Судья – Крутова О.В. Дело №33-11261 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е: 21 декабря 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе: председательствующего судьи Серова В.А. и судей: Кондаковой Т.А., Крайневой Н.А. при секретаре: Селютиной С.Л. рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи: Серова В.А. дело по кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Нижегородской области с участием: Авдошина В.В., Уразбековой Д.В, на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 26 октября 2010 года по иску Кольчугиной ТВ к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Нижегородской области о включении определенного периода работы в специальный стаж работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛА: Кольчугина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Нижегородской области о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периодов работы с 31.01.1984 года по 30.05.1985 года в качестве инструктора по работе с ПСО и ДПД Сосновской ППЧ -56 Павловского ОППО, с 31.05.1985 года по 25.01.1986 года в качестве инженера пожарной профилактики ППЧ – 56 Павловского ОППО, с 01.01.2005 года по 31.03.2007 года в качестве диспетчера 148-ПЧ Федеральной противопожарной службы по охране р.п. Сосновское, с 01.01.2009 года по 16.01.2009 года в качестве диспетчера 148-ПЧ Федеральной противопожарной службы по охране р.п. Сосновское, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 10.07.2010 года, о взыскании расходов по оплате госпошлины. Как полагает истица её специальный стаж, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», составляет требуемые законом 25 лет, а 10.07.2010 года она достигла возраста 50 лет. 01.06.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, однако в назначении пенсии ей отказано. С решением ответчика она не согласна, считает его незаконным. Должностные инструкции инструктора по работе с ПСО и ДПД и инструктора по противопожарной профилактике, а также инженера противопожарной профилактики и инструктора противопожарной профилактики идентичны по своей служебной функции и тождественны: поскольку в её обязанности входило обследование и проверка обслуживаемых объектов не только в п. Сосновское, но и в целом по Сосновскому району на соответствие их требованиям пожарной безопасности, по их результатам оформлялись необходимые документы; также на объектах проверялось техническое состояние средств пожарной автоматики и пожаротушения. С 01.01.2005 года её место работы не менялось и по характеру выполняемой работы не отличалось от ранее выполняемой работы. Кроме того, ПЧ-148 п.Сосновское ГУ МЧС России по Нижегородской области являлась самостоятельным подразделением ГУ МЧС России по Нижегородской области. В том, что за период работы с 01.01.2009 года по 16.01.2009 года уплата страховых взносов в пенсионный орган не производилась, её вины нет имеется. Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 26 октября 2010 года постановлено: Исковые требования Кольчугиной ТВ к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Нижегородской области о включении в специальный стаж определенного периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить. Включить Кольчугиной ТВ в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы /пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб/ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий периоды работы с 31.01.1984 года по 30.05.1985 года и с 31.05.1985 года по 25.01.1986 года в качестве инженера / инструктора/ по противопожарной профилактики /по работе с ПСО и ДПД/ ППЧ-56 Павловского ОППО, с 01.01.2005 года по 31.03.2007 год и с 01.01.2009 года по 16.01.2009 года в качестве диспетчера 148 пожарной части Главного Управления МЧС России по Нижегородской области по охране Сосновского района. Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Нижегородской области назначить Кольчугиной ТВ досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с 10.07.2010года. Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по Сосновскому району в пользу Кольчугиной ТВ в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей. В кассационной жалобе ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Сосновскому району Нижегородской области просит отменить решение суда как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального права. Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 40 Гражданского процессуального кодекса РФ. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда и удовлетворению кассационной жалобы заявителя. Из материалов дела следует, что истица, 10.07.1960 года рождения, 01.06.2010 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 10.06.2010 года истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку не были включены в специальный стаж период работы с 31.01.1984 года по 30.05.1985 года в качестве инструктора по работе с ПСО и ДПД Сосоновской ППЧ-56 Павловского ОППО, с 31.05.1985 года по 25.01.1986 года в качестве инженера пожарной профилактики ППЧ – 56 Павловского ОППО, с 01.01.2005 года по 31.03.2007 года в качестве диспетчера 148-ПЧ Федеральной противопожарной службы по охране р.п. Сосновское, с 01.01.2009 года по 16.01.2009 года в качестве диспетчера 148-ПЧ Федеральной противопожарной службы по охране р.п. Сосновское, в связи с тем, что должности «инструктора по работе с ПСО и ДПД» и «инженера пожарной профилактики» не предусмотрены Списками должностей работников государственной противопожарной службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 года №437. С 01.01.2005 года работники противопожарных служб субъектов Российской Федерации правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются. За период работы истицы с 01.01.2009 года по 16.01.2009 года уплата страховых взносов в Пенсионный фонд не производилась. Разрешая гражданское дело по существу заявленных требований, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что истица имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на должностях государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Доводы жалобы о нарушении судом норм материального права являются необоснованными по следующим основаниям. В соответствии с положениями статьи 27 пункта 1 подпункта 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Действительно, должности инструктор по работе с ПСО и ДПД и инженер пожарной профилактики в данном Списке не указаны. Между тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт1статьи27 и подпункты7-13пункта1статьи28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, являющемуся приложением к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 ноября 2009г. N919, в должностные обязанности Инструктора противопожарной профилактики пожарной части (отдельного поста) Государственной противопожарной службы входит проведение обследования и проверки обслуживаемых объектов (зданий, сооружений, помещений и территорий) на соответствие их требованиям пожарной безопасности и по их результатам оформление необходимых документов; анализ состояния пожарной безопасности обслуживаемых объектов; проверка технического состояния средств пожарной автоматики и пожаротушения, систем противопожарного водоснабжения и дымоудаления, установок оповещения людей при пожаре, аварии или стихийном бедствии; подготовка проектов приказов (распоряжений) по вопросам пожарной безопасности по обслуживаемому объекту; проведение занятий с членами добровольных пожарных дружин (команд) и пожарно-технических комиссий, работниками обслуживаемых объектов по пожарно-техническому минимуму; осуществление проверки по делам о пожарах, авариях в рамках своих полномочий. Проанализировав представленные доказательства, в частности: справку 148-ПЧ ГУ ЦУС ФПС по Нижегородской области от 12.08.2010 года (л.