Прокурор в интересах Морозова В.Г. к ОПФ РФ по Варнавинскому району о понуждении включить период работы в льготный стаж



Судья – Христич С.Б. Дело № 33-11003/10

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

14 декабря 2010 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижего­родского областного суда в составе председательствующего: Железновой Н.Д. и судей: Гориной Л.Н., Гаврилова В.С.

при секретаре Живаковой Л.Н.

заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по докладу судьи Гаврилова В.С.

с участием Шелехова А.В.(по довер.)

по кассационной жалобе ОПФ РФ по Варнавинскому району Нижегородской области

на решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от07октября2010 года

по иску прокурора Варнавинского района в интересах Морозова В.Г. к Отделу Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району Нижегородской области о понуждении включить период работы Морозова В.Г. с 19 июля 2004 года по 01 января 2009 года в льготный стаж, дающий право на по­лучение досрочной пенсии по старости, произвести перерасчет суммы задолжен­ности по неполученной пенсии с марта 2010 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Варнавинского района обратился в Варнавинский районный суд с указанным иском. В обоснование своих требований, указал, что прокуратурой Варнавинского района проведена проверка по обращению Морозова В.Г. по во­просу нарушения его трудовых прав, о невключении пожарного стажа в льгот­ный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 28 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пен­сиях в РФ» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона, мужчинам и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Госу­дарственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обо­роны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедст­вий.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 уста­новлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Спи­ском должностей работников государственной противопожарной службы (по­жарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министер­ства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида­ции последст­вий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное на­значение трудо­вой пенсии по старости в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пен­сиях в РФ».

В соответствии с Указом Президента РФ от 09 ноября 2001 года №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безо­пасности», с 01 января 2002 года государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу Мини­стерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации по­следствий стихийных бедствий, в ее состав включены входящие по со­стоянию на 01октября 2001года в систему Государственной противопожарной службы МВД РФ центральные и территориальные органы, подразделения, уч­реждения, пред­приятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.

Кроме того, ч. 2 ст. 5 ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что в Го­сударственную противопожарную службу входят: федеральная противопо­жарная служба; противопожарная служба субъектов РФ.

На протяжении всех этапов, когда осуществлялось преобразование Госу­дарственной противопожарной службы МВД РФ в ГУ МЧС России по Ниже­го­родской области, 125 Пожарная часть ГУ МЧС России являлась структурным подразделением ГУ МЧС России по Нижегородской области.

ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законода­тельные акты Российской Федерации…» разграничены полномочия между фе­де­ральными органами государственной власти и органами государственной вла­сти субъектов РФ. С введением данного нормативного акта Нижегородская об­ласть, являющаяся субъектом РФ для выполнения своих полномочий в области пожар­ной безопасности должна была создать противопожарную службу субъ­екта РФ.

Однако, поскольку на территории субъекта на тот момент уже существо­вала достаточная численность Государственной противопожарной службы Ми­нистерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ли­квидации последствий стихийных бедствий Правительства Нижегородской об­ласти заключило Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномо­чий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территори­альному органу МЧС России – ГУ МЧС России по Нижегородской области.

Выполнение ГУ МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта.

В связи этим Правительством Нижегородской области и было создано юридическое лицо Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Ни­жегородской области, через которое на протяжении 2005, 2006 годов Прави­тель­ство Нижегородской области осуществляло финансирование пожарных частей ГУ МЧС России по Нижегородской области.

Распоряжением Правительства Нижегородской области № 644-Р от 01ноября 2004года была утверждена структура и предельная численность ра­бот­ников Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегород­ской области. В п.2 данного Распоряжения указано, что предельная числен­ность ра­ботников комитета установлена с 01января2005 года – 51 человек, в том числе государственных служащих – 5 человек, работников, не являющихся государст­венными служащими, – 46 человек, поэтому численность пожарных частей ни­когда не выводилась из состава Главного управления.

Перевод численности из федеральной структуры в областную произво­дился бы в данном случае через увольнение, а этому нет документального под­тверждения, так как в трудовых книжках работников нет записи об увольнении и переводе в другое юридическое лицо.

