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ и подп.2 п.1 ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года за № 179-З. В соответствии с п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, когда представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно подп.2 ч.1 ст.8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 года за № 179-З, отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете. В силу п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» Президент РФ постановлено считать необходимым завершить обеспечением жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно статьи 23.2 названного Федерального закона: Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: 2) по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; В вышеуказанном законе статьями 14, 15, 17-19, 21 определены категории граждан, являющихся ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Как установлено в судебном заседании, Шутова С.Н. в соответствии с удостоверением № <…> имеет права и льготы, установленные ст.20 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», как лицо, проработавшее в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Меры социальной поддержки таких лиц, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Законом Нижегородской области от 29.11.2004 г. № 133-З «О мерах социальной поддержки ветеранов» такая мера социальной поддержки как обеспечение жильем вышеназванной категории лиц не предусмотрена. Таким образом, суд, установив, что Шутова С.Н., являясь ветераном Великой Отечественной войны, не имеет права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, с заявлением о принятии на учет как ветерана Великой Отечественной войны в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрацию Борского района она не обращалась, обоснованно отказал ей в удовлетворении заявления. Что касается требований Шутова К.М., то суд нашел их обоснованными по следующим основаниям: Шутов К.М., будучи участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением № <…>, является инвалидом 2 группы вследствие общего заболевания и имеет право на предоставление мер социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с ч.1 ст.15 ФЗ от 12.01.1995 г № 5-ФЗ «О ветеранах». Эти обстоятельства по делу не оспаривались. Отказывая в постановке на учет Шутову К.М. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий администрацией Борского района указано основание как обеспечение общей площадью жилого помещения на одного человека (общая площадь квартиры, где зарегистрирован и проживает Шутов К.М. составляет <…> кв.м на двух человек, при учетной норме в Борском районе в размере 12 кв.м). Согласно ст.49 ЖК РФ быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут следующие категории граждан: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные гражданке, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан признаются нуждающимися по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Поскольку ФЗ «О ветеранах» не содержит оснований признания инвалидов Великой Отечественной войны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то в силу ч.3 ст.49 ЖК РФ инвалиды Великой Отечественной войны признаются нуждающимися в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ. В соответствии с ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По делу установлено, что квартира по адресу: <…> получена Шутовыми в результате сноса частного дома в 1988 г. Договор дарения данной квартиры оформлен был 01.02.2005 г., в результате сделки собственником квартиры является Потапчик А.К. Шутов К.М. с заявлением в администрацию Борского района о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий обратился только 28.02.2010 г., т.е. по прошествии 5 лет. Как следует из справки выданной МУП «Объединение ЖКХ» общая площадь квартиры, где зарегистрирован и проживает Шутов К.М.,, являющийся инвалидом 2 группы, составляет <…> кв.м, жилая <…> кв.м Шутов К.М. членом семьи нанимателя или собственника квартиры, в которой фактически проживает, не является, совместно с собственником жилья также не проживает. При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному и законному выводу о том, что имеются правовые основания для признания Шутова К.М. нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложения на администрацию Борского района Нижегородской области обязанности поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Доводы, изложенные в кассационной жалобе Администрации Борского района, не опровергают обстоятельств, на основании которых суд пришел к выводу о нуждаемости Шутова К.М. в улучшении жилищных условий (является участником Великой Отечественной войны, собственного жилья не имеет, членом семьи нанимателя или собственника жилой площади не является), а поэтому не могут быть приняты в качестве оснований для отмены судебного постановления по настоящему делу. На основании изложенного и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия, О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Борского городского суда Нижегородской области от 03 ноября 2010 года оставить без изменения. а кассационную жалобу Администрации Борского района – без удовлетворения. Председательствующий: Железнова Н.Д. Судьи: Горина Л.Н., Гаврилов В.С.