д.9), штат Горьковской профессиональной пожарной части 3-го разряда Павловского ППО УВД Горьковского облисполкома, утвержденное в 1977 году (л.д.33), штат 56-Сосновской профессиональной пожарной части 2 группы УПО УВД Горьковского облисполкома по охране р.п. Сосновское, Сосновского района, Горьковской области, утвержденный в декабре 1986 года (л.д.34), штат 16 Павловского отряда профессиональной пожарной охраны 1 группы УПО УВД Горьковского облисполкома, утвержденный в декабре 1986 года (л.д.91), перечень должностей работников профессиональной пожарной охраны, входящих в номенклатуру начальника УПО и начальника ОППО, утвержденный в ноябре 1984 года (л.д.35-36), приказа начальника УПО УВД Горьковского облисполкома от июня 1985 года (л.д.67-69), должностные обязанности инженера пожарной профилактики ППЧ-56 и ПЧ-148 по охране р.п. Сосновское (л.д.78), должностные обязанности инструктора пожарной профилактики ППЧ-56 и ПЧ-148 и инструктора ППЧ-56 по охране р.п. Сосновское (л.д.79), объяснения истицы, показания свидетелей Тихонова и Рыповой, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в оспариваемые периоды времени с 31.01.1984 года по 30.05.1985 года, с 31.05.1985 года по 25.01.1986 года истица выполняла должностные обязанности инструктора по противопожарной профилактике. При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерным вывод суда о необходимости включения в специальный стаж истицы вышеуказанных периодов её работы в качестве инструктора по противопожарной профилактике. Доводы жалобы о том, что из льготного стажа истицы подлежат исключению периоды работы с 31.01.1984 года по 30.05.1985 года, с 31.05.1985 года по 25.01.1986 года отклоняются судебной коллегией как безосновательные. Правильным является вывод суда о необходимости включения в специальный стаж истицы периодов работы с 01.01.2005 года по 31.03.2007 года в качестве диспетчера 148-ПЧ, поскольку основаны на нормах материального права. Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, внесены изменения в статью 5 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Указанным нормативным актом предусмотрено, что в государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ. На основании приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 года №487 Главное управление по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01.01.2005 года реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. Одновременно был создан Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. Согласно записям 23,24 в трудовой книжке истицы, с 01.01.2005 года в связи с ликвидацией управления по делам ГО И СЧ Сосновского района 148-ПЧ по охране р.п. Сосновское передана в подчинение ГУ МЧС России по Нижегородской области. 16.01.2009 года истица уволена в порядке перевода в 148 ПЧ ФПС по охране р.п. Сосновское ГУ «Центр управления силами Федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» ГУ МЧС Росси по Нижегородской области. В соответствии с представленным трудовым договором №9 от 01.01.2005 года, заключенным между истицей и ПЧ-148 п.Сосновское ГУ МЧС России по Нижегородской области, Кольчугина Т.В. была принята на работу в 148-ПЧ 14-ОГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области на должность диспетчера. Согласно представленным положениям 148 пожарной части ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране Сосновского района и 14 отряде ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области (л.д.18-22, 49-52), указанный отряд за спорный период фактически находился в двойном подчинении и, являясь структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области в части финансирования, не был выведен из состава МЧС России, одновременно являлся также подразделением ГУ МЧС России по Нижегородской области, о чем также свидетельствует наименование отряда (14 отряд Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Нижегородской области), но и предусмотренный Положением об отряде порядок формирования структуры и штата, назначения на должность и освобождения от должности. Так, согласно пункту 1.4. Положения об отряде предусматривается, что структура и штат 14-ОГПС ГУ МСЧ России по Нижегородской области утверждаются приказом ГУ МЧС России по Нижегородской области по согласованию с Комитетом гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. Штат самой 148-ПЧ, являющейся подразделением ГУ МЧС России по Нижегородской области, утверждается приказом ГУ МЧС России по Нижегородской области (пункт 1.3. Положения о части). В спорный период постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 года № 779 было утверждено Соглашение между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Нижегородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Согласно статьей 2 данного соглашения МЧС России осуществляет оперативное управление силами и средствами, руководство деятельностью единых дежурно-диспетчерских служб, а Правительство Нижегородской области обеспечивает в установленном порядке финансовыми и материально-техническими средствами по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайными ситуациями. Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что структурная и функциональная принадлежность 148 пожарной части ГУ МЧС России по Нижегородской области всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, а истица в спорный период с 01.01.2005 г. по 31.03.2007 года осуществляла свою деятельность в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Таким образом, исходя из того, что истица в оспариваемый период являлась сотрудником федеральной противопожарной службы, доводы заявителя жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истицы вышеуказанного периоды её работы отклоняются судебной коллегией как несостоятельные. Все доводы жалобы проверены судебной коллегией и не могут повлечь отмену оспариваемого решения суда. Руководствуясь статьями 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, ОПРЕДЕЛИЛА: решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 26 октября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения. Председательствующий судья: Судьи:
должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с вышеприведенными положениями закона.
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516), обоснованно пришел к выводу о необходимости включения указанного спорного периода в специальный стаж истицы.