Трудовой договор с Морозовым В.Г. заключен от имени ГУ МЧС России по Нижегородской области 11 января 2009 года.

В ст. 154 указанного закона, регулирующей мероприятия по разграниче­нию полномочий в области пожарной безопасности, установлено, что данные меро­приятия будут регулироваться ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъек­тов РФ, ст.ст. 10, 16, 18 ФЗ от 21декабря 1994года № 69-ФЗ «О пожарной безопасно­сти».

Полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области пожарной безопасно­сти разграничены, в том числе и в области финансирования служб пожарной безопасности. Однако структурная и функциональная принадлежность данного структурного подразделения всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области.

В связи с этим прокурор Варнавинского района просил суд обязать Глав­ное управление Отдела Пенсионного фонда РФ по Варнавинскому району Ниже­город­ской области включить период работы Морозова В.Г. с 19 июля 2004 года по 01 января 2009 года в льготный стаж, дающий право на получение досрочной пенсии по старости, произвести перерасчет суммы задолженности по неполу­ченной пен­сии с марта 2010 года.

Морозов В.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требова­ния - Главного управления МЧС по Нижегородской области - Шиканова Н.В. с ис­ковыми требованиями прокурора в интересах Морозова В.Г. согласилась, считая их законными и обоснованными.

Представитель ответчика – Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской об­ласти Масляков С.О. исковые требования не признал.

Решением Варнавинского районного суда Нижегородской области от07октября2010 года постановлено:

Исковые требования прокурора Варнавинского района в интересах истца Морозова В.Г. к Государственному учреждению – Отделу Пен­сионного фонда РФ по Варнавинскому району Нижегородской области удовле­творить.

Обязать Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда Россий­ской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области включить в специальный стаж Морозова В.Г. период работы в должности водителя 125-ПЧ по охране п. Северный Варнавинского района с 19июля 2004 года по 31 декабря 2008 года.

Обязать Государственное учреждение отдел пенсионного фонда Россий­ской Федерации по Варнавинскому району Нижегородской области произвести перерасчет суммы задолженности по пенсии неполученной Морозовым В.Г. с марта 2010 года.

В кассационной жалобе ГУ ОПФ РФ по Варнавинскому району Нижего­родской области поставлен во­прос об отмене решения суда как незаконного и не­обоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции прове­ряет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, вы­слушав объяснение представителя органа Пенсионного фонда РФ, судеб­ная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного по­становления.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора Варнавинского района в интересах Морозова В.Г. под­лежат удовлетворению. Доводы кассационной жалобы не могут быть при­няты су­дебной коллегией во внимание по следующим основаниям.

Статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определено, что в Государственную противопожарную службу входят феде­ральная противопожарная служба, структурно входящая в Министерство Россий­ской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ли­квидации последствий стихийных бедствий, и противопожарная служба субъек­тов РФ, соответственно, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая орга­нами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочно трудовая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государст­венной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и ава­рийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 уста­новлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последст­вий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудо­вой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В то же время включение в стаж для назначения дос­рочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пен­сии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противо­пожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Из материалов дела следует, что согласно трудовой книжки Морозова В.Г., он был принят на должность шофера в ППЧ-125 на основании приказа от 20 февраля 1984 года, где проработал до 31 декабря 2008 года. Истцу ОПФ РФ по Варнавинскому району Нижегородской области была назначена досрочная трудовая пенсия по старости, которую он получал с 06 марта 2009 года. С 01марта 2010года ответчиком выплата пенсии Морозову В.Г. была прекращена со ссылкой на необоснованное ее назначение, поскольку в спорный период истец ра­ботал в противопожарной службе субъекта РФ, этот период в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, не включается, а поэтому право на досрочную пен­сию по старости он не приобрел.

Согласно справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимых для назначения трудовой пенсии и подтверждающей посто­янную занятость на льготной работе, истец полный рабочий день при полной ра­бочей неделе работал в особых условиях труда, в том числе и в спорные периоды времени - с 19 июля 2004 года по 31 декабря 2008 года - в 22 отряде Государствен­ной противопожарной службы МЧС России по Нижегородской области в каче­стве шофера 125 ППЧ, водителя 125 ПЧ 22 ОГПС. Иного места работы у истца не было.

На основании Указа Президента РФ от 09 ноября 2001 года № 1309 Госу­дарственная противопожарная служба МВД РФ 01 января 2002 года преобразо­вана в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. На основании Директивы Министерства РФ по делам ГО ЧС и ликвидации последствий стихийных бедст­вий от 24 марта 2003 года № 31-23-21 Управление Государственной противопо­жарной службы МЧС России Нижегородской области с 01 октября 2003 года ре­организовано в Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области.

По делу установлено, что 19 июля 2004 года 125-ПЧ по охране п. Северный Варнавинского района передано в подчинение управления по делам ГО и ЧС Варнавинского района Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области (запись № 14). На основании приказа Министерства РФ по делам ГО и ЧС и ликвидации по­следствий стихийных бедствий от 16 октября 2004 года № 487 Главное управле­ние по делам ГО и ЧС Нижегородской области с 01 января 2005 года реорганизо­вано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области, в связи с ликвидацией управления по делам ГО и ЧС Варнавинского района 124-ПЧ по охране р.п. Варнавино передана в подчинение МЧС России по Нижегородской области. Одновременно был создан Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.

В соответствии с приказом начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Нижегородской области №657 от 17 декабря 2004 года ПЧ-125 является структурным подразделением ПЧ-124.

Записи о том, что Морозов В.Г. уволен из ПЧ-125 ГУ по ГО ЧС Варнавинского района и принят на должность водителя ПЧ-125 Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в трудовой книжке не имеется.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ именно трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Следовательно, ПЧ-125, где работал водителем истец Морозов В.Г. фактически в спорный период находилась в двойном подчинении. При этом, являясь структурным подразделением вновь созданного Комитета Гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в части финансирования, ПЧ-125 не была выведена из состава МЧС России, являясь также подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Данные обстоятельства подтверждаются тем, что штатное расписание утверждалось приказом ГУ МЧС России по Нижегородской области.

Согласно письма Главного управления МЧС России по Нижегородской области в спорный период времени между Правительством Нижегородской области и ГУ МЧС России по Нижегородской области заключено Соглашение о передаче полномочий по решению задач, в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России – ГУ МЧС России по Нижегородской области.

В связи с этим, суд обоснованно указал, что структурная и функциональная принад­лежность пожарной части 125 ГУ МЧС России по Нижегородской области ос­талась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, в связи с чем Морозов В.Г. в период с 19 июля 2004г. по 31 декабря 2008г. осуществлял свою деятельность в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, то есть являлся фактически и со­трудником федеральной противопожарной службы. Поэтому спорный период времени с 19 июля 2004г. по 31 декабря 2008г. подлежит включению в специ­альный стаж, предоставляющий право на назначение ему трудовой пенсии по старости досрочно.

При таких обстоятельствах верным является вывод суда о том, что поскольку с 01 марта 2010 года выплата трудовой пенсии по старости, назначенной истцу с 06 марта 2009 года, была прекращена, ответчик обязан произвести перерасчет пенсионных выплат с 01 марта 2010 года.

Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению в силу вышеиз­ложенного, а также, поскольку по существу направлены на иную оценку до­казательств, имеющихся в материалах дела, что в силу закона не является ос­нованием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разреше­нии данного спора тщательным образом были исследованы доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, подвергшихся оценке в соответствии со ст.67 ГПК РФ. В решении суда приведены мотивы, по которым отвергнуты доводы органа Пенсионного фонда об ином применении норм материального права, с указанной позицией суда судебная коллегия согласилась, вследствие чего не может прийти к иным выводам.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания, проверки и оценки суда, в кассационной жалобе не содержится, существенных нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, поэтому предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований к отмене ре­шения в кассационном порядке не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, су­дебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Варнавинского районного суда Нижегородской области от07октября2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ ОПФ РФ по Варнавинскому району Нижегородской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Железнова Н.Д.

Судьи: Горина Л.Н., Гаврилов В.С.